Главная » 2010»Апрель»11 » Тесса Хофманн: предотвращения будущих геноцидов начинается с признания и оценки прошлых
Тесса Хофманн: предотвращения будущих геноцидов начинается с признания и оценки прошлых
17:48
Analitika.at.ua. Как сообщалось в прессе, в феврале фракция
"левых" немецкого парламента обратилась в президиум бундестага с
рядом вопросов, касающихся принятого в 2005 году решения о признании Геноцида
армян. В числе других вопросов была указана необходимость четкого политико-правового
определения этого преступления. Последовавший 10 февраля ответ госсекретаря
Министерства иностранных дел Германии Корнелии Пиппер был достаточно осторожен
и расплывчат, что вынудило известную немецкую правозащитницу, руководителя
Рабочей группы "Признание - против геноцида" Тессу Савидис (Хофманн)
обратиться в адрес Пиппер с открытым письмом, которое мы представляем вниманию
читателей с небольшими сокращениями.
Уважаемая госпожа Пиппер!
Правление нашей правозащитной организации с большим
удивлением восприняло замечания, содержащиеся в Вашем ответе на запрос фракции.
Мы ошеломлены той неадекватностью, с которой министр Федеративной Республики
Германия в 2010 году (спустя 95 лет после произошедшего) отвечает на вопрос
относительно необходимости международно-правовой оценки "преследований и
резни" армянского населения в Османской империи. Такая неадекватность
неприемлема, если причина коренится в проблеме осведомленности, поэтому мы
хотели бы представить вам ряд обоснований.
1. ГЕНОЦИД АРМЯН В ЭМПИРИЧЕСКОМ СМЫСЛЕ лежит в основе
разработанного в 1948 году польским евреем, историком и юристом Рафаэлем
Лемкиным Конвенции ООН о геноциде. Эту связь неоднократно по разному поводу
подчеркивал сам Лемкин.
2. В АРХИВАХ ВАШЕГО ЖЕ ВЕДОМСТВА Вы найдете документацию
германского посла и консулов того времени, в которой содержится множество
доказательств осведомленности немецкого дипломатического корпуса (отнюдь не
проармянски настроенного) в происходящем. В соответствии с этими
доказательствами в случае резни армян и христианского населения в Османской
империи речь идет об умышленном уничтожении. Вам даже нет нужды обращаться в
пыльные архивы - соответствующие источники опубликованы в виде книг, к тому же
доступны в интернете.
3. В МЕЖДУНАРОДНЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ И КАСАЮЩИХСЯ ГЕНОЦИДА
НЕЗАВИСИМЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ Геноцид армян и арамейскоязычных граждан Османской
империи считается неоспоримым фактом. На английском, французском языках имеются
многочисленные исследования, выполненные на основе первичных источников и
архивных материалов. Непонятно, почему Ваше ведомство и лично Вы не принимаете
во внимание эти исследования.
Если же Вы, будучи отлично осведомленной в вопросе, тем не
менее попытались в своем ответе на запрос фракции уклониться от четкого
определения, то подобная позиция федерального правительства в лице Вашего
министерства не только возмутительна, но и вредна (именно в контексте указанной
вами причины - процесса примирения Армении и Турции). Как известно, ничто не
оказывает столь разрушительного воздействия на отношения народов, как геноцид,
который затем в течение 95 лет отрицается палачами и их последователями,
несущими политическую ответственность. Принимая продолжающуюся табуизацию
государственного преступления либо считая вопрос исключительно проблемой
Армении и Турции - несравнимых по военному и экономическому потенциалу стран,
Вы отнюдь не способствуете нормализации их отношений. Ведь в германо-еврейском
контексте вы не согласились бы на ситуацию, при которой отрицание Холокоста
стало бы предметом обсуждения в первую очередь между евреями и теми, кто
отрицает это преступление. Наоборот, признание и осуждение современной Турцией
преступления, совершенного в османский период, может в наибольшей степени
содействовать нормализации отношений. Подобный жест был бы оценен как реальный
шаг к построению доверия, поскольку без осознания ответственности и
переосмысления истории не может проявиться готовность Турции к доверительным и
нормальным отношениям.
ОТМЕЧЕННЫЕ ВАМИ "СМЕЛЫЕ ШАГИ" ТУРЕЦКОГО И
АРМЯНСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА в любом случае до сих пор не дали сколь-нибудь
конкретного результата в вопросе нормализации отношений. Спустя 6 месяцев после
подписания протоколов не видно хотя бы зачаточных признаков нормализации.
Турция не устранила многократно раскритикованную Евросоюзом как нарушение
международного права транспортную блокаду Армении и не установила с ней
дипломатические отношения, несмотря на неоднократные предложения без каких-либо
предусловий со стороны Армении. В условиях таких нулевых результатов
неудивительно, что, согласно данным соцопросов, большинство армян в Армении и
Диаспоре крайне пессимистично настроены в вопросе кажущейся нормализации
отношений и негативно относятся к нератифицированным парламентами двух стран
протоколам.
Кстати, привязку армяно-турецких отношений к другим
проблемам, к примеру, односторонним уступкам со стороны Армении, вопросу
Нагорного Карабаха или формирования совместной комиссии историков - многие
эксперты считают контрпродуктивной в соответствии с простым правилом, гласящим,
что проблема не решается путем постановки ее в зависимость от других вопросов.
За этот период Конституционный суд Армении признал
соответствие протоколов Конституции, но с оговоркой, что факт Геноцида и
процесс его международного признания не подлежат оспариванию. КС обосновал это
статьей 11 Декларации о независимости Армении, подтверждающей обязательства РА
содействовать международному признанию Геноцида. Можно было предположить, что
МИД третьей страны (в данном случае - Германии) примет к сведению и признает
эту оговорку высшей судебной инстанции РА. Ваши утверждения относительно
турецко-армянской комиссии кажутся нам непонятными также в связи с тем
обстоятельством, что еще в 2002 году неформальная комиссия по армяно-турецкому
примирению получила экспертное заключение Международного центра переходного
правосудия (International Center for Transitional Justic), которым было
подтверждено, что Конвенция ООН о геноциде, безусловно, применима к "событиям,
произошедшим в Османской империи в начале ХХ века".
ТАКИМ ОБРАЗОМ, У НАС СОЗДАЕТСЯ ВПЕЧАТЛЕНИЕ, ЧТО ФЕДЕРАЛЬНОЕ
ПРАВИТЕЛЬСТВО выступает с односторонней позиции протурецкой политики, которая
приводит к растрате времени и постоянному уклонению от пересмотра прошлого. Тем
самым, однако, оно не только наносит новый удар проживающим в Германии и других
странах потомкам жертв христиан (кроме армян, также арамейских христиан и
среднеазиатских греков), но и наносит удар с тыла по всем тем гражданам Турции,
которые у себя на родине и за ее пределами выступают с требованиями
пересмотреть свою историю. Однако в первую очередь мы элементарно игнорируем
обязательство правительства ФРГ выступать в вопросе предотвращения будущих
геноцидов с конкретных и практических позиций, что, как известно, начинается с
однозначного признания и оценки преступлений прошлого.
Как бы то ни было, в 1955 году Германия ратифицировала
Конвенцию ООН о геноциде. Решение бундестага "Память и упоминание" от
2005 года отличается четким осознанием ответственности Германии за османские
жертвы армян, арамейцев/ассирийцев и других этнических групп. Именно поэтому
это решение послужило примером и поощрением для граждан сегодняшней Турции и
турецких мигрантов - граждан других стран. Отход от этих позиций спустя пять
лет вызывает в них полную растерянность и недоумение. Поэтому мы
незамедлительно призываем Вас еще раз взвесить свою позицию.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.