Analitika.at.ua. 2 апреля начинается последняя - Страстная неделя Великого
Поста, посвященная воспоминаниям о последних днях земной жизни Иисуса Христа -
Его страданиях, крестной смерти и погребении. По значимости событий все дни
Страстной недели называются Великими.
Великий Понедельник
Этот день посвящен воспоминанию о сотворении мира (Быт.
1:1-31).
ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ЧТЕНИЯ во время утреннего богослужения
упоминают историю "Проклятой смоковницы", когда Иисус, возвращаясь из
Вифании в Иерусалим, проклял бесплодную смоковницу, отчего она засохла.
Согласно богослову VII века Стефану Сюнеци, смоковница символизирует
"обрезанный" народ, к которому пришел проголодавшийся Христос, и
кажущуюся жизнь, так как не нашел у них духовной пищи.
Великий Вторник
Великий Вторник посвящен евангельской притче о десяти девах
(Матф. 25: 1-13).
ЭТА ПРИТЧА о пяти мудрых и пяти неразумных девах, которые
взяли светильники и вышли навстречу жениху, наказывает быть готовыми ко Второму
Пришествию Христа. В Великий Вторник во время вечернего богослужения на суд
церкви выходят десять отроков. Пятеро из них несут в руках зажженные свечи,
символизирующие мудрых дев, а потухшие свечи в руках остальных пяти отроков
символизируют неразумных дев.
Великая Среда
Великая Среда посвящена воспоминанию о помазании Иисуса в
Вифании и предательстве Иуды (Матф. 26: 14-16).
ЗА ШЕСТЬ ДНЕЙ ДО ПАСХИ Иуда предложил выдать Иисуса. В этот
же день Христос говорил ученикам о своем близком уходе. Сестра Лазаря Мария,
взяв "фунт нардового чистого миро, помазала им Иисуса и вытерла волосами
своими ноги Его, и дом наполнился благоуханием..." Иуда Искариот, который
хотел предать Его, сказал: "Для чего бы не продать это миро за 300
динариев и не раздать нищим? Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на
день погребения Моего, ибо нищих всегда имеете с собой, а Меня не всегда
имеете". Со временем миропомазание стало одним из семи христианских
таинств, через которое на человека нисходит Божественная благодать.
Евангельские чтения Великой Среды призывают не злоупотреблять любовью и
доверием Господа, всегда помнить перенесенные Им во имя человечества страдания
и смерть, не сбиваться с пути истинного, поклоняться и прославлять Спасителя.
Великий Четверг
Служба этого важного дня посвящена воспоминаниям об омовении
Иисусом Христом ног учеников, Тайной вечере, молитвах Иисуса в Гефсиманском
саду и предательстве Его Иудой.
ХРИСТОС ЗНАЛ об уготованной Ему участи и говорил об этом
Своим ученикам: "Вы знаете, что через два дня будет Пасха и Сын
Человеческий предан будет на распятие". Четверг был днем ветхозаветной
Пасхи и Спаситель попросил своих учеников Петра и Иоанна пойти в город и
подготовиться к Пасхе.
Вечером Иисус и 12 апостолов собрались у стола. В это время
Христос объявил своим ученикам, что один из них предаст Его. Затем встал, снял
с Себя верхнюю одежду, налил в умывальную чашу воду и начал омывать ноги
ученикам. Этим примером Господь показал не только любовь к Своим ученикам, но
учил их смирению - тому, чтобы не считать за унижение служить кому бы то ни
было.
После вкушения ветхозаветной Пасхи Христос установил на этой
вечере таинство Святого Причастия. Он взял хлеб, благословил его, переломил на
части и, подавая ученикам, сказал "Сие есть Тело Мое, которое за вас
предается, сие творите в Мое воспоминание". Христос благословил также и
чашу после вечери, говоря: "Сия чаша есть Новый завет в Моей крови,
которая за вас проливается". Эта заповедь является основой таинства
Причащения, символизирующего самопожертвование Христа ради людей.
Утром Великого Четверга в церквах служат Святую Литургию,
происходит причастие, а вечером совершается символический обряд омовения ног.
Следуя примеру Господа, священник, стоя на коленях на Святом алтаре, омывает
ноги 20 отрокам или служителям церкви и помазывает их святым миро. После
окончания вечери Христос вместе с учениками отправился в Гефсиманский сад.
Через некоторое время там появился и Иуда с римскими воинами. Они подступили к
Христу, апостолы хотели защитить своего Учителя, но Он сказал: "Вложите
меч в ножны, ибо все взявшие меч, мечом и погибнут". Воины, связав Христа,
повели Его к первосвященнику. Апостолы оставили Иисуса и разбежались. Только
два из них - Иоанн и Петр - следовали за ним.
Вечером проходит служба покаяния, которая как бы подводит
итог Великому Посту. Часть этой службы происходит при потушенном свете, чтобы
дать прихожанам, не испытывая смущения, предаться покаянию и еще раз оплакать
муки Христа.
Великая Пятница
Служба Великой Пятницу посвящена воспоминанию о крестных
страданиях Спасителя, Его смерти и погребении. Церковный обряд Великой Пятницы
(обряд Распятия) начинается уже в четверг вечером и называется Хаварум
(Затмение).
НА АЛТАРЕ ГОРЯТ 12 СВЕЧЕЙ, а в центре - одна большая.
Читаются фрагменты из Евангелия, описывающие душевное смятение Иисуса и его
молитву в Гефсимании, арест Христа, допрос, унижения Господа, троекратное
отречение и раскаяние Петра. По прочтении каждого фрагмента гасится одна свеча
и в конце остается горящей только одна - большая. Погасшие свечи напоминают о
бегстве учеников из Гефсимании, а горящая символизирует одиночество Христа. Затем
совершается обряд Погребения: приготовленную из цветов и ветвей деревьев
символическую могилу Христа в сопровождении верующих обносят вокруг церкви.
Великая Суббота
Великая Суббота посвящена воспоминанию и погребению Иисуса
Христа.
СОГЛАСНО ЦЕРКОВНОМУ КАЛЕНДАРЮ, после вечернего богослужения
начинается новый день. Вечером Великой Субботы совершается Св.Литургия
сочельника, а после нее объявляется благая весть о Светлом Христовом
Воскресении. Тигран МИРЗОЯН, «Голос Армении»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.