Главная » 2012»Май»5 » Тесса Хофман: Следовало бы ожидать исключения Азербайджана из СБ ООН
Тесса Хофман: Следовало бы ожидать исключения Азербайджана из СБ ООН
00:39
Analitika.at.ua. События конца апреля в приграничных районах Армении, в
частности обстрел села Довех и убийство трех военнослужащих в Тавушском марзе,
вызвали, естественно, широкий резонанс. К сожалению, предвыборная ситуация
отодвинула на второй план вопрос о том, каковы могут быть действия армянской
стороны в условиях фактической военной агрессии со стороны Азербайджана в
отношении уже не только Арцаха, но и Армении.
По просьбе "ГА" ситуацию комментирует известная
немецкая правозащитница и ученый, руководитель Рабочей группы "Признание -
Против Геноцида", сотрудница Свободного университета в Берлине доктор
Тесса ХОФМАН.
- Г-жа Хофман, насколько подобные действия Азербайджана соответствуют
статусу непостоянного члена (а в течение мая еще и председателя) Совета
Безопасности ООН?
- Массированный и продолжительный обстрел мирного села, да
еще и с прицелом на социальные и детские учреждения - школу и детский сад - это
очень тяжелое (военное) преступление при всех обстоятельствах, а в данном
конкретном случае - совершенное в условиях необъявленной войны против не
ведущего войну соседа. Напомню, что, согласно преамбуле Устава Организации Объединенных
Наций, все страны - члены ООН обязуются объединить свои силы "для
поддержания международного мира и безопасности, и обеспечить принятием
принципов и установлением методов, чтобы вооруженные силы применялись не иначе
как в общих интересах".
Недавние действия Азербайджана в корне противоречат этим
принятым мировым сообществом принципам. А с учетом того, что речь идет не о
единичном случае, а о массовых нарушениях режима прекращения огня (как
сообщалось, более 500 раз только за одну неделю), региональная стабильность
также находится под угрозой. И я думаю, что это должно стать поводом для
беспокойства в том числе Совета Безопасности ООН. Однако, учитывая тот факт,
что нарушитель является членом СБ (пусть и непостоянным), возникает вопрос:
сможет ли эта международная структура проявить объективный подход в отношении
Азербайджана?
Я не эксперт в области международного права и правил ООН и
ее структур. Думаю, власти Республики Армения обстоятельно изучат все имеющиеся
возможности действий, направленных на оповещение международной общественности о
данных опасных развитиях и получение более эффективных гарантий безопасности
территории государства.
- И какова может быть в таком случае реакция международного сообщества
и посредников на подобное поведение Азербайджана, учитывая, что речь идет уже
даже не о линии соприкосновения с НКР, а о границе Армении?
- В принципе следовало бы ожидать исключения Азербайджана из
Совета Безопасности ООН. Вместе с тем мы видим, что в этом органе одновременно
членствуют такие конфликтующие страны, как, например, Индия и Пакистан, или
проблематичные по своей структуре государства типа Колумбии.
Однако повышение осведомленности международного сообщества
об угрозе воинствующего поведения Азербайджана не должно ограничиваться только
рамками ООН. Это также должно стать предметом озабоченности со стороны Совета
Европы, членами которого все три страны региона - Армения, Грузия и Азербайджан
- являются с 2001 года.
Кстати, на недавней встрече с азербайджанскими
правозащитниками, организованной Human Rights Watch, шла речь о том, что
наличие богатых энергетических ресурсов сделало Азербайджан финансово и
экономически независимым от Европы, в то время как Армения и Грузия, как
утверждали азербайджанские представители, вынуждены уповать на помощь и добрую
волю европейских стран. В экономическом плане они сравнивали Азербайджан с
Казахстаном и даже Россией, а в политическом - с Беларусью. И озвучили мысль о
том, что скорее Азербайджан имеет влияние на европейские структуры, нежели наоборот.
Речь, естественно, идет о негативном влиянии Азербайджана, которое постепенно
приводит к возрастанию коррумпированности энергетически зависимой Европы.
Как бы то ни было, агрессия Азербайджана в любом случае
представляет собой нарушение международных договоров и конвенций, и к этому
следует привлечь пристальное внимание мирового и регионального сообщества с
тем, чтобы добиться адекватной реакции.
- Что же следует делать Армении: отвечать тем же или предпринимать
активные шаги на дипломатической арене?
- В создавшейся ситуации любой военизированный ответ может
привести к эскалации, что не исходит из интересов ни Армении, ни Азербайджана,
ни кого-либо вообще. Разрядки напряженности следует добиваться политическими
способами, включая, естественно, дипломатию. Как я уже отметила, надо
надеяться, что за политико-правовым анализом ситуации последуют адекватные шаги
армянской стороны на различных уровнях и в соответствующих международных
структурах - начиная с государств, являющихся коллегами Азербайджана по членству
в Совете Безопасности ООН, и кончая региональными структурами - Евросоюзом и
СНГ.
Что касается моей страны - Германии, которая также является
непостоянным членом Совбеза, я бы порекомендовала Армении установить прямые
дипломатические и/или парламентские контакты с группой бундестага по вопросам
Южного Кавказа. Причем хотелось бы, чтобы эти контакты были стабильными и
постоянными. Марина ГРИГОРЯН, «Голос Армении»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.