Analitika.at.ua. Известный армянский поэт, филолог и историк Гевонд Алишан
в своем научном труде "Айрарат" (Венеция, 1890г.) описал один из
колоколов Эчмиадзина, упомянув о выгравированной на нем тибетской надписи.
Много лет спустя тайну тибетской надписи раскрыли этнолог Левон АБРАМЯН и
эксперт по санскриту Ашот АМБАРЦУМЯН.
"НАДПИСЬ ОКАЗАЛАСЬ ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНОЙ – это буддистская
мантра ОМ АХ ХУМ", - рассказывает заведующий отделом этнологии
современности Института этнографии и археологии Национальной Академии наук
Армении, член-корреспондент НАН Левон Абрамян в беседе с ARMENIA Today.
История колокола, по Алишану, следующая: один набожный
армянин – купец из Индии, решив совершить богоугодный поступок, заказал колокол
для Эчмиадзина, очевидно, в Тибете или области, покрываемой Тибетом, в каком-то
ламаистском месте. А там бытует обычай: колокола и колокольчики отливают с
буддистскими мантрами. Это свойственно особенно тибетскому ламаизму: молитвы не
только произносятся, но и механически воспроизводятся. В отличие от других
культур, они выработали очень действенную и удобную систему. Наверное, вы
видели в фильмах или на фотографиях большие крутящиеся барабаны, внутри которых
перемещаются написанные на бумаге формулы или молитвы. Люди, проходя рядом,
крутят барабан и тем самым возносят молитву: ведь любое движение слова равно
его воспроизведению. Весь Тибет усеян флажками, на которых написаны ритуальные
формулы и молитвы, и при дуновении ветра они колышутся и формулы
воспроизводятся. То же самое можно увидеть на колоколах, колокольчиках,
цимбалах и т.д. На всех этих предметах написаны какие-либо формулы, главным
образом мантры. И вот наш колокол тоже оказался с мантрой. То есть этот купец,
сделав христианское богоугодное дело, заказал буддистский колокол.
Об этом, естественно, наши церковники не знали. Алишан,
будучи очень любознательным человеком, собирал разную информацию и, не понимая,
что означает эта тибетская надпись, просто описал ее. Священнослужители
получили этот колокол в подарок и были рады. Но никто не догадывался о
гравированной мантре, иначе в то время нашелся бы какой-нибудь фундаменталист,
и колокол бы сняли. Но сделали это позже – и не из религиозных соображений. Его
просто заменили на более современную электронную систему, которую подарили
западные армяне. Что является еще одним доказательством духовности Востока и
механистичности Запада. Я пытался найти этот колокол, но мне не удалось. Однако
это не означает, что колокола нет, он где-то лежит.
НАСКОЛЬКО Я ПОМНЮ, КОЛОКОЛ УСТАНОВИЛИ В КОНЦЕ XIX ВЕКА и
заменили его в 60-х или 70-х гг. Таким образом, довольно долгое время в ходе
каждой литургии утром и вечером над Арменией проносилась буддистская мантра.
Сама мантра, выгравированная на эчмиадзинском колоколе, непереводима.
Существует множество толкований и необъяснимых смыслов. К примеру, ОМ – самая
распространенная и святейшая мантра. ОМ - начало практически всех священных
восклицаний. Следующие мантры – АХ и ХУМ. Последняя тоже довольно
распространенная мантра. Самая популярная тибетская формула "ОМ МАНИ ПАДМЕ
ХУМ". Ее очень по-разному переводят, но можно увидеть, что ОМ и ХУМ
сопровождают друг друга, одна начинает, другая заканчивает", - заключил
Абрамян.
"ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ" - древнейшая из мистических
формул буддийского тантризма. Далай-лама XIV (Тензин Гьяцо) поясняет, что
мантра олицетворяет собой чистоту тела, речей и разума Будды. МАНИ (жемчужина)
соотносится с альтруистическим стремлением к просветлению, состраданию и любви.
ПАДМЕ (цветок лотоса) соотносится с мудростью. ХУМ олицетворяет неделимость
практики (метода) и мудрости. «Голос Армении»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.