Analitika.at.ua. Завтра в Астане открывается очередной саммит ОБСЕ. Одной
из краеугольных тем саммита будет проблема урегулирования нагорно-карабахского
конфликта. В преддверии саммита наблюдалась очевидная интенсификация усилий по
сближению позиций сторон конфликта. Посредниками, и в первую очередь Россией,
было сделано немало для сближения позиций сторон.
Вместе с тем фон для этих усилий был не совсем
благоприятный. Минувший год Азербайджан затратил на убеждение мирового
сообщества в том, что, если на Армению не будет оказано давление, принуждающее
армянскую сторону к односторонним уступкам, альтернативой будет война. Для
особой убедительности на линии соприкосновения вооруженных сил Азербайджана и
Нагорного Карабаха со стороны Баку не раз предпринимались провокационные
вылазки, унесшие жизни и с той и с другой стороны.
В БАКУ, ПО-ВИДИМОМУ, ПОЛАГАЮТ, ЧТО НА ПИКЕ СВОЕЙ НЕФТЯНОЙ
АКТИВНОСТИ и экономических трудностей в Армении самое время попытаться
выторговать как можно больше и постараться при этом ничего реального не обещать
Карабаху взамен. Конечно, никто не вправе отказать Баку в стремлении получить
как можно больше из того, что им было потеряно в ходе развязанной им же в
Карабахе войны, но также никто не вправе отказать Еревану и Степанакерту в
праве самим устанавливать тот уровень безопасности, который необходим для
развития двух армянских государств.
В этом смысле примечательно решение президента Армении не
ехать на саммит НАТО в Лиссабон из-за поверхностной формулировки декларации
саммита о территориальной целостности как о главном принципе урегулирования
региональных конфликтов. Позже официальные представители НАТО в лице генсека
организации и представителя НАТО на Южном Кавказе однозначно дали понять, что
эти формулировки относились к ситуации вокруг Грузии, а что касается Нагорного
Карабаха, то позиция НАТО проста - поддержка деятельности Минской группы ОБСЕ и
принципов урегулирования конфликта на основе Хельсинкского Заключительного
акта.
Тем не менее решение Сержа Саргсяна не ехать на саммит НАТО
было мессиджем, что для Еревана неприемлемо какое-либо решение конфликта,
ущемляющее уже реализованное народом Нагорного Карабаха право на
самоопределение и свободное развитие.
ЕЩЕ БОЛЕЕ ЧЕТКОЕ ПОСЛАНИЕ КАК БАКУ, ТАК И ПОСРЕДНИКАМ
ПОСЛЕДОВАЛО ИЗ СТЕПАНАКЕРТА. В Нагорном Карабахе прошли военные учения, которые
предупредили Баку, чем будет чревато для Азербайджана возобновление боевых
действий. Наряду с этим Общественным советом по внешней политике и безопасности
НКР в Степанакерте был организован круглый стол, в ходе которого в очередной
раз была изложена позиция народа Нагорного Карабаха и подчеркнуто, что НКР -
суверенное демократическое государство, которое является правопреемником СССР
на принадлежащей ему территории, т.е. той территории, которая никогда не была в
составе независимого Азербайджана, и никакие иные толкования этой темы для
Нагорного Карабаха неприемлемы.
Участниками обсуждений разработан проект Декларации о праве
народа НКР на мир и свободное развитие, который вынесен на обсуждение
парламента НКР. В декларации выражена принципиальная позиция армянской стороны
по разным аспектам нагорно-карабахского урегулирования: в частности,
подчеркивается, что до уточнения международно признанного статуса Нагорного
Карабаха и его международно признанных границ речь не может идти о каких-либо
территориальных уступках Азербайджану: "Согласно Конституции НКР, до
восстановления целостности ее государственной территории и уточнения границ
публичная власть осуществляется на территории, фактически находящейся под
юрисдикцией НКР".
Полагая, что восстановление или компенсация всех нарушенных
во время нагорно-карабахского конфликта прав человека является главной задачей
урегулирования, авторы проекта отмечают: "Полноправное участие
Азербайджанской Республики в ОБСЕ противоречит принципам уважения прав
человека, равноправия народов и нарушает право народа НКР свободно
распоряжаться своей судьбой. Это создало для Азербайджанской Республики
возможность игнорировать свою ответственность за исправление нарушений прав
человека, которые были допущены в отношении армянского населения бывшей
Азербайджанской ССР, отрицать право на самоопределение и развитие народа НКР,
считать законным применение против НКР военной силы и оккупацию ее территории.
Такое положение представляет собой серьезное препятствие на пути прилагаемых
усилий по урегулированию конфликта под эгидой ОБСЕ. Благодаря этому положению
установленное в 1994 году перемирие было использовано Азербайджанской Республикой
для наращивания своей военной мощи, которое привело сегодня к усилению угрозы
возобновления войны".
В ПРОЕКТЕ ДЕКЛАРАЦИИ ПОДЧЕРКНУТО: "ОБСЕ НЕСЕТ
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИСПРАВЛЕНИЕ нарушений международного права, которые до сих
пор препятствуют реализации народами их права на самоопределение, а также
способствуют усилению угрозы возобновления войны. Международное признание
легитимности государственного суверенитета НКР является фундаментом
справедливого урегулирования нагорно-карабахского конфликта, основой для
прочного мира и свободного развития армянского и азербайджанского
народов".
Позиция Нагорного Карабаха изложена четко. Вопрос в том,
есть ли в Баку и ОБСЕ понимание, что только с учетом волеизъявления народа
Нагорного Карабаха может быть построено долговременное урегулирование
конфликта. В минувшее воскресенье на пресс-конференции в Астане генсек ОБСЕ
Марк Перрен де Бришамбо отметил, что для урегулирования нагорно-карабахского
конфликта необходим конструктивный подход с обеих сторон, чтобы можно было
достичь мира в этом регионе, и это задача Минской группы и председателя ОБСЕ.
"Подошло время перевернуть страницу, чтобы две соседние страны могли жить
в атмосфере дружбы и сотрудничества. Необходимо разрешить нагорно-карабахский
конфликт", - заявил де Бришамбо.
Замглавы МИД Казахстана Константин Жигалов, участвовавший на
пресс-конференции, в свою очередь заметил, что обсуждение проблемы продвигается
очень непросто, "хотя по ряду направлений удалось сделать многое".
"Мы будем стремиться к определенным попыткам внести позитивный вклад,
чтобы нагорно-карабахский вопрос нашел правильное отражение в документах
саммита, и будем надеяться, что нам это удастся", - заключил Жигалов.
Желание похвальное. Но сбудется оно только при понимании (в
первую очередь в Баку), что решающим голосом в вопросе долговременного
урегулирования нагорно-карабахского конфликта является голос Степанакерта. Пока
же этого понимания нет или оно неполное, говорить о прорыве в Астане очень
затруднительно. Рубен МАРГАРЯН, golosarmenii.am
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.