Главная » 2011»Март»26 » "Суровая реальность" на "спорных территориях"
"Суровая реальность" на "спорных территориях"
00:06
Analitika.at.ua. Когда состоится оценочная миссия ОБСЕ в оккупированных
Азербайджаном Шаумяновском, Мартунинском и Мартакертском районах Арцаха?
Спустя более пяти месяцев полевая оценочная миссия ОБСЕ
представила отчет о ситуации в 7 районах Республики Арцах. Сам отчет пока еще
недоступен для широкой публики - на сайте ОБСЕ опубликовано лишь резюме.
Несмотря на краткость – менее страницы на английском языке, - оно дает
достаточно оснований судить не только о содержании отчета в целом, но и
намерениях и целях сопредседателей, инициировавших проведение второй оценочной
миссии через 5 лет после первой.
Прежде всего бросается в глаза название документа –
"Доклад полевой оценочной миссии на оккупированных территориях
Азербайджана, прилегающих к Нагорному Карабаху". Господина Осканяна и всю
армянскую дипломатию можно в очередной раз поздравить: их неутомимые десятилетние
усилия в направлении признания закрепленных Конституцией территорий НКР
"оккупированными" дали очевидный результат. Вместе с тем вызывает
недоумение молчание сегодняшних властей, и прежде всего МИД РА, никак не
выразивших своего отношения к использованию членами миссии этого определения.
Не остается ничего иного, как предположить, что официальный Ереван и сегодня,
как и до 2008 года, согласен с этим определением, а многочисленные заявления на
высоком уровне об оккупации Азербайджаном территорий Арцаха – не более чем
внутренний пиар. Пока никак не отреагировали на отчет и из Степанакерта, хотя
власти НКР, как сообщалось, оказывали всемерное содействие участникам миссии, а
значит, имеют полное право выражать отношение к отчету о ситуации на
территориях, составляющих часть страны.
Второе. Объездив "более чем 1000 километров по всей
территории, сопредседатели увидели доказательства катастрофических последствий
нагорно-карабахского конфликта и неудачи в достижении мирного урегулирования.
Города и деревни, которые существовали до конфликта, заброшены и почти
полностью превратились в руины". Интересно, что еще ожидали увидеть члены
миссии на территориях, пребывающих все еще практически в состоянии войны, в
стране, которая до сих пор страдает от последствий жестокой агрессии, находится
в блокаде, ежедневно подвергается обстрелу, несет человеческие потери и не
получает абсолютно никакой помощи со стороны международного сообщества?
Описав царящую здесь "суровую реальность" как
нечто неожиданное, авторы отчета с видимым состраданием отмечают:
"Поселенцы, по большей части этнические армяне, которые были переселены на
эти территории из разных частей Азербайджана, живут в тяжелых условиях, с
неразвитой инфраструктурой, низкой экономической активностью и ограниченным
доступом к коммунальным услугам”. Однако выводы членов миссии носят далеко не
гуманитарный, а выраженный политизированный характер: "Статус-кво является
неприемлемым вариантом, и только мирное урегулирование на основе переговоров
может принести перспективу лучшего, более определенного будущего людям, которые
жили и живут сегодня на этих территориях. Сопредседатели намерены с помощью
доклада предложить сторонам конфликта видение того, как эти районы могут
способствовать миру и процветанию, а не становиться источником напряженности".
Как именно намерены посредники способствовать "миру и
процветанию" - известно из Мадридских принципов. Вот только непонятно,
каким образом насильственное отторжение территорий от НКР и повторное
насильственное включение их в состав Азербайджана может способствовать миру? И
что будет с людьми, которые уже тут проживают- их ждет новая депортация? Как
именно посредники видят будущее этих людей в составе страны, которую они сами,
в том же заявлении, осудили за намерение уничтожать гражданские самолеты на
территории Арцаха, уж не говоря о раздающихся из Баку постоянных угрозах в
адрес карабахцев? И почему международная гуманитарная помощь вынужденным жить в
тяжелых условиях людям, о которых так сокрушаются члены миссии, ставится в
зависимость от политического решения вопроса?
К сожалению, члены миссии не пожелали увидеть те изменения,
которые произошли в Арцахе за 5 прошедших лет. Не пожелали отметить мужество
народа - тех же армянских беженцев из Азербайджана, которые вопреки
человеконенавистнической позиции Азербайджана и потакающего ему мирового
сообщества пытаются обрести родину и начать новую жизнь на земле свободного
Арцаха. Никак не отреагировав в свое время на вопиющие нарушения прав армянства
Азербайджана, "гуманное” международное сообщество и сегодня не предлагает им
ничего, кроме потенциального возвращения в состав страны, которая неоднократно
в течение прошлого века организовывала акты геноцида, погромы и депортации
мирного армянского населения.
Вернемся, однако, к отчету. Весьма настораживает констатация
посредниками того факта, что "значительного роста населения с 2005 года не
было зафиксировано". Это и ряд других заявлений посредников
свидетельствуют о том, что армянские стороны, мягко говоря, недостаточно
эффективно проводят политику заселения территорий Республики Арцах, что вкупе с
молчаливым согласием на термин "оккупированные" не может не внушать
тревогу. Как, к примеру, расценивать другой указанный посредниками факт -
отсутствия у многих поселенцев документов, удостоверяющих личность?
Далее. Язык, использованный в резюме, а следовательно, в
отчете в целом, можно с полным основанием назвать иезуитским. Трудно иначе
охарактеризовать тот факт, что, используя в названии выражение
"оккупированные территории Азербайджана", авторы отчета в тексте
резюме словно бы случайно применяют термин "спорные" - тот самый,
который использовала Лига Наций в 1918 году в отношении этих же самых
территорий: "Сопредседатели призывают лидеров всех сторон воздержаться от
какой-либо деятельности на этих и других спорных территориях, чтобы не создать
угрозы для окончательного урегулирования или не изменить характер этих
территорий (? – М.Г.)”. Может быть, это намек армянским сторонам действовать
решительнее с тем, чтобы автоматически закрыть вопрос "спорности" территорий
вообще? Ведь активное заселение Нагорно-Карабахской Республики и инвестиции в
страну - конкретно в эти районы - станут не только залогом
социально-экономического развития, но и приведут к тому, что вопрос уже
заселенных и экономически развивающихся территорий может со временем
просто-напросто отпасть.
Кстати, буквально за день до презентации отчета появилось
сообщение о том, что азербайджанские эксперты представили в Вашингтоне
"свое видение постконфликтного урегулирования в Нагорном Карабахе".
Любопытно, что оценки касались только 7 "прилегающих к Нагорному Карабаху
районов", реабилитация которых, согласно расчетам азербайджанских
экспертов, обойдется в $28,4 млрд. Самое же главное - они подчеркнули, что
"Азербайджан - лидирующая страна в регионе и самостоятельно сможет
справиться с финансовым аспектом реабилитации". Можно было бы, конечно,
посоветовать бакинским экспертам заняться социально-экономической ситуацией в
тех бедствующих районах "богатого" Азербайджана, где ситуация мало
чем отличается от уровня жизни карабахских поселенцев. Вместе с тем появление
такой информации из Вашингтона, конечно же, не случайно и носит характер
определенного мессиджа как из Баку, так и со стороны по крайней мере одного из
сопредседателей.
Всесторонний анализ отчета миссии последует, скорее всего,
после доступа к его основному тексту. Однако мало сомнений в том, что
содержание самого отчета выдержано в том же иезуитском стиле, что и резюме. То
есть посредники вновь с успехом справились со своей основной задачей: создавать
имитацию бурной деятельности, не делая при этом ничего для изменения
статус-кво. Не только в ситуации в зоне конфликта, но и в своей собственной,
далекой от адекватной правовым реалиям и честности, позиции. Во всяком случае,
такой вывод выглядит наиболее правдоподобным до тех пор, пока аналогичная
миссия не будет проведена в других постконфликтных регионах, конкретно – в
оккупированных Азербайджаном Шаумяновском, Мартунинском и Мартакертском районах
Арцаха. Марина ГРИГОРЯН, «Голос Армении»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.