Главная » 2010»Март»31 » The Washington Post: Ереван - един в трех лицах
The Washington Post: Ереван - един в трех лицах
00:13
Analitika.at.ua. Об Армении, ее народе, ее страданиях и ее
коньяке
Автобус остановился на границе Грузии и Армении. Меня как
единственного американца среди пассажиров провели мимо солдат, лениво
поигрывающих автоматами, в сарай с надписью "Паспортный контроль”. Пограничник
— он был без рубашки — варил суп. Оторвавшись от этого занятия, он быстро
распечатал на лазерном принтере въездную визу, но категорически отказался
принимать сбор (15 долларов) в грузинских лари. К счастью, еще в автобусе мне
удалось выпросить у попутчицы достаточно армянских драмов, и я мог продолжить
путь в Гюмри — второй по величине город Армении. На этот захолустный КПП в
глубине Южного Кавказа меня привели слухи: армянский бренди якобы настолько
хорош, что французы когда-то разрешили называть его гордым именем "коньяк”.
Поэтому, путешествуя по Турции и Грузии, я решил заехать еще и в Армению и
посетить знаменитую фирму Yerevan Brandy Co., где делают тот самый
"дипломатический бренди”, что, как рассказывают, помогал Сталину и Черчиллю
договариваться в те дни, когда "холодная война” еще не началась.
Подождав еще 20 минут, пока наш водитель закончит партию в
нарды, мы наконец двинулись дальше, от нечего делать глядя в старый телевизор,
подвешенный под потолком — там крутили видеоклипы сексуального вида певичек.
Карни — женщина, одолжившая мне деньги на визу — угостила меня яблоком,
печеньем и мармеладом. Я с благодарностью принял эти дары: дорога оказалась
долгой. За окном мелькали пологие холмы и древние церкви. После десятилетий
коммунистического строя и брежневского "застоя” в семидесятые здесь сейчас всерьез
относятся к сбережению ресурсов, но об утилизации отходов никто особо не
заботится.
Гюмри оказался большим городом со следами былой красоты, но
сильно запущенным. Большинство зданий, заслуживающих внимания, относятся к
временам российской империи; их элегантные фасады потрепаны временем и явно
нуждаются в покраске. И хотя небо над городским центром было ослепительно
синим, а облака резали глаз белизной, вокруг меня царили лишь разные оттенки
серого. В поисках местного колорита я отправился бродить по городу — до ужина с
американцами, работающими здесь по линии гуманитарных организаций, времени было
больше чем достаточно.
Именно здесь, в Гюмри, закончила свое двухлетнее
существование первая армянская независимая республика: в 1920 году, потерпев
поражение в войне с Турцией, она была аннексирована Советской Россией. Город
очень сильно пострадал во время Спитакского землетрясения в 1988 году, унесшего
25 тысяч жизней и сравнявшего с землей целые кварталы в центре Гюмри. И
сегодня, через 20 с лишним лет, то тут то там встречаются развалины многоэтажек
и поврежденные дома, до которых так и не дошли руки строителей. С одного из
холмов на город смотрит поставленный в советское время монумент
"Матери-Армении”, обещающий мир за счет силы, но сегодня большинство жителей не
обращает на него особого внимания. Полюбовавшись на несколько очень симпатичных
церквей и электроподстанцию — на вид самую опасную из всех, что мне довелось
встречать, — я взял такси и отправился в расположенный неподалеку от города
Мармашенский монастырь. По дороге мы миновали большую российскую военную базу
(жизнь там явно бьет ключом), а затем целый квартал недостроенных и заброшенных
жилых домов — унылое кладбище бетонных плит и ржавой арматуры.
Главный храм монастыря, построенный тысячу лет назад,
сохранился на удивление хорошо — это особенно бросается в глаза на фоне
разрушений в Гюмри. Мы с таксистом обошли территорию, а затем он повел меня к
ручью на дне небольшого ущелья, пересекающего долину. Водитель, не обращая
внимания на разбросанный повсюду мусор, улыбнулся и произнес по-русски: "Очень
красиво, да?” Затем он ничтоже сумняшеся швырнул окурок в воду.
В тот же вечер американцы из гуманитарной организации долго
рассказывали мне, что им нравится в Армении, а что нет. По их словам, армяне,
как и многие из их соседей, — народ консервативный и религиозный; понять их
порой бывает нелегко. В принципе они люди гостеприимные, но поначалу могут
показаться необщительными и даже мрачными. Страна все еще ищет свой путь после
распада СССР, страдая от высокой безработицы и коррупции. Это, а также острый
конфликт с соседним Азербайджаном и разногласия с Турцией из-за масштабов
геноцида армян порождает у населения нечто вроде общенациональной депрессии.
Мы ужинаем в рыбоводческом хозяйстве недалеко от города —
это место известно только знатокам; едим удивительно вкусную свежевыловленную
рыбу. Рассказ о том, что я приехал сюда попробовать знаменитый армянский
бренди, вызвал у американцев живое любопытство. "Здесь контрафактных бутылок
этой штуки чуть ли не больше, чем фальшивых банкнот”, — заметил Скотт, у
которого я остановился. Мы провели за столом несколько часов, попивая
средненькое пиво и болтая о всякой всячине.
На следующее утро я отправился в Ереван. Моя новая знакомая
Карни пришла проводить меня на автовокзал и на прощание вручила несколько
плиток русского шоколада. Таксист уговорил взять попутчика — юного солдата в
новеньком мундире. Два часа пути до столицы прошли в гробовом молчании. Когда
мы добрались до места, первый же встреченный подросток окликнул меня: "Эй,
Джонни, Джонни!” (местная молодежь всех американцев называет "Джонни”). Надо
полагать, меня выдал рост, непривычно бледная кожа и неосмотрительный выбор
багажа — пестрый рюкзак емкостью в 30 кило бросается в глаза.
Ереван разительно отличается от Гюмри: это современный
город, где живет больше миллиона людей — треть населения Армении. На обсаженных
деревьями центральных улицах полно роскошных магазинов; там же нувориши
покупают в фешенебельных высотных домах квартиры, на которые простым людям
пришлось бы копить лет 500. Здесь денег тратят больше, чем зарабатывают: многие
армяне живут за счет денежных переводов от родственников-гастарбайтеров.
Ереван — един в трех лицах, и каждое из этих лиц по-своему
не лишено очарования. Первый Ереван — бедный, но гордый, второй — доставляет
наслаждение своей интеллигентностью, третий — яркий, но безвкусный: золотые
цепи и "показушные” дорогие мобильники. Поскольку цены в местных гостиницах
колеблются от высоких до заоблачных, я мимо дорогих ресторанов и пустующих
фешенебельных многоэтажек направился в северную часть центра, на площадь Оперы:
там на верхнем этаже красивого жилого дома, построенного в 1950-х для
ереванских деятелей культуры, находятся меблированные комнаты Анаит Степанян.
Они состоят из двух отдельных спален на несколько человек, в изобилии
снабженных туалетными принадлежностями, и общей гостиной, увешанной
великолепными абстрактными полотнами, написанными отцом хозяйки.
Приняв душ и заглянув в бункероподобное здание рынка, где
торгуют разнообразными пряностями, я решил в оставшееся до экскурсии на
коньячный завод время посетить памятник жертвам геноцида. Этот мемориал —
Цицернакаберд — находится чуть к западу от центра города: он посвящен памяти
тех, кто погиб в ходе депортации армян из ряда провинций Турции в 1915 году,
незадолго до крушения Османской империи. Армения утверждает, что это был
спланированный геноцид, жертвами которого стали 1,5 миллиона человек; турецкая
сторона настаивает, что жертв было значительно меньше и произошедшее стало
результатом войны и сопровождающих ее потрясений.
Армяне, однако, уверены в своей правоте. Первое, что видишь,
подходя к мемориалу, — это 44-метровая стела на вершине холма, разделенная
надвое глубоким разломом — она символизирует расколотость армянской диаспоры и
волю народа к возрождению. Рядом, внутри двенадцатигранного конуса, горит
вечный огонь. Поблизости находится и Музей геноцида, где хранятся документы и
изобразительные материалы из ряда стран, свидетельствующие о произошедшим.
Увиденное меня глубоко тронуло; погруженный в раздумье, я бродил по комплексу,
пока не понял, что опаздываю на следующую экскурсию — ту, ради которой я сюда
приехал.
Завод находится примерно в миле от мемориала; в спешке я
заблудился, и в поисках главного входа мне пришлось обежать его территорию
кругом. Минут через десять после назначенного времени симпатичная
девушка-экскурсовод повела меня — изрядно вспотевшего — в небольшой музей, а
затем обширное помещение, где хранятся бочонки с бренди, преподнесенные главам
различных государств. Среди них — подарки российским президентам Борису Ельцину
и Владимиру Путину. Бочонки остаются на заводе, пока напиток не достигнет
возраста, выбранного новым владельцем; затем он сам или его потомки смогут
забрать подарок.
...Кульминация экскурсии — посещение дегустационного зала,
где мне предложили три бокала бренди — семи-, десяти- и двадцатилетней
выдержки. Пока я потягивал напиток, пытаясь оценить особенности букета каждого
из трех сортов, экскурсовод рассказала мне о парижской Всемирной выставке в
1900 году. Именно там ереванский бренди получил Гран-при и право называться
коньяком. С тех пор история была не слишком милосердна к Армении, но ее коньяк
неизменно пользовался популярностью у самых взыскательных ценителей в России.
Сегодня Yerevan Brandy Co. — она теперь принадлежит Pernod Ricard — снова
пытается выйти на рынки за пределами постсоветского пространства и делом
доказывает, что ее бренди — продукт мирового класса. И, может быть, в один
прекрасный день он снова сможет носить имя "коньяк”.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.