Понедельник, 23.05.2022, 07:38
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2011 » Май » 12 » Своевременная ликвидация
Своевременная ликвидация
00:10

Analitika.at.ua. Операция американского спецназа по ликвидации Усамы бин Ладена вызвала победную реакцию в Вашингтоне. В истории с убийством террориста №1 много интересных моментов, начиная от правовых оснований операции, которая, похоже, изначально была нацелена на физическую ликвидацию бин Ладена, и кончая местом ее проведения. Последнее имеет важное значение особенно в плане американо-пакистанских отношений. Известно, что ранее США неоднократно обвиняли пакистанскую сторону в недостаточно эффективной борьбе с терроризмом, в частности с "Аль-Каидой" и движением "Талибан", что объяснялось в том числе сложившимся в 1980-1990гг. взаимодейс0твием между спецслужбами Пакистана и указанными структурами.

 

Дополнительную напряженность также создавали периодические американские удары по пакистанской территории, вызывавшие резкие протесты Исламабада. В этом плане ликвидация бин Ладена совмещает два эти момента. Тот факт, что его убежище было расположено недалеко от пакистанской столицы, дает американцам дополнительный рычаг давления на Исламабад, в то же время проведение односторонней американской акции без уведомления пакистанского руководства наносит еще один удар по суверенитету страны.

 

Однако наиболее любопытным в этой истории, пожалуй, является момент, выбранный для уничтожения лидера "Аль-Каиды", и именно это вновь демонстрирует, что, как и в 2001г., проблема глобальной борьбы с террором тесно связана с задачами внешней и внутренней политики США. Внешний аспект в первую очередь связан с американской операцией в Афганистане. Как известно, в декабре 2009г. президент Обама пообещал начать в июле 2011г. организованный вывод американских сил из Афганистана. Затем в том же 2009г. была принята новая стратегия по Афганистану. Ее основные направления во многом повторяли уже опробованную в Ираке линию и представляли собой сложное сочетание военных и политических мер. В первую очередь был увеличен (почти до 100тыс. чел.) американский военный контингент, начата серия операций по зачистке наиболее проблемных регионов. Параллельно осуществлялась подготовка афганской армии с доведением ее численности с нынешних 120 тыс. до 300-350 тыс. вместе с полицией, имея целью, как и в Ираке, постепенную передачу ей ответственности за обеспечение безопасности в стране. И третий аспект – это попытка наладить контакты с так называемой умеренной частью талибов и их интеграция в государственную и политическую систему.

 

Однако реализация этой линии натолкнулась на многие препятствия. Прежде всего вызывает сомнение эффективность военных мер, так как активность талибов во многом сохраняется. Затем разногласия возникли между Госдепартаментом и Пентагоном относительно перспективы контакта с талибами. Схожие проблемы были и во взаимоотношениях между американской стороной и афганским руководством по поводу темпов и интенсивности переговоров с "Талибаном". Не случайно одна из версий скандальной отставки командующего Международными силами по содействию безопасности Стенли Маккристала в июне 2010г. связана с сомнениями последнего относительно успешности новой стратегии. В целом обстановка внутри Афганистана далека от стабильности, и это создает серьезные опасения относительно способности правительства Карзая сохранить контроль над ситуацией в стране. Кроме того, необходимо отметить и неблагоприятное для США развитие событий в геополитическом плане - пока американцы заняты чисто военными решениями, в стратегически важном для них Афганистане укрепляют свои экономические позиции их конкуренты - Китай, Россия и Иран. В результате под вопросом оказывается обещание Барака Обамы о начале вывода американского контингента в июле 2011г. США либо придется оставить на произвол судьбы режим Карзая, либо серьезно скорректировать сроки вывода контингента.

 

В этих условиях ликвидация бин Ладена пришлась для администрации Обамы как нельзя кстати. Она позволяет поставить своеобразную точку в операции в Афганистане, которая, кстати, по официальной американской версии, была затеяна почти 10 лет назад именно с целью поимки или уничтожения бин Ладена. Также создается приемлемый морально-политический фон для начала вывода американских войск вне связи с развитием событий внутри страны и как следствие - выполнения предвыборных обещаний Обамы относительно бин Ладена и Афганистана.

 

Второй наиболее важный аспект - это фактор американской внутренней политики. На носу у администрации Обамы президентские выборы 2012г., которые обещают стать, пожалуй, одними из наиболее сложных и напряженных в политической истории США. К ним администрация Обамы подошла с грузом невыполненных обещаний. При избрании от нее ожидался прежде всего отказ от неолиберального консенсуса, однако первоначальные робкие попытки расширения социальных гарантий, натолкнувшись на давление правых и крупного бизнеса, были свернуты, и администрация Обамы вернулась к неолиберальной линии в социально-экономической сфере, что в условиях кризиса создает дополнительное напряжение внутри страны. Достаточно непривлекательно выглядят результаты деятельности американской администрации в экономической (рост внешнего долга и угроза дефолта) и внешнеполитической сферах. В то же время, похоже, на выборах-2012 среди противников Обамы важную роль будет играть не только собственно республиканская партия, но и вычленившиеся из ее состава и структурирующиеся в отдельное движение "Чаепития" американские крайне правые.

 

На этом фоне ликвидация бин Ладена дает Обаме важный козырь, позволяя заявить о конкретных результатах его президентства, а также консолидировать вокруг себя значительную часть общества и элиты. Пропагандистская волна в СМИ позволит также на время отвлечь простых американцев от их все ухудшающегося социального положения. В данном случае примечательно, что Обама, придя к власти, начал свое правление с заявки на широкие и принципиальные изменения, однако к концу своего срока был вынужден вернуться к шагам по консолидации общества, опробованным в период президентства Буша–младшего. В то же время подобные меры, связанные главным образом с эксплуатацией образа внешнего и внутреннего врага в лице международного терроризма, дают, как правило, краткосрочный эффект, который скорее всего будет исчерпан к президентским выборам. И в этом плане остается только гадать, что же еще придумают для повышения своего рейтинга Обама и демократы в 2012г. Давид АРУТЮНЯН, «Голос Армении»

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 726
Календарь новостей
«  Май 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru