Главная » 2009»Ноябрь»13 » Свободомыслие: Стоит ли становиться европейцами во имя Осканяна?
Свободомыслие: Стоит ли становиться европейцами во имя Осканяна?
00:15
Analitika.at.ua. Данко вел народ через темный лес к вожделенному свету, но
света все не было, и они продолжали блуждать во мраке. И тогда Данко разорвал
свою грудь и вынул свое, стремящееся к свету и воспламененное светом сердце и,
осветив все вокруг, вывел народ из темного леса.
Вардан Осканян - не Данко. Он им не был и не стремится к
этому. Он, самое большее, может наблюдать за путем Данко и народа. Но поскольку
он уже не входит в число вождей народа, то народ и государство идут неверным
путем. Куда шел Данко и куда он пришел, теперь уже не так важно, а Армения, по
наблюдениям Осканяна, идет в Европу, стремится туда с 1992г., когда стала
членом ОБСЕ и с 2001г., когда стала членом Евросовета.
Когда распался Советский Союз, Армения встала перед
проблемой выбора нового пути. И наши власти решили, что единственным путем
должен стать путь на Запад. Бывший министр иностранных дел (а ныне
оппозиционер) был одним из поборников этого пути. И только сейчас собственный
опыт позволил ему искренне высказать правду о том, что связь нашей страны с
Европой «является трехсторонним сотрудничеством: Европа, народ Армении -
общество и третья сторона - власти».
И выясняется, что встать на тернистый путь оппозиции Осканян
был вынужден именно по той причине, что каждый раз попадал в Европе в трудное
положение, ибо противоречие между словом и делом стало для великого правдолюбца
уже невыносимым: он попадал в неудобное положение, ибо ставились задачи, но
высокопоставленный государственный чиновник не мог их выполнять. Так как в
Армении власть - это одно, а народ - совершенно другое.
Об этой «правде», однако, в те времена Осканян не говорил,
искренним он становился только в «клубе бесед» собственного производства - во
время дискуссий в фонде «Сивилитас». Это, в основном, клуб поклонников
Осканяна, которые мечтают побеседовать с «шефом» и выпить потом чашечку кофе.
Но, кажется, уже и кофе больше не привлекает людей, которые видят, что все,
подобно некой круговерти, остается в стенах «клуба бесед», и достижение
практических результатов становится все более и более туманным, ибо Осканян
только призывает народ к возмущению, к восстанию, но одновременно с этим
заявляет, что страдает бессилием и не знает, каким образом сплотить народ и
поднять его на ноги. Спонсором вчерашней дискуссии было правительство Норвегии,
и, судя по малочисленности слушателей, можно было предположить, что когда и
спонсоры поймут, что не стоит тратить лишние деньги для удовлетворения
потребности кучки людей побеседовать, Осканян будет вынужден удовлетвориться
выступлениями раза два в месяц перед членами своей семьи.
Хотя искусство вести беседы довольно древнее, беседы в
«Сивилитасе» новы тем, что докладчики здесь стремятся выглядеть развитыми, то
бишь «продвинутыми». А для этого мало что нужно: нужно всего лишь говорить так,
будто твой родной язык - английский. Тогда все поймут, что ты из верхов, что ты
побывал в Европах, что ты «продвинутый» и будут относиться к тебе уважительно.
Эти уроки прекрасно усвоил розовощекий журналист Татул Акопян, и хотя он и
новоиспеченный сивилитасец, но, стремясь интегрироваться в этот чуждый и духу,
и слуху фонд, кажется, уже основательно подзабыл и армянское произношение, и
армянское интонирование. Единственное, что он усвоил, чтобы лучше служить новым
хозяевам и заслужить честь вести очередную дискуссию в «клубе бесед», что
следует при каждом вопросе подчеркивать: почему у нас все так неправильно,
Армению «Freedom house» признал полуавторитарным государством, почему вектор
Армении столь ошибочен, в чем ошибка, почему мы все время катимся назад?
Фактически, Татул основательно продвинулся вперед, а Армения все катится назад,
вот тебе раз!
Пришедшие на дискуссию с удовольствием внимали словам о том,
что общество должно измениться, поменять свои ценности, стать европейским.
Среди выступивших на обсуждении выделился председатель Международного центра
человеческого развития Теван Погосян: он и говорил, и мыслил по-армянски. Тем,
кто возводит на пьедестал европейцев и их ценности, этот человек сказал: если
говорят, что в основе европейского мира лежат христианские ценности, это еще не
означает, что это стопроцентная правда. Ценности сегодняшней Европы во многом
противоречат христианским, и они нам совершенно не нужны. Истина в том, что
ценность Европы состоит в совместном созидании благоденствия и совместном же
пользовании им. И именно в этом причина того, что Армения Европе не нужна в
таком виде, так как мы не можем в равной им мере создавать благосостояние, мы
можем только потреблять его, а потребители Европе не нужны. И поэтому мы должны
любить Европу в себе, а не себя - в Европе. Согласно проведенным этой же организацией
опросам, 80% жителей Армении не высказали абсолютно никакого желания видеть
себя европейцами. И вообще - что значит европеец? Нужно ли нам становиться
европейцами? Неужели путь создания демократического государства должен
непременно проходить через европеизацию?
Вардан Осканян, фактически, приложил усилия, привлек
розовощекого Татула, чтобы убедить всех, что мы сошли с пути истинного, наше
государство неправо, но было очевидно, что хоть и состояла большая часть
аудитории из иностранцев и наполовину ассимилированных армян, задумка все же не
получилась, не все аплодировали словам о том, что Армения, лишившись
руководства Осканяна, пошла неверным путем, и не все согласились с тем, что
армяне должны стать европейцами. Пусть лучше европейцы останутся европейцами, а
армяне - армянами, но и те и другие будут демократами.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.