Суббота, 20.04.2024, 00:52
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2010 » Июль » 6 » Территориальная целостность Азербайджана и территория народа Нагорного Карабаха
Территориальная целостность Азербайджана и территория народа Нагорного Карабаха
13:56

Analitika.at.ua. Международное право против мини-имперских притязаний.

 

Средства массовой информации вновь с тревогой сообщают о заявлениях азербайджанских деятелей военными средствами восстановить надуманную ими территориальную целостность своей республики в границах Нагорного Карабаха. В плену пропагандистской небылицы оказались также некоторые политологи и журналисты. Вне анализа оставляются относящиеся к проблеме мировая историография, международно-правовые документы, установления Конституции и законов федеративного государства СССР, которыми доказано, что Нагорный Карабах никогда не входил в состав Азербайджана.

 

Лидеры и пропагандисты Азербайджана не могут представить ни одного юридически обоснованного документа в подтверждение своих претензий на Нагорный Карабах. Единственным изначальным документом для них служит решение Кавказского бюро ЦК РКП(б) от 5 июля 1921 года. Деятели Азербайджана и их покровители не признают, что, согласно международному праву, решение партийного органа не может иметь юридическую силу. Они также упорно замалчивают известные факты расчленения территории многовековой Восточной Армении после распада Российской империи большевиками России и кемалистами Турции, а после образования Федеративного государства СССР – создание автономий в Нагорном Карабахе и Нахичевани. Умалчивается также, что власти Азербайджана опустошили территорию Нахичеванской автономной республики от коренного армянского населения, а народ Нагорного Карабаха выстоял и в течение всех семидесяти лет существования СССР добивался воссоединения со своей этнонациональной республикой или свободного самоопределения в составе федеративного государства. Именно поэтому после окончания Великой Отечественной войны набирающий взрывоопасную силу азербайджанско-карабахский конфликт изучался комиссиями ЦК КПСС (1949, 1956, 1966 годы), но проблема заглушалась партийно-пропагандистской риторикой.

 

Политико-правовые возможности решения проблемы Нагорного Карабаха были проигнорированы также во время принятия Конституции СССР 1977 года. Рабочая комиссия по изучению писем и предложений к проекту Конституции в своем заключении написала: «Вследствие ряда исторических обстоятельств несколько десятилетий назад Нагорный Карабах искусственно был присоединен к Азербайджану. При этом не были учтены историческое прошлое области, ее национальный состав, желание народа и экономические интересы. Прошли десятилетия, и вопрос о Карабахе продолжает склоняться, вызывают беспокойство и моменты недоброжелательности между двумя соседними народами, связанными вековой дружбой. Надо присоединить Нагорный Карабах («Арцах» – по-армянски) к Армянской ССР. Тогда все встанет на свои законные места» (см. протоколы заседания Президиума Верховного Совета СССР от 23 ноября 1977 г., № 61, 11-4133). Однако возглавляемые генеральным секретарем ЦК КПСС «творцы» новой Конституции отвергли всесторонне обоснованные рекомендации созданной ими же комиссии.

 

Таковы вкратце документальные свидетельства о необоснованности претензий деятелей Азербайджана на территорию Нагорного Карабаха. Необоснованно также и утверждение, будто Нагорный Карабах был автономией АзССР.

 

Согласно Конституции СССР союзные республики и автономные образования имели статус составляющих субъектов единого федеративного государства. А деятели Азербайджана ссылаются лишь на статью 87 Конституции СССР вне взаимосвязи с фундаментальными установлениями раздела «Национально-государственное устройство СССР»: СССР является единым союзным федеративным государством (ст. 70); к ведению СССР относится установление общих начал организации и деятельности республиканских и местных органов государственной власти и управления, обеспечение единства законодательного регулирования на всей его территории (ч. 1, 3, 4 ст. 72); территория СССР едина и включает территорию союзной республики (ст. 75); в СССР установлено единое союзное гражданство, а не гражданство союзных республик (ст. 33) и др. В соответствии с данными установлениями Конституции СССР в отдельных ее главах был определен политико-правовой статус вошедших в состав федеративного государства союзных республик и автономных образований (гл. 9, 10, 11).

 

Деятели Азербайджана от порога отвергают также принятые в соответствии с международным правом и Конституцией СССР законы от 3 и 26 апреля 1990 года, согласно которым союзные республики не обладали правом на изменение статуса и территории автономных образований; союзным республикам и автономным образованиям предоставлялось равное право на самостоятельное решение вопроса выхода из состава СССР и свободного определения своего политического статуса в границах своей территории и др.

 

В связи с этим напомним также, что Комитет конституционного надзора СССР постановлением от 28 ноября 1991 года № 28 признал не соответствующим статьям 86 и 87 Конституции СССР постановление Верховного Совета Азербайджанской Республики от 26 ноября 1991 года «О ликвидации Нагорно-Карабахской автономной области». Данный факт также подтверждает, что Азербайджан не был самостоятельным государством и не имел своей автономии.

 

Поэтому утверждение азербайджанских деятелей относительно Нагорного Карабаха как составной части бывшей АзССР не имеет какого-либо правового обоснования.

 

Лидерам, дипломатам и пропагандистам Азербайджана пора осмыслить, что даже если бы Нагорный Карабах входил в состав Азербайджана как самостоятельного государства, то, согласно международному праву, его народ мог в любое время реализовать свое право на самоопределение. А сомневающимся рекомендуем прочитать дословные установления Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе: «Исходя из принципа равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой, все народы имеют право в условиях полной свободы определять, когда и как они желают, свой внутренний и внешний политический статус без вмешательства извне и осуществлять по своему усмотрению свое политическое, экономическое, социальное и культурное развитие» (раздел VIII).

 

Следовательно, установления международных принципов права народов на самоопределение и территориальной целостности государств необходимо рассматривать в их гармонической взаимосвязи, а не противопоставлении. В связи с этим напомним также, что в Декларации Генеральной Ассамблеи ООН от 14.12.1960 года «О предоставлении независимости колониальным странам и народам» установлено: «Все народы имеют неотъемлемое право на полную свободу, осуществление своего суверенитета и целостности их национальной территории… Целостность их национальной территории должна уважаться» (см.: Преамбула, п. 4 и 5).

 

Следовательно, право народов на самоопределение в границах своей территории неотъемлемо и постоянно, а территориальная целостность государства относительна и переменна.

 

Важнейшие установления международного права по национальной территории имеют непосредственное отношение к федерациям. Поэтому после развала федеративного государства СССР территориальная целостность новых государств из бывших союзных республик и автономных образований должна определяться в границах принадлежащих им территорий. Но в противоречие с установлениями международного права деятели Азербайджана для доказательства нахождения Нагорного Карабаха в территориальной целостности своего государства указывают на его принятие в ООН в заявленных им границах. Однако «забывается», что влиятельные деятели ведущих стран в состоянии эйфории от развала СССР сгоряча оказали давление на международное сообщество по признанию территориальной целостности новоявленных государств союзных республик, а Азербайджана – с прихватом территории легитимно провозглашенной Нагорно-Карабахской республики. Сегодняшние лидеры международного сообщества обнаруживают последствия не правовых решений своих предшественников и проводят политику мирного урегулирования созданного Азербайджаном еще в 1918 году конфликта, упреждения попыток его «решения» военными средствами. Нельзя сомневаться, что занимающиеся урегулированием конфликтов международные организации будут адекватно применять установления Конституции и законов бывшего СССР, принятых в полном соответствии с международно-правовыми принципами права народов на самоопределение и территориальной целостности государств.

 

Государства мира для того и создают международные организации, принимают всеобязывающие правила жизнедеятельности человечества, чтобы применение «права сильного» любым государством под какими бы то ни было предлогами не привело к межгосударственным и межнациональным конфликтам, к хаосу и катастрофам. Бряцающим оружием мини-имперским деятелям пора встать на правовое поле.

 

Людвиг Мнацаканович Карапетян - профессор, заслуженный деятель Российской Федерации.

Источник: Независимая газета

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 774
Календарь новостей
«  Июль 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru