Analitika.at.ua. В рассказах посетивших Азербайджанскую республику
людейнередко можно услышать о
гостеприимстве жителей этой республики, даже доброте и улыбчивости. Да и мой
прошлый опыт общения с представителями азербайджанского народа не давал повода
думать о них как о моральных уродах, каковыми сегодня выглядят подавляющее
большинство ведущих публичную деятельность азербайджанцев. Какая-то
психологическая загадка: в отдельности каждый азербайджанец является нормальным
индивидуумом, но вот в масштабах республики такого уже не скажешь. Более того,
в целом тюркская часть Азербайджанской республики представляет собой собрание
позорящих человечество экземпляров, преисполненных зависти, желчи и взаимной
ненависти. Понять эту психологическую загадку можно лишь изучив эксперимент
профессора Стэнфордского университета (США) Филиппа Зимбардо, поставленный им в
уже далеком 1971 году.
Профессор Зимбардо заинтересовался неэффективностью
пенитенциарной системы вообще иамериканской в частности, а также взаимоотношениями сотрудников тюрем и
арестантов. В ходе эксперимента он также надеялся понять влияние тюремных
условий на психологию обычного нормального человека. Для изучения влияния
тюремных условий на психологию человека, Зимбардо разместил объявление в газете,
приглашая добровольцев принять участие в эксперименте. Из большого количества
желающих оказать помощь науке, были отобраны 24 самых «средних и нормальных»,
со здоровой психикой людей в возрасте 25-30 лет. Затем была проведена
жеребьевка, по результатам которой добровольцы были разделены на две группы:
«заключенных» и «охранников». Затем всех отпустили домой, предупредив, что
вскоре за ними «заедут». После этого один из коридоров Стэнфорда был
переоборудован в тюрьму, достаточно реалистично передающей атмосферу этого
учреждения.
В одну из ближайшихсуббот за «заключенными» заехала полиция: им надели наручники и,
объяснив, чтоони обвиняются в
вооруженномограблении, затащили в
машины иотвели в полицейский участок.
Вучастке с участников эксперимента
сняли отпечатки пальцев, завели уголовное дело и отправили в «Стэнфордскую
тюрьму». При этом их участие в эксперименте даже не упоминалось. Создавалась
атмосфера абсолютной достоверности происходящего.
Примерно так же «вводили в роль» охранников. Их одели в
униформу цвета хаки, дали по резиновой дубинке и зеркальные очки, чтобы
заключенные не могли видеть выражения их глаз. Охранникам также внушили, что
руководитель «тюрьмы» и его помощники наблюдают исключительно за заключенными,
добившись, таким образом, их раскрепощенного поведения. Эксперимент должен был
продлиться 15 дней, однако был остановлен уже на шестой день, и насколько
известно, никогда не повторялся. О причинах остановки эксперимента мы еще
скажем.
Результаты Стэнфордского эксперимента оказались
поразительными. Уже начиная со второго дня «охранники» принялись за самые
изощренные издевательства над «заключенными», а сами «заключенные», в первый же
день попытавшиеся взбунтоваться, затем все более ломались духовно, и уже на
третий-четвертый день превратились в униженную, забитую и безропотную массу.
При этом каждый последующий день все более убеждал в безнаказанности
«охранников», придумывавших все более изощренные садистские приемы унижения
людей, а «заключенные», соответственно, все более теряли человеческое
достоинство. Они совершенно потеряли чувство реальности, и в самом деле
осуждали себя заключенными. Достаточно сказать, что даже пришедшему их
навестить священнику «заключенные» представлялись не по своим истинным именам,
а по тюремным номерам, данным им «охранниками».
Интересно, что вобычной жизни все «охранники»и
«заключенные» были обыкновеннымипростыми милыми людьми со своими интересами. И, тем не менее, отношения
между ними сложились чисто «тюремные», когда одни превратились в абсолютного
господина, а другие – покорного и бессловесного исполнителя чужой воли. Более
того, даже разговоры между «заключенными» касались исключительно тюремной
жизни, словно все их жизненные интересы остались за пределами «тюрьмы». Когда
одному из «заключенных» предложили расторгнуть контракт и отказаться, таким
образом, от причитающегося ему гонорара, он расплакался от счастья. После этого
ему приказали идти в свою камеру, и этот человек, уже расторгнувший контракт
(!), вновь покорно поплелся в камеру.
История со Стэнфордским экспериментом удивительно напоминает
реалии Азербайджанской республики, в которой, так же, как и в эксперименте, все
обитатели разделились на «заключенных» и «охранников». Это сходство подвигло
меня на более близкое знакомство с экспериментом профессора Филиппа Зимбардо.
И, надо сказать, не зря. В процессе чтения об эксперименте я все больше
убеждался, что в советниках у руководства Азербайджана находятся люди, знакомые
с работой Ф. Зимбардо, или, по крайней мере, владеющие приемами подавления воли
людей. Попробуем разобраться в эксперименте, проводимом в масштабах целой
республики в сравнении с экспериментом Зимбардо.
Итак, профессор Зимбардо, в целях большего внушения
«заключенным»тюремных условий,
предпринял меры по деиндивидуализации людей. Любой человек, даже обладающий
яркой индивидуальностью, оказавшись в «тюрьме», теряет свои характерные
особенности и превращается в просто «заключенного номер такой-то». Этому
способствовали как форма обращения к «заключенным» - обезличенная, грубая и
неуважительная, так и методы отношения к ним. Например, по прихоти «охранников»
«заключенным» могли запретить идти в туалет, вбрасывая в качестве клозета в
камеры целлофановые пакеты. Уже к концу второго дня эксперимента от всех
«заключенных» исходил дурной запах. На груди и на спине у них были нашиты
номера, заменившие им имена на все время пребывания в «тюрьме».
Такую же роль, только с обратным знаком, имела форма«охранников», относящихся к
«заключенным»с «узаконенной»
жестокостью. То есть проводилась также и деиндивидуализация «власти». Охранники
также должны быть обезличены и ассоциироваться исключительно с карательными
функциями. Интересно, что в Индии, например, полицейским предписано носить усы,
так как считается, что «средний» индус относится к усатым мужчинам с большим
уважением, чем к мужчинам без усов.
Совершенно то же самое исповедуется в Азербайджане, в
котором «заключенные» - абсолютно бесправная, забитая и запуганная масса, с
которым «охранникам» полагается общаться лишь как с рабочим быдлом. Да,
«заключенным» там не пришивают тюремные номера, но все остальное копирует
Стэнфордский эксперимент. «Заключенные» этой республики равноправны в своем
бесправии, в то время, как не проявляющий должного усердия «охранник»
непременно будет лишен свои «привилегий». В Азербайджане людей вынуждают
улыбаться и аплодировать тогда, когда им более всего хочется высказать все, что
накопилось на душе, плюнуть и уйти. Их заставляют юлить и угодничать перед
«охранниками», в надежде на право добраться до кормушки.
Вытравливание мужского начала. Черты характера настоящего
мужчины – доблесть, стойкость, смелость, решительность, решимость защищать
слабых и так далее – «охранникам» не нужны. Управлять такими людьми весьма
проблематично. Охранникам куда удобнее робкие, уступчивые, податливые и
послушные заключенные. С учетом этого в Стэнфордской тюрьме «заключенных» одели
в короткие халаты и лишили возможности носить нижнее белье. Осанка и походка
«заключенных» сразу же изменились, потеряли мужественность, что дало повод
«охранникам» обращаться к ним со словами «душечка», «милашка» и т.д. Не
довольствовавшись этим унижением, «охранники» заставляли «заключенных» надевать
на голову женский чулок…
И вновь невозможно не заметить сходства с реалиями
Азербайджана, в котором сегодня буквально насаждается гомосексуализм. В
современном Азербайджане практически невозможно увидеть на экранах телевизоров
«натуралов», эфирное время заполонили всякие разные программы, участники
которых постоянно выпячивают свою нетрадиционную (в случае с Азербайджаном
можно спокойно констатировать: традиционную) сексуальную ориентацию. В вечернее
время наиболее оживленные районы Баку, это традиционные места сбора голубых
представителей населения города, в частности, Тбилисский проспект, Третий бакинский
парк имени Деде Коркута и т.д.
Полиция отлавливаетв
городе бородатых мужчин и забирает в участок, где их в обязательном порядке
насилуют. Иногда полицейские не ленятся и сбривать бороды задержанных, хотя
после первого этапа наказания это уже представляется лишним. Тем не менее,
труды полицейского «брадобрея» невольник обязан оплачивать натурой. После
двухчасового пребывания в азербайджанском полицейском участке «бородачи»
превращаются в надломленных, забитых и легко управляемых граждан.
Однако наиболее массовый характер это явление принялов вооруженных силах Азербайджана. Как говорят
бакинские острословы, служба в азербайджанской армии начинается с
удовлетворения преступной похоти командира. Азербайджанскую пословицу – «Первая
жена азербайджанца – ослица», – в Баку слегка удлинили: «А первый муж –
офицер». В самом деле, редкий азербайджанский солдат может похвастать тем, что
ему удалось «сохранить невинность». Изнасилования и развратные сексуальные
оргии в ВС Азербайджана приняли характер эпидемии. Назначение на любую
мало-мальски привлекательную должность в азербайджанской армии происходит
исключительно после удовлетворения сексуальных прихотей командиров.
Стэнфордский экспериментзакончился с приходом в Университетневесты Филиппа Зимбардо. Глубокопотрясенная увиденным, она потребовалау жениха прекратить бесчеловечныйэксперимент. Это было нелегко, таккак под влияние эксперимента попал уже и сам ученый, действительно
почувствовавший себя всесильным начальником тюрьмы. Тем не менее, Кристина
Мэслаш, невеста Зимбардо, настояла на прекращении эксперимента.
Вот что рассказывает сама К. Мэслаш: «Когда я вошла, меня
подозвали к окошку, сказав, что я увижу кое-что весьма и весьма интересное,
потому что сейчас как раз «смена Джо Уейна». Я взглянула в окошко и увидела,
что известный «Джо Уейн» – это был тот самый «милый и интеллигентный» человек,
с которым я только что разговаривала. Только теперь это был совсем другой
человек. Он орал и немыслимо ругался на заключенных, выстроившихся в коридоре
для переклички. Трансформация была потрясающей – стоило ему одень форму хаки,
взять в руки дубинку и войти в тюремный коридор – и вот это уже совсем другой
человек – само олицетворение грубости и жестокости, само воплощение
«исключительно формального» «ничего личного» «знающего жизнь» тюремного
исполнителя».
Стэнфордский экспериментпродлился всего пять суток. Иза
это короткое время сумел превратить «обыкновенных» людей в запуганных и
подавленных «заключенных», с абсолютным послушанием и постоянным чувством
страха. В другой группе людей – «охранниках» -Стэнфордский эксперимент, напротив, пробудил жестокость и
бесчеловечность, безразличие к страданиям близкого. И все это все, повторимся,
всего за пять суток. В Азербайджане «Стэнфордский эксперимент» продолжается
уже, как минимум, полтора десятка лет. И конца этому жестокому эксперименту
пока не видно.
Годы спустя послеэксперимента в Стэнфордском университете Кристина Мэслаш писала:
«Вспоминая, спустя годы, об этом дне, я часто спрашивала себя – почему моя
реакция была не такая, как у всех. Я думаю, основная причина была в том, что я
была совершенно посторонним человеком, взглянувшим на эксперимент со стороны».
В самом деле, со сторонывсегда виднее. И если значительная часть жителей Азербайджана по
сейдень не осознает, в каких тюремных
условиях им приходится жить, то этолишь
потому, что их никто и никогдане учил
смотреть на себя со стороны. Изменить ситуацию в Азербайджане, вернуть людям
человеческий облик, теоретически, мог бы начальник тюрьмы, Ильхам Алиев.
Однако, он, как и Филипп Зимбардо, давно уже заразился массовым психозом и
вжился в роль главного охранника системы. А его невеста, Мехрибан Пашаева,
давно уже превратилась в Мехрибан ханым Алиеву.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.