Analitika.at.ua. Спустя 97 лет автор книги и героиня
фильма "Растерзанная Армения" "возвращается" на Родину...
… В это лицо хочется смотреть и смотреть, пытаясь проникнуть
взглядом сквозь толщу века и разгадать секрет необыкновенного мужества и
стойкости девушки, пережившей немыслимые страдания, но сумевшей найти в себе
силы жить дальше и осознавшей свою особую миссию.
На глазах 14-летней Аршалуйс Мартикян была зверски убита вся
ее семья – отец, мать, братья.. Над ней самой надругались, а потом угнали в
гарем, где ей также пришлось пройти через все круги ада. В 15 лет Аршалуйс
сумела бежать и оказалась в Америке, где на основании ее рассказов была
написана книгаRavished Armenia -
"Растерзанная (изнасилованная) Армения", а потом и участвовала в
создании одноименного фильма. Ее фотография на обложке первого издания книги
(1918г.) – словно символ Армении . Ее лицо – прекрасное, светлое, несущее в
себе глубочайший смысл и величайшую трагедию Родины - растерзанной, но не
сломленной, не сдавшейся, стремящейся встать на ноги и продолжающей жить и
созидать.
Аршалуйс Мартикян – Аврора Мардиганян, как ее назвали в США
– имя-легенда. Архив этой женщины, которую современники называли
"армянской Жанной д’Арк", в прошлом году был чудом найден и привезен
в Армению директором Музея-Института Геноцида армян Гайком Демояном. В интервью
"ГА" Г. Демоян впервые рассказывает об архиве, с разрешения
руководства МИГА мы также впервые публикуем найденные уникальные снимки.
- Что было известно все эти годы об архиве Аршалуйс?
- Многие историки давно уже превратились в настоящих
охотников за архивом Аршалуйс Мартикян, о трагической судьбе которой мы пока
знаем очень мало. В первую очередь речь идет о поисках полной версии фильма
"Растерзанная Армения, или Аукцион душ", впервые показанного в
Вашингтоне в январе 1919 года. Это беспрецедентный фильм, снятый по свежим
следам совершенного Геноцида. 16-летняя девушка, прошедшая сквозь ад Геноцида,
сумевшая спастись и добраться до США, спустя всего три года после трагедии
написала книгу с рассказом о том, что ей довелось пережить. Потрясшая всю
Америку книга вышла в свет в 1918г. Нашему музею в прошлом году удалось
приобрести поистине бесценный экземпляр первого издания, в котором есть и
доселе неизвестные фотографии со сценами депортации.
История Аршалуйс Мартикян, которую в США переименовали в
Аврору Мардиганян, и легла в основу фильма "Растерзанная Армения".
Она также сыграла в нем главную роль.
Не имевшая, естественно, навыков актерской игры, Аврора тем
не менее очень старалась. На съемках сцены побега из гарема, когда она должна
была перепрыгнуть с крыши одного здания на другую, девушка упала и сломала
бедро. Но продолжала сниматься с загипсованной ногой - повязку искусно
замаскировали под лохмотьями...
- Как сложилась ее личная жизнь?
- Трагически сложилась судьба не только фильма, но и самой
Аршалуйс-Авроры. Пережитые в ходе резни и потом в гареме ужасы долгое время не
давали ей возможности выйти замуж. Ее брак оказался неудачным, единственный сын
фактически покинул ее, и в 1994 году она в возрасте 92 лет умерла в полном
одиночестве и забвении. Настоящая героиня, стараниями которой правда о Геноциде
армян стала впервые известна мировому сообществу, оказалась покинутой всеми.
Никто не вспомнил, что именно благодаря ей в ходе показов всколыхнувшего всю
Америку фильма были собраны миллионы долларов, которые пошли в помощь армянским
сиротам, позволив спасти тысячи детей.
- Кажется, есть что-то мистическое в том, что удалось-таки найти архив
этой удивительной женщины...
- Я не думаю, что эта находка – случайность. Какая-то
невидимая рука направляет наши поиски, и в моей работе за 6 лет набралось уже
немало таких поразительных историй и находок.
В марте прошлого года, будучи в командировке в Калифорнии, я
побывал в гостях у одной армянской семьи, которая решила передать в дар
Музею-Институту редкие книги. Мы с коллегой отобрали нужные музею издания, и
вдруг, когда уже собрались уходить, хозяйка говорит, мол, у меня в гараже есть
еще один ящик, посмотрите, может, что-то ценное найдете.
Я открываю запылившийся ящик и... Представьте мое состояние,
когда мы увидели семейный архив Авроры Мардиганян, альбом с фотографиями ее
убитой во время Геноцида семьи, свадебными снимками, документы и личные вещи.
Затем удалось найти ее брошь, сумочку, личную Библию. Так, с миру по нитке мы
собирали все, что имеет отношение к этой поразительной женщине, в результате
Музей Геноцида обладает сегодня серьезным архивом, на основании которого будет
организована экспозиция.
Кстати, благодаря калифорнийским друзьям мы приобрели и
оригиналы газетных статей того времени о фильме "Растерзанная
Армения". Таким образом, у нас уже есть солидный материал для передвижной
и постоянной выставки, посвященной Авроре и фильму. Ее жизни и судьбе будет
посвящен специальный зал в МИГА, где всем желающим будет также
демонстрироваться сохранившийся 18-минутный отрывок из фильма.
- По сути дела, мы только начинаем открывать для себя – что сделала
Аршалуйс для нашего народа.
- Я убежден, миссия этой женщины – сакральна и ее значимость
мы действительно еще не осознали в полной мере. Ведь пережившие Геноцид в
подавляющем большинстве не хотят вспоминать и рассказывать об увиденном и
пережитом. А Аврора не просто рассказала – она вызвала настоящее цунами в
Америке, впервые без прикрас и недомолвок раскрыв миру правду о том, что
случилось с армянским народом.
Говорят, что, когда Аврора сумела убежать из гарема и
оказалась в русской миссии в Эрзеруме, а затем в американской военной миссии, с
ней встречался генерал Андраник. Он напутствовал ее, наказав рассказать о
пережитом, и помог ей деньгами. Эти русские деньги от Андраника Аврора потом
хранила всю жизнь.
Кстати, буквально на днях мы получили из Института Зоряна
три диска, на которых записан рассказ 82-летней Авроры.
- Архив Аршалуйс нашли, а есть ли надежда найти полную версию фильма?
- Я более чем уверен, что она где-то сохранилась. Когда
стало очевидно шокирующее воздействие фильма на публику, его, как теперь
сказали бы, сняли с проката. Вспомним в связи с этим, как несколько лет назад
турки добились от правительства США запрета на создание фильма "Сорок дней
Муса-дага". На мой взгляд, именно здесь таятся корни того, что фильм
"Растерзанная Армения" оказался "утерян". Из той же серии -
пожар в 1964 году в архиве Ближневосточного комитета помощи, когда сгорели
многие ценные материалы о Геноциде. Возможно, в их числе была и полная версия
фильма. В Англии, например, демонстрировался сокращенный вариант, из которого
были убраны наиболее жестокие кадры.
18-минутный отрывок, который мы сегодня имеем, сохранился
благодаря репатрианту из Франции Г. Сетяну, у которого по приезде в Армению КГБ
конфисковал пленку. К счастью, он сохранил во Франции копию этого отрывка.
Возможно, конфискована была полная версия. Поскольку фильм показывался в
нескольких странах, надеюсь, мы когда-нибудь найдем его оригинальный вариант.
- Как вы оцениваете роль Аршалуйс-Авроры в истории Геноцида?
- Судьба этой выдающейся женщины лишний раз доказывает, что
многое, связанное с Геноцидом, остается все еще неизвестным, неисследованным и,
возможно, утерянным. Есть люди – как армяне, так и иностранцы, о которых мы не
знаем, не вспоминаем и не чтим их. Среди них, например, миссионеры, спасшие
десятки и сотни армян и даже погибшие при попытке спасения. Их именами не
названы улицы, хотя они заслужили вечную благодарность армянского народа. Я думаю,
что в центре Еревана должен обязательно появиться памятник Аршалуйс Мартикян –
смелой и мужественной девушке, ее именем надо назвать улицы и школы. Она была
первой, кто рассказал миру о трагедии нашего народа, и мы обязаны воздать
должное ее памяти. Марина ГРИГОРЯН, «Голос Армении»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.