Главная » 2011»Ноябрь»10 » The New York Times: Американский мистик: музыка Алана Ованеса
The New York Times: Американский мистик: музыка Алана Ованеса
02:07
Analitika.at.ua. Агентство NEWS.am приводит отрывок из статьи Ларри
Рохтера об известном американо-армянском композиторе Алане Ованесе, которая
опубликована на сайте «The New York Times»:
В один прекрасный день в 1956 году Джордж Авакян, один из
тогдашних высших администраторов и продюсеров в «Columbia Records», получил
телефонный звонок от композитора классической музыки Алана Ованеса, который
сказал ему: «Здесь один потрясающий музыкант из Индии, и ты должен встретиться
с ним». Его друг был настолько непреклонен, как рассказал недавно Авакян, что
через несколько минут Ованес уже стучал в дверь, таща за собой Рави Шанкара.
У этой встречи было много последствий, начиная с того, что
Шанкар, который в то время не имел контракта в США, сделал серию американских
альбомов. Но в течение десяти лет Шанкар давал уже уроки игры на ситаре Джорджу
Харрисону и играл на Монтерейском поп-фестивале – события, которые побудили
целое поколение рок- и поп-музыкантов и слушателей посмотреть на восток для
нового вдохновения.
В этом году исполняется сто лет со дня рождения Ованеса, и
по этому случаю «Delos Records» выпустил памятный компакт-диск с некоторыми из
его наиболее важных оркестровых и камерных произведений, который называется
«Американский мистик: музыка Алана Ованеса». Однако, по мнению Авакяна,
наиболее прочное наследие Ованеса, возможно, не в сфере симфонической музыки, а
в сфере популярной музыки, особенно джаза и того, что стало известно как «world
music» (музыка мира или этническая музыка).
Родился Ованес недалеко от Бостона от армянского отца и
шотландской матери. Он с самого начала испытывал влечение к музыке вне
европейской традиции. Его первый контакт с Шанкаром был во время тура по США
танцевальной труппы семьи Шанкара в 1936 г., однако с детства Ованес был
погружен в работу Комитаса Вардапета, армянского священника и музыковеда конца
19-го века, который специализировался на средневековой литургической и народной
музыке своей родины на Кавказе. В мире же массовой американской классической
музыки Ованес, который умер в 2000 г., был и остается обособленным. В то время,
когда диссонанс, сериализм и другие стили были в моде, и многие его коллеги
писали работы, предназначенные быть как современными, так и американскими,
Ованес избрал тональность, а также показал любовь к архаичным элементам, таким,
как полифония музыки ренессанса и контрапункт барочных фуг.
«Алан был композитором, который на самом деле не был
заинтересован в том, чтобы быть современным, и он не смотрел в сторону Западной
Европы как своего единственного вдохновения», – сказал Деннис Рассел Дэвис,
дирижер, который долгое время отстаивал музыку Ованеса, сначала в качестве
музыкального руководителя Оркестра американских композиторов и Бруклинской
филармонии, а в настоящее время в Брукнер-оркестре в Линце, Австрия. «Его не
заботили тенденции. У него было видение того, как должна звучать его музыка, и
он просто отвечал этому внутреннему голосу», – добавил он.
По мере того, как начальное увлечение Ованеса армянской
музыкой расширилось, его любопытство повело его все дальше и дальше, сначала в
Индию, где он жил в 1959 и 1960 гг., затем в Индонезию и, наконец, в Японию,
Китай и Корею. Все эти влияния отразились в его музыке.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.