Пятница, 30.07.2021, 02:48
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2010 » Апрель » 13 » Тевос Нерсисян: Цивилизационный потенциал армян, рассеянных по миру, огромен!
Тевос Нерсисян: Цивилизационный потенциал армян, рассеянных по миру, огромен!
15:58


Analitika.at.ua. Интервью с начальником управления по связям с прессой и общественностью Министерства Диаспоры РА Тевосом Нерсисяном. Специально для альманаха «Наири».

 

- Расскажите, пожалуйста, о себе? Где родились, учились, работали?

 

- Если Вы не против, перескажу свою краткую биографию с поэтического сайта МГУ им.М.Ломоносова: родился в день гибели В.Маяковского, в 1957 году, в курортном городе Джермук, Армения. После службы в армии, в 1978-м, поступил на факультет журналистики МГУ. В 1981, в связи с рождением сына, Карена, перешёл на заочное отделение, переехал в Ереван и стал работать в русскоязычных СМИ Армении. Журфак окончил в 1984 по специальности «литературный сотрудник радио и телевидения». В 1990 окончил также отделение журналистики РВПШ – Высшей партийной школы Ростова-на-Дону (ныне – Северокавказская академия управления при Президенте РФ) по специальности «журналистика, политология, социология, партийное строительство». Работая в армянских и российских газетах, на радио, телевидении, подготовил тысячи репортажей, очерков, корреспонденций, интервью. Член Союза журналистов СССР с 1986-го. В 1987-м, командированный ЦК ВЛКСМ в Афганистан, снял полнометражный документальный фильм «Мир земле твоей, Афганистан!», в 1990-м в Нагорном Карабахе – полнометражный документальный фильм «Боль моя, Карабах!». В 1991-м подготовил серию репортажей из предвоенной Югославии для газеты «Республика Армения». В том же году основал и редактировал газету «Свобода», просуществовавшую до 1995 года. Во время августовского путча 1991-го, будучи спецкором газеты «Республика Армения», единственный из армянских журналистов сделал серию репортажей из блокадного Белого дома. В 1992-м подготовил для «Вестей» канала РТР серию телерепортажей с линии фронта о разгоравшейся Карабахской войне. В 1997-м основал Информационно-социологическое агентство «TOP Agency», директором которого был до поступления на работу в миндиаспоры. Со школьной скамьи пишу стихи, первое из которых опубликовал в 1989 в газете РВПШ. В 2005 стихи печатались в журнале «Поэзия» Московской организации Союза писателей России (№№ 1–5). С 2003 публикуюсь в интернете под литературным псевдонимом Teo Jer (Тео Джер), который «расшифровывается» просто – Тео моё имя в европейском исполнении, Джер – краткое от города, где родился (http://stihi.ru/avtor/teo_jer).

 

- Что привело Вас в журналистику и как журналистика повлияла на Вашу жизнь?

 

- В детстве все мечтают стать кем-то, я не исключение. И лётчиком хотелось, и судьёй. Выбор остановил на журналистике, так как полагал по наивности, что смогу СЛОВОМ изменить мир к лучшему. Да и любовь к текстам в раннем возрасте проявилась. Естественно, когда принял решение, выбор пал на лучший вуз страны, тогда ещё моей страны – СССР, на ф-т журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова. Воинам, уволенным в запас, тогда делали немалые поблажки, что и помогло поступить на факультет престижного вуза. В интернете опубликован список 8 опасных профессий, ломающих психику, среди них - журналистика. Думаю, так и есть. Будучи интровертом, ты вынужден жить жизнью экстраверта, общаться с тысячами людей – от бомжей до президентов, пытаться писать объективно, в то же время, не изменяя своим принципам, что невероятно сложно. В общем, журналистика с одной стороны сделала мою жизнь невероятно интересной, с другой – «надломила психику».

 

- Какой профессиональный путь вы прошли до начала работы в Министерстве Диаспоры РА?

 

- Выше я уже ответил вкратце на этот вопрос, скажу только, что до прихода в министерство Диаспоры чиновником никогда не был. Более того, относился к этой категории людей небрежительно, высокомерно, без уважения, как и многие граждане. И только сейчас понимаю, что чиновник, если это, конечно, не взяточник, не хам, не полуграмотный «выдвиженец», - человек героической, системообразующей профессии и чем больше будет в госструктурах грамотных и честных чиновников, тем стабильнее и чётче будет работать властная структура, призванная служить народу и государству.

 

- Армянские общины в различных странах существовали со средних и более ранних веков. Почему именно полтора года назад, 1 октября 2008-го было создано Министерство Диаспоры РА?

 

- Возникали армянские общины за рубежами Армении в разные века, как правило, из-за бедствий на Родине. Люди снимались с родных мест и уходили с семьями в более благополучные страны из-за войн, нашествий вражеских орд, голода. Но не только это толкало их на исход. Армения с древности славилась своими мастеровыми – архитекторами в особенности, например купол величайшего христианского храма Святой Софии в Константинополе (Стамбул), воздвиг великий армянский архитектор Трдат, построивший также потрясающие воображение храмы в Ани, столице тогдашней Армении, что ныне в Западной Армении (территория Турции). Так вот, властители разных стран с удовольствием приглашали армянских строителей возводить храмы и дворцы. Мастеровые выезжали семьями, и так как строительство растягивалось на десятилетия, образовывали малые армянские общины. Армянские священники также, выполняя миссионерский долг, проповедуя Слово Христа в разных странах, основывали свои общины. Одними из лучших коммерсантов на Шёлковом пути и, вообще, где бы то ни было, были армянские купцы, которые также имели свои опорные точки во многих странах с древнейших времён. Причиной же самого массового и катастрофического исхода с родных земель для армян стали избиения по национальному и религиозному признаку, начавшиеся в Османской Турции в 90-х годах девятнадцатого века, получившие своё продолжение в 1915-1923-х, когда, как вы знаете, было уничтожено свыше полутора миллиона мирных жителей, сотни тысяч отуречены, полмиллиона изгнано. Следствием стало то, что география расселения армянских общин охватила всю планету, все континенты, свыше 80 стран. С 1918 года независимая Армения просуществовала всего пару лет, была советизирована и вошла в состав СССР, так что собственную политику вести не имела возможности. Только в канун 50-летия Геноцида армян в Турции, в 1964-м, наконец-то, был создан Комитет по культурным связям с зарубежными армянами (в Ереване). Советский режим, дабы не нагнетать атмосферу, позволил себе такое «послабление». В эти же годы началось и строительство мемориала на Цицернакаберде в память жертв Геноцида. Но, это всё имело лишь морально-психологическую подоплёку, о серьёзной политике, направленной на укрепление и расширение связей с Диаспорой речи не было, тем более не пёкся Советский Союз о жизни армянских общин зарубежья и организации за пределами СССР армянских национальных структур. Общины самостоятельно, как могли и насколько им позволял режим той или иной страны самоорганизовывались, открывали армянские школы, строили церкви. Приоритетами же армян во все времена были образование и работа, что и позволяло им очень быстро вливаться в общество принявшей их страны и добиваться успехов – в бизнесе, политике, культуре. После распада СССР в 1991-м и обретения Арменией независимости появилась возможность тесного взаимодействия с Диаспорой, но в первые годы, как вы знаете, помешала война в Арцахе, блокада и развал старой системы. Естественно, свою роль играли и руководители республики тех периодов, ставя в приоритеты иные проблемы, но не связь с Диаспорой. Чёткая и однозначная задача по укреплению сотрудничества с Диаспорой была поставлена лишь после избрания президентом РА Сержа Саргсяна в 2008-м. Таким образом и было принято решение создать Министерство Диаспоры Республики Армения, тем более, что была и безальтернативная фигура на роль руководителя ведомства – Грануш Грантовна Акобян. Человек с большой буквы, известный политический деятель, образованнейшая личность, профессор, лидер во всех смыслах этого слова - локомотив, способная воплотить в жизнь любую идею. О ней можно отдельную книгу писать, которая, уверен, разойдётся тысячными тиражами.

 

- Каковы, главные цели и задачи миндиаспоры?

 

- Не буду пересказывать всю Концепцию МД РА, которая опубликована на сайте министерства (mindiaspora.am), скажу о важном. С созданием миндиаспоры чётко обозначилось главное – наряду со строительством и укреплением армянского государства в приоритеты выдвинуто развитие сотрудничества с мировой армянской Диаспорой, государственная помощь и поддержка соотечественникам зарубежья в самоорганизации и интеграции в общества стран проживания. И Президент РА, и министр Диаспоры не устают повторять, что лучший армянин, где бы он не жил, тот, который не забывает о своих корнях, о Родине, но вместе с тем, является законопослушным, примерным гражданином своей страны. Определённые силы часто спекулируют, мол, МД РА создано, чтобы руководить Диаспорой. Более абсурдного утверждения трудно придумать. Подавляющее большинство армян зарубежья – граждане своих стран, вот и ответьте сами, как и по какому праву какое-либо государство может управлять гражданами иной страны? Так что проблема сотрудничества с Диаспорой находится не в юридической, не в международно-правовой, но в морально-этической, культурно-религиозной, цивилизационной, если хотите, в этнопсихологической, ментальной плоскости. Каждая община вправе сама решать - иметь связь с Родиной или нет, сотрудничать с Арменией или с какой-либо другой страной, вкладывать деньги, начинать свой бизнес в РА или в Африке. Естественно, мы кровно заинтересованы в активной экономической, культурной, политической интеграции наших соотечественников, в их поддержке, но это не означает, что можем командовать ими, приказывать поступать так или иначе. На всех уровнях и в Армении, и в Диаспоре идут обсуждения по созданию Армянского национального совета, всеармянской надгосударственной структуры, которая, вероятно, будет иметь и властные полномочия, так вот, в её создании больше заинтересована именно Диаспора, именно из зарубежных общин идёт большинство предложений. Выводы делайте сами.

 

- Какую работу выполняет управление по связям с прессой и общественностью МД РА?

 

- В названии управления уже кроется ответ на ваш вопрос. Это, говоря современным языком, - пиар (PR), изучение, исследование общественного мнения, как в Армении, так и в Диаспоре, обеспечение обратной связи, организация различных акций, PR-кампаний и мероприятий, направленных на формирование общественного мнения, многое другое в том же ключе. Связь и работа с масс-медиа, но не в плане предоставления информации. У нас есть отдельное управление информации и коммуникаций, посему функции информирования, а также обслуживания сайта ведомства исполняет оно.

 

- Расскажите о некоторых проектах министерства Диаспоры?

 

- Мы очень молоды, всего полтора года, как работаем, но проектов осуществлено много. И планов на будущее - неисчислимое множество. Во-первых, это организация форумов, цель которых - объединение армян по профессиональному признаку, их ознакомление с Арменией, с развитием данной сферы в республике, знакомство друг с другом и с проектами коллег, выработка совместных программ, создание интернет-сети профессионалов в той или иной области и, естественно, разработка проектов в самой Армении, а также - создание ассоциаций по профессиям. Уже проведены форумы архитекторов, правоведов, кардиологов, намечены форумы банкиров и финансистов, руководителей армянских СМИ Диаспоры и т.д. В общем, главная задача - создание активно функционирующих всеармянских ассоциаций профессионалов. Второе, это проведение тематических научно-практических, исследовательских конференций. В прошлом году состоялась очень важная конференция на тему «Репатриация 1946-48 гг. и её уроки. Проблемы репатриации сегодня». С большим успехом в прошлом году осуществлён также проект «Ари тун», по которому в армянских семьях гостило несколько сот детей, юношей и девушек. Программа для молодёжи Диаспоры, приезжающей в Армению, чрезвычайно насыщена, это и проведение уроков армянского языка и истории, экскурсии по музеям и ведомствам, ознакомление с различными общественными и государственными структурами республики, многое другое. Короче говоря, через познание армянской семьи и Армении изнутри, они активно познают себя и свою самость. Воодушевление и восторг у молодёжи она вызывает огромное. Так что, этот проект одобрен Правительством страны и получит своё продолжение и развитие в этом и следующих годах. Впервые в прошлом году у нас практиковались студенты из Диаспоры, что также было полезно и им, и нам.

 

- Какие наиболее острые проблемы, на Ваш взгляд, стоят сегодня перед армянскими общинами за рубежом?

 

- Главная проблема армянских, да и любых других этнических общин в не титульном государстве – ассимиляция. На протяжении долгой истории нашего народа мы имеем такие печальные примеры. В своё время ассимилировалась очень влиятельная и сильная армянская община в Речи Посполитой, в Австро-Венгерской империи, многие ранне- и средневековые армянские общины Европы и Азии. Любое государство стремится иметь максимально адаптированное, интегрированное, однородное общество, из кого бы не состояло, какие бы народы её не населяли, что приводит к соответствующей политике. Поощряются наиболее «преданные, рьяно служащие её интересам» члены общества (коллективные, в том числе) и всячески ущемляются права тех, кто на взгляд государства не очень лоялен или представляет чуждую для данного режима общность. Армяне, будучи христианами, очень хорошо адаптируются и интегрируются в христианских обществах и, как восточный народ, хорошо знающий менталитет азиатов, довольно быстро становятся необходимыми и полезными в восточных странах, но именно в этом и кроется опасность. Второе, третье поколение армян постепенно начинает забывать родной язык, так как использует его большей частью в общине и в семье, а с утерей языка нивелируется и самость, этническая идентичность. Это, что касается проблемы в целом. Перед сегодняшней Диаспорой, в век глобализации, стоит та же проблема, но обострённая кратно, ибо ассимиляции способствует массовая культура, современные средства коммуникаций, унификация всего и вся. Перефразировав известное изречение, можно сказать, что выживает самый приспособленный – к современной культуре, технике, технологиям, в этом контексте нет никакой разницы, какой ты национальности. Правда, в Европе всё более усиливается тенденция по выявлению и сохранению этнической самобытности малых народов, многие из которых давно утеряли даже свой язык, но это не снимает остроты проблемы. Если этническая община не имеет национальных школ, пусть даже воскресных, культурных заведений, общественных, религиозных и прочих структур, постоянных и прочных связей с этнической родиной, такая община очень скоро сольётся с доминирующим обществом, исчезнет, как национальная единица.

 

- Существует ли взаимосвязь между сохранением национальной идентичности армян и их политико-экономическим влиянием в странах Спюрка?

 

- Всё зависит от степени интегрированности в данное общество, государство. В некоторых странах восточной Европы, таких, как Чехия, Словакия, Польша, Венгрия армянские общины появились с распадом Советского Союза, старые армянские общины там были давно ассимилированы, хотя и оставили заметный след в истории, культуре и этносе этих народов. Естественно, эти общины имели и имеют задачу скорейшей адаптации и интеграции в странах проживания, даже более злободневную, чем сохранение этнической идентичности. Но говорить об их политико-экономическом влиянии пока что рано. Другое дело страны, где выросло третье, а то и четвёртое поколение армян, скажем в США, Аргентине, Франции, России, Сирии, Иране, Ливане. Предыдущие поколения там смогли накопить определённое состояние - финансовый, культурный и интеллектуальный капитал, некоторые армяне стали весьма успешными предпринимателями, деятелями культуры и политики, дали своей молодёжи хорошее образование. Таким образом мои соотечественники в этих странах обрели постепенно и экономическое, и культурное, и, в каком-то смысле, политическое влияние. Так что, чем моложе община, тем меньше у неё влияния. Но не думаю, что сохранение национальной идентичности мешает достижению успехов в стране проживания, ставшей, по сути, второй родиной. Правило ведь совсем простое: будь добропорядочным, законопослушным, примерным гражданином и вряд ли кто тогда укажет тебе на твою национальность, помешает быть успешным. Более того, к успешным людям тянутся, ими и их культурой интересуются, от них многое перенимают и учатся. А учиться у армян есть чему - цивилизационный потенциал у них огромен!

 

Интервью взяли Григор Джангирян и Сипан Карапетян

Источник: armnn.ru

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 940
Календарь новостей
«  Апрель 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru