Analitika.at.ua. Показ новой коллекции молодого
британского дизайнера Вероники Башаратьян, состоявшийся в рамках недели высокой
моды Mercedes-Benz Fashion Week в Москве в марте этого года, привлек к себе
особое внимание прессы и зрителей. И не только потому, что на нем
присутствовала специально прилетевшая из Милана Орнелла Мути. Год назад первую
коллекцию Вероники Башаратьян критики назвали «глотком свежего воздуха в модной
индустрии».
– Вероника, в качестве музыкального сопровождения для показа вашей
первой коллекции в 2011 году вы выбрали мелодию из саундтрека к старому
мексиканскому сериалу «Моя вторая мама». Наверное, это не случайность?
– Я посмотрела этот сериал, когда мне было 7 лет. С тех пор
и мечтала стать дизайнером, как его главная героиня Даниэла. Мне очень
нравилось, как она рисует свои модели. Сама я рисовать тогда еще совершенно не
умела. Так что эта музыка — дань памяти фильму, с которого для меня все
началось.
– Она интересно срифмовалась с самой коллекцией, которая, по-моему,
располагается где-то на границе между модой и художественным произведением. Вы
использовали персидские мотивы, надписи на фарси, выразительный прием в крое,
когда рукава платьев ваших моделей оказывались как бы пришитыми к телу,
сковывая движения. Как возникла эта тема?
– Я побывала в Иране и просто влюбилась в эту страну, в ее
культуру и язык. Мне очень жаль, что сейчас многие воспринимают Иран и иранцев
исключительно сквозь призму политики, ассоциируя их с диктатурой и терроризмом.
Я увидела там прекрасных людей, добрых и красивых. Моя первая коллекция
называлась «Скрытая красота». Отчасти ее концепция связана с тем, что в Иране
сейчас женщины обязаны носить платок или чадру. Они скованы этими правилами и
не могут показать миру свою красоту. Но для меня в этой коллекции смешалось
очень много эмоций — от сострадания до восхищения. И я заметила, что восприятие
публики тоже было очень разным. Кто-то увидел только протест и эпатаж, кто-то
отметил уважение к иранской культуре, а вот жена бывшего посла Италии в России,
иранка, поняла абсолютно все, поскольку смогла прочитать слова на фарси,
нанесенные на ткань. И она была в восторге.
– На показе вашей второй коллекции присутствовала итальянская
кинозвезда Орнелла Мути, одетая в ваше платье и снимавшая дефиле на свой
мобильный телефон. Это, конечно, было отличной дополнительной рекламой для
вашего бренда. Вы дружите с Орнеллой?
– Мы познакомились случайно, благодаря общей знакомой. Это
было год назад в Риме, где Орнелла снималась в новом фильме Вуди Аллена. Она
очень интересуется модой и сама уже несколько лет занимается дизайном ювелирных
украшений. Ей нравится то, что я делаю, она даже заказала у меня несколько
платьев.
– Ваша последняя коллекция называется «Балкария». Чем на этот раз
обусловлен выбор темы?
– Я родилась в межнациональной семье. Мой папа — армянин,
мама — балкарка. И я уже довольно давно решила, что каждая моя коллекция будет
связана с какой-то страной и ее традициями. В этом году исполняется 100 лет со
дня рождения моего дедушки, народного поэта Кабардино-Балкарии Керима Отарова.
Мне захотелось почтить его память и познакомить Европу с балкарской культурой.
Я часто бываю в Нальчике, там и нашла ателье, специализирующееся на
изготовлении национальных костюмов, где заказала всю ручную вышивку для
коллекции. Кстати, коллекция очень понравилась баерам Арабских Эмиратов,
Ближнего Востока и Японии. Японцам особенно приглянулись длинные рукава,
целиком прикрывающие запястья. Возможно, они их ассоциируют с кимоно.
– Ключевые слова в описании вашей последней коллекции — женское
доминирование. Что это такое для вас?
– Это имеет прямое отношение к образу женщины, для которой я
создаю все свои модели. Она уверена в себе, обладает сильным характером, не
боится экспериментов, но при этом очень женственна и спокойна в отличие от
агрессивной женщины-вамп.
– Вы уже второй раз принимаете участие в Mercedes-Benz Fashion Week.
Почему вы выбрали именно эту неделю высокой моды?
– Merсedes-Benz очень тесно связана с европейскими неделями
моды, у них хороший состав участников. Кроме того, они получают широкий
резонанс в международной прессе, а это крайне важно для начинающего дизайнера.
– Карьера дизайнера считается одной из самых тяжелых и затратных. Что в
ней, на ваш взгляд, самое трудное?
– Найти поддержку. Причем не столько материальную, сколько
моральную. В этом смысле Лондон, где я училась и основала свою марку, наверное,
— один из лучших городов в мире. Там уделяют большое внимание начинающим
дизайнерам. Например, пиар-агентство Felicities, с которым я сотрудничаю,
занимается исключительно поддержкой новых брендов. Эта помощь очень важна. Я
знаю, что всегда могу посоветоваться с ними по любой возникающей проблеме.
Вообще, в Лондоне мы все, молодые дизайнеры и поддерживающие нас пиар-компании,
живем как одна большая семья. Между нами существует конкуренция, но нет
неприязни, нет желания подставить другому подножку. К сожалению, в России все
пока наоборот. Здесь каждый дизайнер видит в другом прежде всего соперника.
Возможно, потому, что в России индустрия моды еще только начала формироваться.
– Вы учились в одном из самых престижных колледжей искусств и дизайна в
мире — Central Saint Martin’s. Но до этого еще успели получить и экономическое
образование.
– Да, я окончила экономический факультет МГУ. Но в процессе
учебы каждое лето ездила на курсы в Central Saint Martin’s. Я знала с самого
начала, что экономика — это не то, чем я хочу заниматься в жизни, хотя сейчас
экономическое образование очень помогает мне принимать правильные решения в
бизнесе. Получив диплом, я уехала в Лондон, поступила в Central Saint Martin’s,
где учиться было невероятно интересно. Там совсем другой подход к преподаванию.
Студентов учат смотреть на вещи новым взглядом, основной упор делается на
творчество. Но через год я поняла, что мне не хватает каких-то базовых
технических знаний, и перевелась в London College of Fashion. Там я решила
специализироваться по тканям, и это оказалось правильным решением. Мы очень
подробно изучали крой и свойства тканей, так что я стала гораздо лучше
разбираться в том, какие из идей можно претворить в жизнь, а какие — нет.
Первый год мы только и занимались тем, что кроили простейшие вещи — брюки,
юбки, блузы… И мне кажется, что для дизайнера это совершенно необходимые
навыки, без которых невозможно двигаться вперед. Потому что нарисовать на
бумаге можно все что угодно, а вот раскроить и сшить — далеко не все.
– Как вам кажется, возможна ли еще одна революция в одежде?
– Я думаю, что новое может появиться всегда. Но мы не
способны предугадать, что и когда это будет. Сейчас в мире огромное количество
молодых талантливых дизайнеров. Наверняка кто-то из них нас удивит.
– Но люди уже много десятилетий носят, в общем-то, одно и то же. Будут
ли они способны воспринять это новое, когда оно появится?
– Конечно, это не простая задача. Надо быть упорным, верить
в то, что делаешь, тогда и остальные поверят. А в наши дни люди часто
отказываются от поставленной цели после первой же неудачи. Конечно, лучше всего
продается простая, легкая и практичная одежда. А дизайнер должен зарабатывать
деньги, поэтому каждому приходится делать выбор: либо ты пытаешься создать что-то
новое, экспериментируешь, рискуешь и учишься на ошибках, либо ориентируешься
только на продажи и не устраиваешь никаких революций в моде.
– И какой выбор сделали вы?
– Я все-таки мечтаю создать что-то новое.
– Если у вас выдается свободное время, как вы его проводите?
– С семьей. У меня большая семья: родной младший брат,
двоюродные сестра и братья, много племянников. Мы часто собираемся все вместе,
и я стараюсь не пропускать этих встреч. Для меня семья вообще стоит на первом
месте, хотя из этого не следует, что я плохо или мало работаю. Просто я считаю,
что женщина может быть полностью счастливой только в дружной, крепкой и
достойной семье. Yerevanmagazine.com
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.