Analitika.at.ua. Разочарованная отношением Европы, Турция начала пересматривать свой антагонизм к арабскому миру, пишет The Economist. Издание отмечает, что «прошло около 1000 лет с тех пор, как турки появились на Ближнем Востоке, мигрируя в Анатолию из Центральной Азии. Когда же Османская Империя прекратила свое существование и в 1923 году была провозглашена Турецкая Республика, то она обратила свой взор на запад и, в частности, на США, являясь союзником последних в холодной войне с Советским Союзом. Теперь же турки вновь дали о себе знать в регионе, претендуя на роль дипломатов и торговцев. Такие развития вполне логичны, имея в виду силу турецкой экономики, возрождение исламского элемента после вынужденного антиклерикализма и фрустрации, связанной с несговорчивостью Запада относительна членства Турции в ЕС. За последние 7 лет стоимость турецких товаров, экспортируемых в страны Ближнего Востока и Северную Африку, возросла почти в семикратном размере и в 2008 году составила 31 млрд долларов.
Начиная от машин до столовой посуды, от сериалов до сухих инжиров, турецкие продукты еще десятилетие тому назад были никому неизвестны. Теперь же они доминируют на рынках повсеместно от Тегерана до Алжира. Но Турция собирается расти дальше, став важным транзитным пунктом для газовых поставок в Европу. И ее значение будет все возрастать — в зависимости от количества газопроводов.
Турецкая строительная компания TAV уже закончила строительство крупного аэропорта в столице Египта — Каире. То же самое она делает в Ливии, Катаре, Тунисе и ОАЭ (Объединенные Арабские Эмираты). Немало денег турки инвестировали в различные проекты в иракском Курдистане. Она ищет пути подобного сотрудничества с шестью членами Совета по сотрудничеству стран Персидского залива, включающего и Саудовскую Аравию. В прошлом месяце делегация, составленная из различных министров страны, нанесла визит в Багдад и Сирию, заключив соответственно 48 и 40 сделок. Сделки, включающие множество вопросов — от туризма до антитеррористических инициатив, могут покончить с десятилетиями напряжения. Следует отметить поездку премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в Иран и армяно-турецкую инициативу по нормализации отношений между двумя странами, увенчавшуюся 10 октября подписанием соответствующих протоколов. Остается лишь, чтобы они были ратифицированы парламентами обеих стран.
Архитектором новой турецкой дипломатии является глава МИД страны Ахмед Давудоглу, провозгласивший слоган „ноль проблем с соседями“ как определяющий во внешней политике страны. В своей книге он квалифицировал Ближний Восток „стратегической глубиной для Турции“. В прошлом Турция видела себя восточным бастионом НАТО, теперь же Анкара исповедует умеренную политику торговли.
Как бы то ни было, такая переориентация была бы невозможной без драматических изменений в Турции. Желание членства в ЕС во многом способствовало появлению в стране гражданских институций и более сознательной исламской элиты. Правящая партия „Справедливость и развитие“ сделала соответствующие шаги в направлении курдского меньшинства. Предоставление больших прав в культурной и политической жизни умерило пыл не только турецких курдов, но и их этнических братьев в Ираке, Иране и Сирии.
Арабский мир приветствует „возвращение“ Турции к политике умеренного противовеса Ирану, а также в свете того, что она может стать вратами в Европу. Светская Сирия, являющаяся союзником Ирана, имеет на самом деле намного больше общего с Турцией, чем с Ираном. Безвизовый режим с Турцией принесет экономически и дипломатически изолированной Сирии большие дивиденды.
Официальные лица в правительстве страны, тем не менее, не забывают говорить о том, что заинтересованность Анкары в исламском мире отнюдь не означает холодок по отношению к Западу. Взамен они представляют Турцию как полезный мост, региональную силу для мира и модель демократии, вполне совместимую с исламским элементом. Западные союзники, в свою очередь, ничего против этого не имеют. Однако все это может измениться, если надежды Турции на вступление в ЕС улетучатся или же ее будут рассматривать в качестве оружия для давления на Иран.
Следует отметить, что за умеренную перестройку Турция вынуждена была заплатить определенную цену – ухудшились взаимоотношения с Израилем после того, как Эрдоган публично выразил свое недовольство действиями Тель-Авива в секторе Газа. Кровопролитие в этом секторе вызвало недовольство многих турок, громко выразивших одобрение действиям Эрдогана. Анкара рассердилась в очередной раз в сентябре, когда Давудоглу, находящемуся с визитом Израиле, не разрешили въезд в Газу. После этого обе страны еще несколько раз раскланялись в ответном „реверансе“. В любом случае, официальные лица турецкого правительства заявляют, что не имеют намерений прерывать отношения с Израилем».
Источник: NEWS.am |