Analitika.at.ua. Усилия нынешних властей Грузии, направленные на
государственное строительство, постепенно формируют новые реалии сразу на трех
уровнях – во-первых, региональном, далее – внутригрузинском – в аспекте
стремлений и перспектив становления национального государства Грузия, наконец, в
контексте интересов армянства Грузии, перспектив его национального
самосохранения.
С начала XX века по сей день в многонациональной Грузии
последовательно осуществляется проект создания национального государства. Успех
такого проекта предполагает переход всех механизмов управления страной к
этническим грузинам и, тем самым, окончательное вытеснение этнических
меньшинств из системы государственного управления. Очевидно, что такая политика
противоречит принципам демократии и ущемляет права этнических меньшинств,
проживающих в РГ. Причем оказавшиеся сегодня в статусе этнических меньшинств
армяне Грузии являются государствообразующей нацией, испокон веков жившей и
творившей на этой земле.
На реализацию проекта создания национального грузинского
государства нацелен и нынешний президент страны М.Саакашвили, которому многое
удается благодаря его последовательности, энергичности, а также ощутимой
поддержки как Запада, так и значительной части населения страны. В деле
строительства национального государства М.Саакашвили применяет не «жесткую»
политику (hard power), какую проводил, например, один из его предшественников –
З.Гамсахурдия, а «мягкую» (soft power), нацеленную на долгосрочные результаты.
Политика М.Саакашавили по отношению к нацменьшинствам уже сейчас практически
привела к тому, что писаными и «неписаными» законами ограничиваются не только
права, но, что более важно, ожидания и амбиции этнических меньшинств.
Ведь еще в советские годы армяне Грузии прекрасно знали, что
самый прямой путь для самореализации и успешного карьерного роста – отказ от
армянской фамилии и приписывание к ней грузинских окончаний, а там уже не за
горами и окончательное огрузинивание. Сегодняшние же «дизайнеры» грузинского
национального государства не только широко используют унаследованные из
прошлого многие тонкости и налаженные механизмы огрузинивания этнических
меньшинств, но и обретенные ими более современные навыки, стимулирующие
ассимиляцию иноэтнических групп. В таких условиях, когда, на первый взгляд,
ассимиляционные процессы воспринимаются как объективная реальность,
официальному Тбилиси постоянно удается ускользать от внешней критики и
выглядеть вполне демократичным. Например, в закрытии армянских школ в Тбилиси
обвиняются сами армяне, которые, по «неизвестным» только официальному Тбилиси
причинам, почему-то не хотят учиться в армянских школах. А истинные причины
этого явления умалчиваются.
Всем известно, что правительству М.Саакашвили за последние
годы удалось также осуществить ряд важных реформ в стране – модернизацию системы
дорожной полиции, значительное уменьшение коррупции, ощутимое совершенствование
и либерализацию инвестиционного поля, развитие туризма и пр. Все названные
тенденции в общественной жизни и экономические изменения создали новые реалии,
которые мы рассмотрим в данной статье в контексте интересов армян Грузии.
Экономическая жизнь
Обобщая проведенные нами в 2006г. полевые исследования, мы
отметили следующее: «Среди олигархии, сформированной в годы независимости
Грузии, армян почти нет. Даже если они и есть, то местным армянам (даже
активному сегменту) они просто неизвестны». Так, если в период развития
капиталистических отношений (конец XIX – начало XX века) Тифлис был городом
преимущественно с армянским населением, высоким социальным положением армян и мощным
армянским капиталом, то на новейшем этапе развития рыночных отношений (конец XX
– начало XXI века) сложились совершенно иные реалии. После развала СССР в
столице Грузии не смог сформироваться армянский капитал, а активный и имеющий
экономический потенциал сегмент тбилисских армян в массовом порядке мигрировал
из страны.
Тем не менее в течение последних 2-3 лет стал заметен ряд
тенденций, вызвавших необходимость пересмотра некоторых отмеченных ранее
реалий. Сегодня в Грузии финансово-инвестиционное поле значительно улучшилось и
стало довольно привлекательным для иностранных, в том числе армянских,
инвесторов (речь идет в основном о малом и среднем предпринимательстве).
Благодаря проведенным за последние годы реформам в Грузии, часть армянских
бизнесменов начали (а некоторые уже завершили) процесс перевода своего капитала
из Армении в Грузию. Так, только согласно официальным данным 2010г., 103
армянские компании перерегистрированы в Грузии, а неофициальные источники
отмечают о перерегистрации в Грузии за последние два года около 4 тысяч
армянских компаний. Если даже эти цифры намного завышены, тем не менее такая
тенденция налицо, ярким подтверждением чему – недавно учрежденный Союз
армянских предпринимателей Грузии. В результате фактически в Грузии постепенно
начинает формироваться армянский капитал.
Если попробовать учесть исторический опыт, то надо
обратиться прежде всего к аналогичным тенденциям в Закавказье в конце XIXв. и
спрогнозировать возможные развития. Как известно, после отмены крепостного
права в 1861г. в Российской империи интенсивно развивался капитализм. И тогда
тоже армянские предпринимательские круги были склонны к тому, чтобы утвердиться
не в Ереване, Александрополе или Эчмиадзине, а преимущественно в процветающем в
культурно-экономическом плане Тифлисе, который был тогда центром кавказского
наместничества. Усиление армянского капитала в Тифлисе к концу XIX - началу XX
века привело к оживлению общественной жизни тифлисских армян, а также к подъему
культурной и политической жизни Армянства в целом. С другой стороны, эти
развития сделали Тифлис цветущим, привлекательным городом – воистину столицей
всего Закавказья.
Но наряду с усилением позиций Армянства в грузинской столице
возрастало серьезное недовольство среди грузин, особенно тогдашней националистически
настроенной интеллигенции. В те годы, например, газета «Иверия» в статье,
посвященной армянам, писала: «В каком плане Тифлис является армянским городом –
своим географическим положением, территориальным правом или же по иному
государственному или международному праву? Где армяне или Армения, а где
Тифлис? Откуда и докуда доходят их руки? Принадлежат им купленные ими дома или
нет – это еще выяснится. Но Тифлис находится на территории Грузии... Здесь
армянин не осмелится пикнуть... здесь армянам ничего не принадлежит»
(подчеркнуто нами. – Т.В.). Если же рассмотреть сложившуюся тогда ситуацию уже
исходя из общеармянских интересов, то ее справедливо оценил и достаточно четко
сформулировал дипломатический представитель Первой Республики Армения в Грузии
Аршак Джамалян, который пишет: «По воле новых правителей, Грузия, став
административным, торговым и цивилизационным центром Закавказья, притянула к
себе, наряду с русскими и представителями других наций, также определенное
количество армян. Мы знаем, что Армения сильно от этого пострадала, лишившись
рабочих рук и бдительного, созидающего элемента (подчеркнуто нами. – Т.В.). Но
мы не знаем, насколько это было несвоевременно для Грузии, поскольку армяне в
Грузии, никогда не преследуя национальных или политических интересов, придали
огромный импульс ее процветанию. Подумать только, каковым было бы сегодняшнее
положение Тифлиса, преподнесенного грузинам, если бы там армянин не приложил
свою созидательную руку».
Таким образом, формирование и усиление со второй половины
XIXв. армянского капитала в Тифлисе, с одной стороны, оживило культурную и
общественную жизнь Тифлиса и местного Армянства, с другой – значительно
опустошило армянские земли, лишив Эриванскую губернию предпринимательского и
созидательного национального потенциала.
Фактически можно констатировать, что современные тенденции
перехода части армянского капитала из Армении в Грузию, с одной стороны, имеют
шанс способствовать оживлению жизни тбилисских армян, но с другой – этот
процесс несомненно нанесет значительный ущерб развитию Республики Армения, ибо
и на этот раз развитие и процветание Грузии произойдет за счет Армении.
Общественная жизнь
Теоретически финансово-экономическая активность
национального меньшинства в той или иной стране и одновременно с этим возможное
укрепление его социальных позиций неминуемо создают благоприятные условия для
активизации общественной жизни, стимулируют культурное, духовное развитие. На
данном этапе такой сценарий вероятен и для тбилисских армян.
Так, в этом году в ходе празднования Святого Рождества в
Тбилиси во дворе армянской церкви Святого Геворка среди собравшихся можно было
увидеть и местных армян-бизнесменов, окруживших духовного предводителя
Грузинской епархии ААЦ. Этот факт внушает определенные надежды на возможное
сотрудничество между сформировавшейся армянской экономической элитой и
национальным духовным центром. Ведь присутствие представителей армянских
бизнес-кругов не только говорит о том, что последние не отдалены от армянской
национальной церкви и общественной жизни местных армян, но и создает некие
надежды, так как обладающий финансово-экономическим потенциалом сегмент имеет
все возможности для содействия в решении давно наболевших проблем.
К тому же, по сравнению с последними несколькими годами празднования
Святого Рождества в Тбилиси, в этом году уже была заметна значительная
активизация как деятельности церкви, так и местных армян. Тут важно заметить,
что раньше армяне Тбилиси в массе своей праздновали Рождество 7 января, т.е.
вместе с верующими Грузинской Православной церкви. В прежние годы во время
наших бесед с местными армянами не раз выяснялось, что многие из них не имели
никакого представления о том, что Армянская Апостольская церковь является
отдельным самостоятельным духовным институтом и что по армянскому церковному
календарю Святое Рождество празднуется не 7-го, а 6-го января. На наш частый
вопрос: «Почему Вы празднуете 7-го января, а не 6-го», чаще всего отвечали: «У
вас в Ереване празднуют 6-го, а мы 7-го, и это всегда было так».
И вот за последние годы Грузинская епархия ААЦ провела ряд
мероприятий с целью информирования местных армян и вовлечения их в духовную
жизнь общины. Были изданы и распространены церковные календари, буклеты,
выходит в свет журнал «Норашен». И уже в прошлом году прогресс был налицо: от
многих местных армян можно было услышать о том, что отныне они намерены
отмечать церковные праздники только по календарю ААЦ, а не с адептами
Грузинской Православной церкви. Такие разговоры особенно активизировались после
строительства в армянонаселенном квартале Авлабар грузинской православной
церкви Самеба (Пресвятая Троица) – факт, который неоднозначно был воспринят
местными армянами. Среди них, например, пошли разговоры о том, что истинному
армянину не пристало ходить в чужую церковь.
«Мягкая» политика М.Саакашвили
В этом году празднование Святого Рождества ознаменовалось
также и другим важным событием: на нем впервые присутствовали грузинские власти
самого высокого уровня и поздравили армян Грузии по случаю праздника. Так, президент
М.Саакашвили в сопровождении мэра Тбилиси Г.Угулавы посетил армянскую церковь
Святой Эчмиадзин в квартале Авлабар, где собрались тбилисские армяне. В тот же
день мэр посетил также армянскую церковь Святого Геворка и поздравил
собравшихся армян с Рождеством Христовым.
В своем обращении к собравшимся президент отметил: «Мы
никогда не забудем тот вклад, который армяне внесли как в экономическую, так и
в культурную жизнь Грузии, а также и то, что армяне с оружием в руках боролись
за независимость и свободу нашей страны».
Президент выразил также почтение предводителю Грузинской
епархии ААЦ, епископу Вазгену Мирзаханяну, что свидетельствует хотя бы о
видимом желании грузинских властей наладить отношения с Армянской церковью.
Саакашвили, в частности, сказал: «Я высоко оцениваю деятельность эпископа
Вазгена и его вклад в духовную жизнь наших граждан, а также в дело развития
отношений двух наших народов. Редко бывает, когда два государства связывает
многовековая дружба, близость и братство. Они вместе преодолевали трудности и
вместе радовались. Такие отношения между армянами и грузинами основаны не
только на горестях и радостях прошлого, но и на настоящем и будущем». Такое
почтение настолько тронуло местных армян, что в ответ на это глава епархии
Армянской Апостольской Церкви в Грузии сравнил президента Грузии Михаила
Саакашвили с Давидом Строителем (Агмашенебели). Он, в частности, сказал: «Для
нас большая честь, что в этот важный день президент Грузии посетил наш храм так
же, как это делал Давид Агмашенебели. Это выражает Ваше отношение и уважение.
Давид Агмашенебели посещал как мусульманские, так и христианские молельни, и я
рад, что эта традиция продолжается». Но такой шаг со стороны грузинских
властей, видимо, был необходим особенно после скандального заявления
замминистра Грузии по реинтеграции Э.Тевдорадзе о том, что Армянская
Апостольская церковь в Тбилиси является филиалом Святого Эчмиадзина, и Грузия
никогда не предоставит статуса и не зарегистрирует Грузинскую епархию ААЦ.
После этого инцидента возникла явная напряженность в армяно-грузинских
межцерковных отношениях, а Первопрестольный Эчмиадзин выступил с резкой
критикой в адрес замминистра. По всей вероятности, М.Саакашвили попытался снять
возникшую напряженность и одновременно поддержать свой авторитет среди армян.
Если же рассмотреть данный визит с точки зрения рецепции
местного армянства, то для них он стал сигналом о том, что грузинские власти не
будут препятствовать тому, чтобы армяне Грузии следовали своим духовным и
культурным традициям и организовывали свою общественную, культурную и духовную
жизнь вокруг своей национальной церкви.
Итак, суть «мягкой» и гибкой политики М.Саакашвили
заключается в следующем: с одной стороны, он проводит реформы и значительно
либерализирует общегражданскую атмосферу в стране, в результате чего у обычных
граждан Грузии, в том числе у армян, постепенно укрепляется гражданское
самосознание, которое в случае этнических меньшинств в основном происходит в
ущерб самосознанию национальному. В таких условиях человек прежде всего считает
себя гражданином страны, а этническая принадлежность отходит на второй план.
Одновременно Саакашвили удается обеспечивать также и имиджевый аспект за счет
своих выступлений, в ходе которых он говорит о равенстве и братстве всех
граждан Грузии, независимо от национальности. На этом фоне, по мнению
официального Тбилиси, видимо, должен быть вполне «логичным» тот факт, что на
наших глазах одна за другой закрываются армянские школы Тбилиси (так, если в
2006 г. в городе еще было 8 армянских школ, то сейчас их число снизилось до
двух), сокращаются часы преподавания армянского языка в Джавахке, не
предоставляется официальный статус Грузинской епархии ААЦ, армянские церкви не
возвращаются своему истинному владельцу и т.д. Но здесь надо отдать должное «конструкторам»
такой политики, которая удачно сочетается с целями огрузинивания нацменьшинств
и в конечном итоге построения национального государства.
Заключение
Исторический опыт армяно-грузинских межэтнических отношений
конца XIX – начала XX века, история нетерпимости грузинского национализма и
постоянное восприятие армян как своих конкурентов, а также проводимая сегодня
руководством Грузии политика по ослаблению места и роли армянского языка,
закрытию национальных школ и т.д. подсказывают, что общественная жизнь местных
армян будет ограничиваться участием в церковных праздниках, вовлеченностью
некоторых армянских детей в ансамбли песни и танца, кружки по интересам и пр.
Безусловно, все это очень важно, ибо дает возможность сохранить определенные
пласты армянского самосознания хотя бы у той части армянства, которая будет
вовлечена в них. Однако, в отличие от общеобразовательных школ, вышеупомянутые
сферы не носят массового характера. Армянским предпринимательским кругам,
видимо, удастся на короткое время поспособствовать оживлению жизни армянской
общины, но такой процесс будет непродолжительным, так как армянский
бизнес-сегмент после выполнения своей миссии – стимуляции экономического
развития Грузии – постепенно будет вытеснен из Грузии, ведь наличие экономически
сильного и стабильного армянского элемента не умещается в рамки грузинского
национального проекта.
В то же время возможное и декларативное оживление
общественной жизни тбилисских армян обеспечит Грузии высокий международный
авторитет и имидж якобы демократической страны.
Какая перспектива ждет местных армян с учетом вышеотмеченных
тенденций? Вместе со становлением грузинской государственности армяне Грузии
(причем здесь уже можно говорить не только об армянах столицы, но и о
джавахских армянах) будут склонны скорее к интеграции в общегражданскую жизнь
страны, нежели к эмиграции, а уж тем более к репатриации: о какой репатриации
может идти речь, если тбилисский армянин видит, что армянский бизнесмен
переводит свой бизнес из Армении в Грузию? А практика показывает, что в
условиях интеграции в общегражданской жизни другой страны, усилении гражданской
идентичности, при ослаблении или исчезновении идеи о репатриации
ассимиляционные процессы приобретают необратимый характер. Тамара Варданян -
Эксперт Арменоведческого центра НОФ «Нораванк»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.