Главная » 2010»Май»27 » Сжигая азербайджанские флаги, Иран возвращается на Южный Кавказ
Сжигая азербайджанские флаги, Иран возвращается на Южный Кавказ
00:53
Analitika.at.ua. На днях в
Тегеране произошло достаточно неприметное, на первый взгляд, событие, в ходе
которого иранцы в очередной раз публично сожгли азербайджанский флаг, а
посольство АР в ИРИ было закидано тухлыми яйцами. Следует отметить, что
национальный символ «страны огней» уже традиционно не пользуется особым
уважением в соседних странах, свидетельством чему стало некорректное обращение
с азербайджанскими флагами в турецкой Бурсе в ходе матча между футбольными
сборными Армении и Турции в прошлом году. Однако сожжение азербайджанского
флага в Тегеране приобретает совершенно иной смысл при рассмотрении этого
события в контексте последних развитий в регионе Южного Кавказа.
Обратимся к истории.
В разные времена и Армения, и Грузия, и Азербайджан либо
непосредственно являлись частью Персии, либо находились в зависимости от нее.
Примечательно, что наряду с Южным Кавказом, российский Северный Кавказ также на
протяжении веков испытывал влияние Персидской империи. Лишь в 19 веке России
удалось окончательно вытеснить персов с Кавказа, однако уже после 1991г., с
распадом СССР, начался обратный процесс, и сегодня Иран весьма активно
возвращается в стратегически важный для него Кавказский регион. Тегеран и
Ереван по ряду причин сегодня связывают особо теплые отношения. Несомненно,
Армения не поддержит какие-либо санкции против Ирана, поскольку Иран один из
главных торгово-экономических и политических партнеров Армении. Примечательно
также, что Армения является, по сути, единственной страной в мире, которой «не
возбраняется» иметь подобные отношения с Тегераном, включенным Вашингтоном в
«ось зла».
Более сдержанные отношения связывают Тегеран и Баку, однако
в последние годы эти отношения приняли несколько декларативный характер и в
основном сводятся к взаимным уверениям в преданности и взаимопонимании. До
недавнего времени зоной политической активности Ирана в северном направлении
были в основном Армения и Азербайджан. С обоими государствами у ИРИ есть общие
границы, однако причина политической активности в каждом из этих двух
направлений в корне отличается. Армянская диаспора, имеющая тысячелетнюю
историю и пользующаяся большим влиянием в Иране, является качественно важным
звеном, связывающим Армению с Ираном. Еще более надежно армянская диаспора
связывает ИРИ с внешним миром в контексте торгово-экономических, а главное
финансовых отношений. Учитывая осуществляемую США и их союзниками постоянную
всеобъемлющую блокаду ИРИ, в том числе и в финансовом секторе, иранские армяне
являются одним из мостов, связывающих при помощи своих соотечественников на
Западе банковскую систему Ирана с внешним миром. Об азербайджано-иранских
отношениях этого не скажешь, несмотря на то, что этнические азербайджанцы составляют,
по разным оценкам, от четверти до сорока процентов населения Ирана и являются
основным населением его нескольких северных провинций. Угроза азербайджанского
сепаратизма в Иранском Азербайджане и возможность его искусственного нагнетания
со стороны США делают теоретически возможным политическое влияние Баку на
Тегеран.
Следует признать, что влияние Ирана в Азербайджане могло
быть намного большим, если бы не нагорно-карабахская проблема. В 1992г.
Тегерану пришлось выбирать между Арменией и Азербайджаном. И тогдашним
руководством ИРИ было принято решение в пользу Армении, тем более что
националистические власти Азербайджана представляли непосредственную угрозу для
Ирана и неприкрыто говорили об отделении от ИРИ азербайджанонаселенных
провинций. Если бы иранцы присоединись к блокаде в 1992-м, то и без того
сложное положение Армении переросло бы в катастрофу. Иранские власти, с опаской
относясь к перспективе сближения с Азербайджаном, отказались от этого сценария.
Благо, перспектива того, что Баку может поднять вопрос о воссоединении двух
частей территории под названием Азербайджан, существует и сегодня.
Нынешнюю политику ИРИ в отношении Азербайджана можно
охарактеризовать как политику кнута и пряника. В качестве пряника, которым
Тегеран потчует Баку, можно упомянуть сделанное недавно в ходе визита Баку
заявление министра иностранных дел Ирана Манучехра Моттаки, согласно которому
«Иран продолжает признавать территориальную целостность Азербайджана». Учитывая
постоянные изыскания со стороны правящего в Азербайджане режима новых
приверженцев мифической и порядком поднадоевшей всем «территориальной
целостности» Азербайджана, данное заявление главы внешнеполитического ведомства
ИРИ звучит в ушах бакинского режима сладкой музыкой. Буквально за несколько
дней до этого, посол Ирана в Армении Сайед Али Сагайан отметил, что его страна
на практике давно признала Нагорно-Карабахскую Республику, поскольку имеет с
ней общую границу. Эти противоречивые, вполне в духе восточной дипломатии,
заявления иранских дипломатов стали причиной оживленной полемики в
Азербайджане. А официальный представитель МИД Азербайджана Эльхан Полухов дал
оригинальную трактовку заявления посла Ирана в Азербайджане Мамедбагира Бахрами
о том, что власти Азербайджана согласны на участие Тегерана в процессе
урегулирования, заявив, что Иран имеет границы как с Азербайджаном, так и с
Арменией, и заинтересован в урегулировании Карабахского конфликта.
Примечательно, что тот же Бахрами опроверг слова своего коллеги, посла ИРИ в
Ереване, заявившего о наличии границ между Ираном и Нагорным Карабахом. Более
того, Баку постоянно распространяет слухи о том, что попытка Ирана сыграть
посредническую роль в карабахском урегулировании в 1992г. провалилась и
оказалась плачевной для Азербайджана, так как на следующий день после
подписания соглашения в Тегеране между руководителями Азербайджана и Армении о
прекращении военных действий армянские силы самообороны заняли Шуши.
Подобное поведение официального Баку вынуждает Тегеран время
от времени прибегать к помощи кнута, что главным образом выражается в
содержании передач, транслируемых посредством ретрансляторов иранскими
телеканалами на территории Азербайджана, – преимущественно в программах
иранского телеканала Seher, а также периодических сожжениях азербайджанских флагов
в Иране. Примечательно, что так называемые азербайджанцы Ирана хранят на этом
фоне каменное молчание, что говорит об их, мягко говоря, равнодушном отношении
к символике Азербайджана. В противовес этому молчанию официальный Баку устами
замминистра МИД Азербайджана Вагифа Садыхова потребовал от правоохранительных
органов Ирана применения соответствующих мер в связи с проявлением неуважения к
государственным символам АР и закидыванием здания посольства яйцами, при этом
Садыхов адресовал свои требования исключительно иранским полицейским. Более
резкой была реакция завотделом администрации президента Азербайджана Али
Гасанова, который, комментируя сожжение азербайджанского флага в Иране, заявил,
что «в Иране существуют силы, не заинтересованные в нормализации
азербайджано-иранских связей и пытающиеся всячески навредить этим отношениям».
Гасанов также отметил, что с иранской стороны не предпринимается достаточно мер
для предотвращения подобных инцидентов, а передачи иранского телеканала «Сехер»
направлены на эскалацию напряжения общественно-политической ситуации в
Азербайджане.
Тегеран начал налаживать отношения и с другим
южно-кавказским государством – Грузией. Основной преградой на этом пути
считаются грузино-американские и российско-иранские отношения. До недавнего
времени Грузия не входила в круг приоритетов внешней политики Ирана. Однако
сейчас ситуация стала постепенно меняться. Подтверждением данного мнения служат
заявления, сделанные 18 января министром иностранных дел Грузии Григолом
Вашадзе в ходе его визита в Тегеран, где он был принят на самом высоком уровне
президентом страны Махмудом Ахмадинежадом. Официальной целью поездки Вашадзе
было обсуждение стратегических вопросов, связанных со стабильностью и
безопасностью на Кавказе. В Иране Ахмадинежад посоветовал грузинам «не
стремиться в НАТО», а Вашадзе воздал должное «сбалансированной и принципиальной
позиции Ирана в отношении регионального развития», подчеркнув готовность
Тбилиси к расширению консультаций с ИРИ. Вашадзе также озвучил достаточно
важное заявление, согласно которому «Иран вправе продвигаться в развитии ядерных
технологий». Учитывая, что Тбилиси рассматривается во всем мире как союзник
Вашингтона, для властей Ирана это заявление является большим дипломатическим
прорывом. На фоне периодически озвучиваемых Вашингтоном планов по началу
военной операции против Ирана в 2012-2013 гг., а также сообщений мировых СМИ о
том, что в случае удара по Ирану со стороны США или Израиля будут использованы
базы в Грузии, еще более значимыми для Ахмадинежада стали заверения Вашадзе об
отсутствии у Грузии агрессивных планов в адрес Тегерана. Вашадзе даже заявил,
что «Тбилиси никогда не будет участвовать в войне против Ирана, в каких бы
союзах ни состояла Грузия». На этом фоне примечательна увязка грузино-иранских
отношений с отношениями армяно-иранскими, так как далеко не случайным
представляется то, что 26 января правительственные делегации Грузии и Ирана во
главе, соответственно, с премьер-министром Никой Гилаури и министром
иностранных дел Манучехром Моттаки одновременно оказались в Ереване. Этот фон
может служить прекрасным основанием для следующего утверждения: Саакашвили,
которого критикуют со всех сторон, умудрился, сохраняя великолепные отношения с
США и одновременно получая инвестиции из Израиля, стать активным защитником
интересов Ирана. На днях посол Ирана в России Сейед Махмудреза Саджади заявил,
что ИРИ не собирается признавать независимость Абхазии и Южной Осетии, так что
вознаграждение Тбилиси за эту новую миссию более чем очевидно и оправдано. Как
и оправдано дальнейшее проникновение Ирана на Южный Кавказ со всеми вытекающими
из этого вызовами и новыми интеграционными возможностями.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.