Analitika.at.ua. У Турции не будет возможностей демпинговать цены на товары армянских производителей, считает министр экономики Нерсес Ерицян
Каждое государственное ведомство по своей части проводит исследования на предмет последствий возможной деблокады Армении со стороны Турции в различных сферах нашей жизнедеятельности. Некоторыми нюансами в этой связи поделился с корр. "ГА" министр экономики Нерсес Ерицян.
- Г-н министр, многие экономисты высказывают мнение, что налаживание экономических отношений с Турцией по-разному скажется в различных отраслях нашей экономики. Утверждают, что некоторые сферы производства готовы к жесткой конкуренции, а некоторые необходимо подтянуть, другие и вовсе окажутся в сложном положении.
- Наукоемкие отрасли армянской экономики, требующие интеллектуальных навыков, эффективного управления и передовых идей, будут иметь относительные преимущества. Для них откроются новые возможности и новые рынки. В области физического перемещения товаров мы имеем задачу ограничения импорта в республику дешевой сельскохозяйственной продукции. В этом плане у нас широкое поле для обсуждений. Дело не в том, что себестоимость продукции сельского хозяйства в Турции низка, просто государство активно субсидирует фермерские хозяйства. Естественно, что в результате переговоров в рамках Всемирной торговой организации и европейских торговых режимов мы сумеем избежать отрицательных последствий субсидирования турецких фермеров для нашего села.
Что касается других отраслей экономики, то мы ожидаем снижения цен на их продукцию, поскольку цены на них в настоящее время у нас высоки. С другой стороны, тем самым будет стимулироваться рост требований потребителей, что также повысит качество производимых у нас товаров.
- Турция проголосовала за вступление Армении в ВТО с оговоркой, что каноны и требования этой организации в отношении Армении она применять не будет. Теперь мы можем поступить аналогично, оговорив некоторые положения совместной торговли вне требований и обязательств ВТО?
- У нас есть возможность переговоров по всем направлениям торговых режимов в русле логики требований и обязательств ВТО. Турция стремится в Европейский Союз и уже теперь находится в едином таможенном пространстве с ЕС. К примеру, закон о свободных экономических зонах ограничивает определенные льготы в этих зонах в рамках конкретного временного отрезка. Или в случае вступления в ЕС Турция будет обязана пересмотреть всю систему формирования свободных экономических зон вплоть до их исключения. Таким образом, у нас есть две цели. Первая состоит в том, что в рамках ВТО мы можем полностью пересмотреть наше торгово-экономическое правовое поле, соблюдая, естественно, все наши обязательства перед ВТО. Возможность этого у нас есть потому, что Турция в свое время впустила нас в ВТО с оговорками. Во-вторых, в рамках соглашения ЕС о свободной торговле, к которой стремится Армения, а у Турции в рамках этого документа уже есть конкретные обязательства, у нас дополнительные возможности переговоров с Турцией. Для меня очевидно, что путем субсидий у Турции не будет возможностей демпинговать армянских производителей.
- То есть в большей степени наши торгово-экономические отношения будут формироваться на основе двусторонних договоров?
- Нет, по двусторонним договорам тарифы у них весьма низкие. Задача в нивелировании государственной поддержки различным отраслям экономики, поскольку госсубсидии могут рассматриваться в качестве косвенных тарифов.
- Треть внешней торговли Армении в настоящее время происходит со странами СНГ. Как перестроится ее структура после возможной деблокады границы со стороны Турции?
- Внешняя торговля Армении по сравнению с потенциалом нашей экономики довольно мала. В этом плане у нас будет задача не перекройки географии торговли, а ее увеличения в определенных направлениях.
Рубен ГРДЗЕЛЯН
Источник: Голос Армении |