Analitika.at.ua. "Вопрос
двух районов - Кельбаджара и Физули или же Кельбаджара и Агдама муссируется в
Турции уже достаточно долго. При этом как минимум создается впечатление, что
этот вопрос уже обсуждается и сопредседателями МГ ОБСЕ, и самой Арменией",
- сказал на днях на пресс-конференции директор Центра аналитических
исследований "Акунк" политолог Рубен Акопян, комментируя
муссирующиеся в турецкой прессе слухи о сдаче двух районов Азербайджану.
Конечно, разного рода "правдоподобные утечки" из
Анкары не новость. Как не новость и молчание официального Еревана. К этим
традиционным приемам двух региональных школ мы уже почти привыкли и не удивляемся.
Вместе с тем нельзя не отметить, что после визита президента России в Турцию
озабоченность армянского экспертного сообщества подобными вариантами
урегулирования серьезно повысилась.
В качестве примера приведем также оценку экс-главы МИД РА
Александра Арзуманяна о том, что сегодня ключ к урегулированию
нагорно-карабахского конфликта находится в руках России. По его словам, если
национальные интересы России потребуют, то она вполне может ускорить процесс
урегулирования, и наоборот. "Тандем Турция -Азербайджан держит Армению в
блокаде, в то время как Россия говорит об установлении стратегического
партнерства с этими странами", - подчеркнул Арзуманян и отметил, что
пассивная политика официального Еревана может привести армянскую сторону к необратимым
последствиям, когда Армению и НКР могут принудить подарить два района
Азербайджану.
Насколько реальны эти опасения? С одной стороны, можно
просто не придавать этим разговорам особого значения, учитывая последние
заявления главы МИД Армении Эдварда Налбандяна в Страсбурге на сессии Комитета
министров Совета Европы. Комментируя согласие Баку на Мадридские принципы,
глава МИД Армении заявил: "Если попытаться выяснить, с чем Азербайджан
согласен, а с чем нет, то можно увидеть, что исключений здесь намного больше, а
принятые положения трактуются им вольно. Азербайджан продолжает искажать не
только истинные причины и последствия конфликта, но и суть проходящих
переговоров и использует любую возможность для выступлений на всех уровнях с
угрозами применения силы". Заявление Налбандяна - свидетельство того, что
до взаимопонимания между Ереваном и Баку по ключевым вопросам урегулирования
еще очень далеко.
С другой стороны, разговоры о сдаче двух районов вполне
вписываются в контекст популярных в последнее время идей о том, что, поскольку
принципиальные разногласия сторон по главным спорным вопросам преодолеть не
удается, целесообразнее попытаться прийти к пакетному решению проблемы через
определенные поэтапные шаги, которые приблизят установление в регионе атмосферы
взаимного доверия, без чего урегулирование просто невозможно.
С этой точки зрения совсем не исключено, что в Кремле
действительно могут рассматривать вопрос 1-2 районов. Внешнюю привлекательность
подобного варианта можно обосновать тем, что подобное решение, дескать, выгодно
всем. Москве этот вариант позволит разместить в регионе своих миротворцев, ведь
именно она при таком раскладе выступит в качестве главного гаранта
договоренностей. Алиев будет в восторге, что "вернул" хоть что-то из
потерянных отцом "20 процентов", Анкаре позволит спасти лицо и
открыть границу с Арменией. А Ереван можно уломать доводами о том, что
российские миротворцы обеспечат надежную гарантию невозобновления военных
действий, а открытие коммуникаций в регионе приведет не только к улучшению
социально-экономического положения в стране, но и к установлению в регионе
более доброжелательной атмосферы, что где-то и когда-то может привести к тому,
что Азербайджан согласится-таки признать право на самоопределение Нагорного
Карабаха.
Выглядит оно, может, и заманчиво, но слишком много если,
вызывающих, мягко говоря, неверие. Мы сейчас не будем обсуждать, насколько
подобные сценарии устраивают других сопредседателей МГ ОБСЕ или тот же Иран. Не
будем говорить и о том, что Армия самообороны НКР - гораздо более надежный
гарант, чем миротворцы всех времен и народов. Главное препятствие не в этом.
Главное препятствие для осуществления этого проекта заключается в том, что
после Геноцида 1915 года и его отрицания Турцией до сих пор, после большевистско-кемалистского
сговора в начале 20-х годов прошлого века, после сопровождаемого погромами
изгнания армян из Азербайджана в начале 90-х, после развязанной Азербайджаном
войны против Нагорного Карабаха, после турецких военных маневров на границе с
Арменией - после всего этого Давутоглу разве что самого себя может заставить
поверить в то, что исключительно в силу своей доброй воли Азербайджан и Турция
могут перестать рассматривать Армению в качестве своего главного
геополитического врага (не конкурента, а именно врага) в регионе.
То, что окончательное решение проблемы НКР предполагает
непростые, болезненные компромиссы и от Баку, и от Еревана, и от Степанакерта,
это очевидно. Отсюда и возникла идея пакетного согласования всех вопросов,
чтобы несколько снять остроту этой болезненности и облегчить сторонам выход на
компромиссы. Если же возникла необходимость каких-то промежуточных решений, то
тут уступки могут быть только взаимными и адекватными. Как сказал бы Сталин,
территории на коммуникации не меняют.
Кстати говоря, не только у Азербайджана есть территориальные
претензии к НКР. У Нагорного Карабаха есть свои территориальные претензии к
Азербайджану, под оккупацией которого находится ряд территорий Мартакертского,
Мартунинского, Шаумяновского районов НКР. Готов ли Баку вернуть эти территории
ради соблюдения геополитических интересов своих стратегических партнеров в
Москве и Анкаре?
Но даже в этом случае подобные судьбоносные решения могут
быть приняты только на референдуме и при полноценном участии НКР в переговорном
процессе. В любом другом случае смена власти в Армении и Нагорном Карабахе
будет самым незначительным из последствий подобных "промежуточных"
решений.
Полагаем, окончательно позиция Москвы прояснится к
предполагаемому в июне визиту Дмитрия Медведева в Ереван. Вряд ли Кремль
предпочтет вместо синицы в руках журавля в небе. Хотя в любом случае решающее
слово о будущем Нагорного Карабаха может быть сказано только в Степанакерте.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.