Главная » 2010»Июнь»15 » The New York Times: Новые мифы под старой чадрой
The New York Times: Новые мифы под старой чадрой
14:42
Analitika.at.ua. Все в Стамбуле непрерывно меняется.
Здесь одновременно можно увидеть вещи совершенно противоположные. Например,
сейчас здесь борются силы секуляризма и ислама. Иногда эти силы накладываются
одна на другую (примером тому служит Айя-София, Софийский собор, который
когда-то был христианской церковью, затем — мечетью, а теперь стал музеем). Но
иногда эти силы сталкиваются.
Например, в нынешней турецкой политике. Если попытаться
анализировать ее, обнаружишь почти византийские хитросплетения. До начала XX
века религиозная и политическая власти в Турции были тесно связаны. Но когда в
1923 году Ататюрк основал Турецкую Республику, он с почти религиозным
фанатизмом стал проводить в жизнь политику отделения религии от государства. В
то же время светский характер современной Турецкой Республики был призван
вобрать в себя исламское имперское прошлое.
Противоречие предстает во всей очевидности в музее дворца
Топкапы, в прошлом резиденции султана. В одной из галерей хранятся религиозные
святыни, осматривать которые раньше разрешалось только членам семьи султана и
его гостям. Таблички на экспонатах утверждают, что перед вами волосок из бороды
пророка Мохаммеда, меч царя Давида, тюрбан Иосифа. Атеистам здесь явно не
место.
Секуляризм в Турции всегда был связан с милитаризмом.
Ношение платков в школах и государственных учреждениях было запрещено,
религиозные службы и проповеди контролировались, а армия была одной из ветвей
светской власти.
Самым ярким, хотя и двусмысленным символом турецкого
секуляризма является не торговый район Истикляль и не расположенные по
соседству художественные галереи, но гигантский Музей армии. Более чем
тысячелетняя история Турции представлена здесь как военная история, и этим
духом пропитано все здание музея. В прошлом здесь помещалась военная академия,
в которой учился сам Ататюрк. Экспозиция начинается с экзальтированного
высказывания Ататюрка: "Более 700 лет, — напыщенно гласит надпись, — эта земля
была колыбелью турок”; сейчас же, в "громе, сверкании молний и сиянии солнца”,
она стала свидетельницей триумфального явления миру "нового турка”. Музей
призван ни больше ни меньше как сформировать новую мифологию, в соответствии с
которой турецкая история предстает как единая, последовательная традиция,
вершиной которой является современное светское государство.
Возможно, именно это стремление выковать триумфальную
турецкую традицию определяет отношение турок к резне армян в 1915 году. Мы
читаем здесь, что некогда армяне придерживались принципов "терпимости, любви и
справедливости”, на которых покоится "традиционная” турецкая власть. Но затем,
в XIX веке "армянские террористические организации” убили "тысячи ни в чем не
повинных турок”. Галерея набита фотографиями, призванными доказать, что не
турки вырезали армян, а армяне поубивали турок.
Безусловно, в мусульманском Стамбуле, которым правил султан,
имелась традиция терпимости по отношению к меньшинствам. Почему же это так
тяжело признать? Экспозиция Турецкого еврейского музея, кажется, намеренно
избегает каких-либо оценок. Музей был открыт в 2001 году к празднованию
пятисотлетия терпимости и гармонии между турками и евреями. Многие из стамбульских
евреев (некогда здешняя еврейская община была одной из самых больших в мире)
были потомками тех, кто в 1492 году был изгнан из Испании и Португалии.
Экспозиция этого маленького музея постоянно подчеркивает религиозную свободу,
которой пользовались евреи "как во времена Оттоманской империи, так и при
Турецкой Республике”. Но зная кровавую историю турецкой империи и жестокость
власти султана, поверить в это трудно. Некоторые скептики считают, что само
существование музея опровергает идею, ради которой он был создан. Музей
разместился в древней синагоге, но не потому, что таким образом предполагалось
подчеркнуть идею светского государства, но просто потому, что от еврейской
общины страны практически ничего не осталось. А сам музей почти невозможно
отыскать.
В конце маленькой аллеи имеется крошечная табличка с
надписью "Музей” и стрелкой. Табличка прибита к белой будке, в которой стоит
вооруженный часовой.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.