Четверг, 25.04.2024, 07:01
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2011 » Июль » 14 » Страсти по закону
Страсти по закону
00:13

Analitika.at.ua. Как известно, поправки, внесенные 5 июля в Гражданский кодекс Грузии парламентом страны, предоставляют существующим в Грузии религиозным объединениям возможность регистрации в качестве юридического лица публичного права. Регистрацию будет производить Национальное агентство публичного реестра Министерства юстиции Грузии. При этом, как отмечается в принятых парламентом Грузии законодательных поправках, речь идет только о тех религиозных течениях, которые в странах – членах Совета Европы признаны законом как религии. Заметим, что до принятия поправок эти религиозные объединения (в том числе и Грузинская епархия Армянской Апостольской Церкви) не считались официальными религиями и являлись лишь субъектами частного права.

 

Что же касается особого правового статуса Грузинской Автокефальной Апостольской Православной Церкви, то она по-прежнему остается в привилегированном положении, согласно Конституции Грузии и конституционному соглашению, заключенному между Церковью и государством при президентстве Эдуарда Шеварднадзе в 2002 году. В этом конкордате подчеркивается особая роль Грузинской Православной Церкви.

 

Казалось бы, в принятом парламентом Грузии решении нет ничего особо выдающегося и ущемляющего права как Грузинской Церкви, так и ее прихожан. Принятый законопроект – дань провозглашенным в странах Европы известным принципам свободы вероисповедания и равенства конфессий. Однако это решение вызвало в соседней стране нешуточные и не совсем понятные (с точки зрения дружеских отношений между Арменией и Грузией) страсти.

 

Как правило, инициируются они из резиденции Патриарха Илии Второго, который выступил против принятия поправок под предлогом необходимости их предварительного и обстоятельного обсуждения с общественностью и Церковью. Сегодня, уже после принятия закона, Грузинская Церковь настойчиво добивается его отмены, организуя с этой целью митинги прихожан и политизируя вопрос.

 

Как сообщают информационные агентства, в минувшее воскресенье после митинга прихожан к последним обратился дьякон собора Святой Троицы Петр Кварацхелия. Он подчеркнул, что грузинский народ может простить вражду и предательство, но борьбу с религиозными ценностями (?) не простит никогда. Дьякон выразил уверенность, что усилия прихожан завершатся их победой, призвал авторов закона раскаяться, пока не поздно, и перейти на сторону народа и Католикоса-патриарха.

 

Между тем о необходимости принятия соответствующего закона говорилось давно. Что же касается "широких общественных обсуждений", в грузинском обществе они шли с момента провозглашения независимости страны, поскольку в многонациональной и многоконфессиональной Грузии права всех других церквей, кроме Грузинской Православной Церкви, фактически были существенно ущемлены. Другое дело, что такое положение "в глубине души" было выгодно Грузинской Церкви, поскольку лишало другие религиозные объединения возможности юридической защиты в отстаивании своих прав. Скорее всего, именно этим и объяснялось постоянное затягивание урегулирования вопроса, несмотря на призывы европейских структур.

 

Однако с каждым годом подобная ситуация становилась все более нелогичной, особенно на фоне претензий Грузии на роль "локомотива демократии" на Южном Кавказе. Поэтому, как отмечают политологи, принятие соответствующих законодательных поправок в большей степени было вынужденным шагом, предпринятым в контексте выполнения Грузией своих обязательств перед европейскими структурами. "Стране, которая называет себя "маяком демократии" на Южном Кавказе, сложно было объяснить, почему попирались минимальные религиозные права проживающих в стране людей других вероисповеданий", - отмечает заместитель директора Института Кавказа политолог Сергей Минасян. И вот наконец закон принят, но, судя по всему, нужно приложить еще немало усилий, чтобы прекратились спекуляции вокруг него.

 

Примечательно, что за несколько дней до принятия закона в Тбилиси состоялась встреча Илии II с армянским Католикосом Гарегином Вторым. Армянская сторона подняла вопрос статуса Грузинской епархии Армянской Апостольской Церкви. По-видимому, в соответствии с заранее достигнутыми межправительственными договоренностями предполагалось, что в ходе визита будет заявлено о согласовании общей позиции по этому вопросу. Однако этого не произошло, более того, после отъезда Гарегина II из Грузии Илия Второй выступил с заявлениями о недостаточном опыте и "молодости" главы Армянской Апостольской Церкви.

 

Тем не менее это не помешало парламенту Грузии принять соответствующий закон, а Михаилу Саакашвили утвердить поправки, несмотря на призывы Илии Второго наложить вето. Армянская Апостольская Церковь выразила благодарность Саакашвили, что, по всей вероятности, еще более разозлило Илию и в интернете появилась видеозапись разговора за кубком вина между грузинским Патриархом и армянским Католикосом. Видеозапись, по всей вероятности, была призвана скомпрометировать главу Армянской Апостольской Церкви...

 

Но кульминацией антиармянских спекуляций после принятия закона стало заявление экс-главы Грузии Эдуарда Шеварднадзе. По его мнению, парламент Грузии должен извиниться перед Патриархом, которого он давно не видел "столь возмущенным". Дальше – больше: экс-президент заявил, что "заложенные в законе пункты могут привести к появлению армянских претензий не только на церкви в Грузии, но и на ее территории". "Надеюсь, этого не произойдет, так как и там есть умные люди, которые знают, что Грузия их много раз спасала и сейчас она нужна армянам как воздух", - подчеркнул Шеварднадзе.

 

Достаточно хамское, прямо скажем, заявление. Конечно, не Шеварднадзе, развалившему собственную страну, судить о том, кто настолько глуп и кто насколько умен. Но куда примечательнее другое. "Умник" Шеварднадзе фактически проболтался, в чем именно состоит истинная причина недовольства Грузинского патриархата. Отсутствие у Армянской Апостольской Церкви статуса официально признанного в Грузии религиозного объединения позволяло Грузинской Церкви всячески затягивать решение вопроса о принадлежности ряда армянских церквей на территории Грузии, дожидаясь их естественного разрушения вследствие бесхозности. Что, собственно, и происходило. Сейчас у Грузинской епархии Армянской Апостольской Церкви станет больше возможностей для отстаивания своих обоснованных прав, и именно это обстоятельство, по-видимому, очень раздражает Шеварднадзе, Илию Второго и особо экзальтированных прихожан Грузинской Православной Церкви.

 

Будем надеяться, что страсти понемногу утихнут. Наверняка есть люди, организации, структуры, заинтересованные в ухудшении отношений между Грузией и Арменией. Наверняка есть влиятельные люди, в чьи сиюминутные интересы не вписываются братские отношения двух стран. Но не они должны определять политику двух стран, как и не Шеварднадзе должен давать "уроки мудрости". Кстати заметим: тому самому Шеварднадзе, который в свое время предлагал Армении ввести в Грузию войска для охраны газопровода...

 

"Будет удивительно, если вопрос о присвоении юридического статуса религиозным объединениям вызовет какие-либо недоразумения между двумя странами, тем более что между грузинами и армянами всегда дружеские отношения", - заявила на днях заместитель министра иностранных дел Грузии Нино Каландадзе. По ее словам, хорошие отношения между Арменией и Грузией ежедневно улучшаются. Армянская Церковь, как отметила замминистра, была заинтересована в принятии закона, следовательно, для нее будет непонятно, если в этом направлении будет какая-то неразбериха.

 

Более чем непонятно, добавим мы. И не только для нас.

 

Между тем

 

Передумали

 

Парламент Грузии внес изменения в Гражданский кодекс, частично нивелировав предоставляемые нескольким религиозным организациям, в том числе и Армянской Апостольской Церкви, широкие привилегии, сообщает NEWS.am.

 

ПО СЛОВАМ РУКОВОДИТЕЛЯ АРМЯНСКОЙ АССАМБЛЕИ ТБИЛИСИ АРНОЛЬДА СТЕПАНЯНА, новые изменения всего лишь дают право регистрироваться в качестве религиозных организаций. Степанян добавил, что этот консенсус между властями Грузии и Грузинской Православной Автокефальной Церковью сбросил внутриполитическое напряжение в стране, однако этим был нанесен серьезный удар Армянской Апостольской Церкви, которая уже не может предъявить заявку на возврат армянских церквей, хотя прежние изменения вселяли некоторую надежду. Рубен МАРГАРЯН, «Голос Армении»

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 665
Календарь новостей
«  Июль 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru