Главная » 2010»Январь»2 » Таджикско-узбекский конфликт: зимнее обострение
Таджикско-узбекский конфликт: зимнее обострение
12:58
Analitika.at.ua. И без того непростые отношения между Ташкентом и Душанбе
в декабре уходящего 2009 года достигли своей низшей точки. Поводом стала
публикация российского журналиста А. Дубнова в газете «Время новостей»,
посвященная проходившей 8 декабря встрече президента Таджикистана Э. Рахмона с
местными журналистами. Насколько можно судить, на встрече обсуждались две
основные темы: энергетический кризис, поражающий Таджикистан каждый год с
наступлением зимы, и сложные отношения с соседним Узбекистаном. По информации
А. Дубнова, описывая свои отношения с президентом Узбекистана И. Каримовым, его
таджикский коллега затронул крайне чувствительную этно-территориальную проблему,
заявив: «Самарканд и Бухару мы все равно возьмем!».
Проблема Бухары и Самарканда омрачает таджикско-узбекские
отношения с момента распада СССР. Как считает значительная часть элиты
Таджикистана, эти города, будучи населенными таджиками, несправедливо достались
Узбекистану по итогам национально-территориального размежевания 1920-х гг.
Самарканд и Бухара для таджиков - древние центры высокой иранской культуры,
сыгравшие ключевую роль в становлении таджикского народа. Понятно, что в
Узбекистане эти исторические взгляды никакого понимания не встречают, вызывая
обвинения в «экспансионизме» и «экстремизме».
Публикация «Времени новостей» вызвала крайне негативную
реакцию в Таджикистане. На следующий день таджикский интернет-ресурс «Авеста»
разместил материал «Чушь Дубнова. Сколько нам ее читать?», в котором утверждал,
что информация по поводу заявления президента Таджикистана о Бухаре и
Самарканде является ложью А. Дубнова, цель которого - «разжигание страстей» между
Таджикистаном и Узбекистаном. Спустя три дня сам А. Дубнов в интервью
информационному агентству «Фергана.Ру» заявил, что все написанное им – правда,
так как, во-первых, на него иначе давно уже подали бы в суд за дезинформацию,
власти же не выпустили даже официального опровержения, а, во-вторых, о брифинге
президента ему сообщили сразу несколько участвовавших в нем таджикских
журналистов.
Даже если сенсационного заявления Эмомали Рахмона по поводу
принадлежности узбекских Бухары и Самарканда на самом деле не было,
таджикско-узбекские отношения напряглись до крайности. Конфликт между
Узбекистаном и Таджикистаном имеет не только историко-территориальную
подоплеку, он обусловлен целым комплексом политических и экономических причин.
Разрешить эти противоречия в ближайшей перспективе вряд ли удастся, а сам
конфликт, скорее, имеет тенденцию к дальнейшей эскалации и вовлечению в него
третьих стран, прежде всего - России.
Основное, что осложняет отношения двух стран, - комплекс
противоречий в гидроэнергетике, связанных со строительством Рогунской ГЭС. По
сути, Россия уже напрямую вовлечена в этот конфликт, ибо она состоит вместе с
обеими среднеазиатскими республиками сразу в нескольких международных
организациях – СНГ, ШОС, ОДКБ, а с Таджикистаном – еще и в ЕврАзЭС. Россия
имеет непосредственное отношение и к самому проекту строительства Рогунской
ГЭС. В соответствии с заключенными в 2004 г. Соглашениями, строительство станции
должен был осуществлять российский «Русал». Однако разногласия с таджикской
стороной по поводу высоты плотины («Русал» считал достаточным плотину высотой 285 метров, а таджикские
власти настаивали на варианте 385
м), а также отказ Таджикистана продать алюминиевую
компанию «Талко», для которой и предназначалось электричество, привели к тому,
что проект Рогунской ГЭС так и не был реализован.
Между тем строительство Рогунской ГЭС для Таджикистана
является вопросом выживания, так как своего электричества в зимний период
республике критически не хватает. Дефицит электроэнергии зимой во многом
обусловлен особенностями функционирования гидроэлектростанций. В зимний период
они не могут работать на полную мощность, так как иначе массовый сброс воды
приведет к тому, что расположенные ниже по течению земледельческие территории
Узбекистана останутся летом без поливной воды. Построив же Рогунскую ГЭС,
республика, не имеющая промышленных запасов нефти, газа и каменного угля, может
не только покрыть внутренние потребности в электричестве, но и поставлять его
на экспорт в соседние страны, включая Афганистан и Пакистан, получая
дополнительные бюджетные поступления.
Однако именно эта стройка вызывает резкие возражения со
стороны Узбекистана, который опасается, что регулирование стока воды может быть
использовано против него в качестве инструмента политического давления. Для
республики, более ¾ населения которой занято в критически зависящем от поливной
воды сельском хозяйстве, дефицит воды может привести к глубокому
социально-экономическому кризису. Поэтому Узбекистан, сам получающий большую
часть электроэнергии за счёт её выработки на мощных ТЭЦ, пытается всяческие
препятствовать строительству новых ГЭС в Киргизии и Таджикистане, требуя
международной экспертизы подобных проектов. Кроме того, в конце сентября
Узбекистан заявил о планах выхода из Объединённой энергосистемы Центральной
Азии, мотивировав это несанкционированным отбором электроэнергии со стороны
Таджикистана. В начале декабря стало известно, что Узбекистан уже приступил к
отсоединению своих линий электропередач на территории южных областей от
таджикских электросетей. В качестве инструмента давления аналитиками
рассматривалось и прекращение Узбекистаном осенью этого года поставок газа в
Киргизию и Таджикистан, хотя официальной причиной отключения послужила
задолженность за предыдущий период.
И всё же от планов возведения Рогунской ГЭС Таджикистан,
скорее всего, не откажется. Как не откажется от строительства Камбаратинских
ГЭС и Киргизия. Ведь другого пути для обеспечения энергетической безопасности у
них попросту нет. Показательно в этом отношении прозвучавшее 1 октября
заявление президента Туркмении Г. Бердымухаммедова, который призвал страны
Центральной Азии платить Таджикистану денежную компенсацию за сохранение им
нынешних объёмов сброса воды, так как иначе регион вскоре может столкнуться с
её нехваткой. Однако против признания воды товаром категорически выступает
Узбекистан, рассматривающий её в качестве общего достояния государств региона.
Возникает замкнутый круг, разорвать который, не ущемив при этом интересов ни
одной из заинтересованных сторон, не представляется возможным.
Как следствие, Россия, тесно связанная с обоими участниками
конфликта, оказывается вовлечённой в сложную региональную интригу, в которой ей
обязательно придётся искать труднодостижимый компромисс.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.