Четверг, 18.04.2024, 07:39
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2011 » Сентябрь » 29 » Тигран Манасян: Ответ Алиеву или кое-что о Карабахе, Армении и Азербайджане
Тигран Манасян: Ответ Алиеву или кое-что о Карабахе, Армении и Азербайджане
01:19

Analitika.at.ua. Данная статья является своеобразным ответом на многочисленные явные искажения, имеющие место вследствие тех или иных политических устремлений. Зачастую служа политике, наука и СМИ сознательно пытаются усыпить нашу бдительность и навязать нам, рядовым гражданам, ту «правду», которая выгодна определенному кругу людей, а не ту, которая основана на достоверных фактах и исторических источниках, поддающихся верификации.

 

Ярким примером служит позиция правящей верхушки Республики Азербайджан и той части интеллигенции, которая эту позицию поддерживает и развивает. Первостепенным для бакинских политтехнологов является вопрос о статусе Нагорного Карабаха (Арцаха). Азербайджанский истэблишмент, как известно, рассматривает Арцах в качестве неотъемлемой части Азербайджанской республики. Подкрепляется данная точка зрения «историческими фактами», высказываниями различных политиков и историков, а также обычной демагогией.

 

Главным подтверждением принадлежности Арцаха Азербайджану является идея об автохтонности азербайджанцев на данной территории. Азербайджан применяет принцип историзма. Практически весь арсенал доказательств своей антиармянской доктрины официальный Баку применил в ответном письме 13-летней девочке А. Авагимян из Степанакерта (столицы Нагорного Карабаха)1.

 

Поскольку официальная доктрина не может не зиждиться на научной основе, можно сделать вывод о применении методов дезинформации, искажения и подмены исторических фактов, поскольку ни одно утверждение из перечисленных ниже не соответствует ни общепринятой научной исторической практике, ни банальной обывательской логике.

 

В ответном письме армянской девочке от имени администрации президента АР находит место небольшой экскурс в историю региона. Безусловно, Азербайджану для сохранения за собой Карабаха ничего не остается, как создавать «свою» историю, соответствующую доктрине официального Баку. Г.А. Алиев, президент АР открыто об этом говорил. В одной из своих речей он подчеркнул: «…надо создавать такие произведения, чтобы они постоянно, в последовательной форме доказывали принадлежность Азербайджану земель, где ныне расположена Армения…».

 

Что собственно и наглядно видно из письма. Отмечу сразу, что независимо ни от чего сразу привлекает стремление азербайджанской стороны жить «в общем доме под названием Южный Кавказ». По сути, это заявление означает согласие с армянской стороной в вопросе экономической, политической, социальной интеграции Южного Кавказа. На мой взгляд, лишь экономическая интеграция государств Закавказья может принести мир, стабильность и стремительное развитие Азербайджану, Армении и Грузии.

 

Однако уже в следующем абзаце находим первое серьезное искажение. Там указывается, что город Степанакерт в действительности называется Ханкенди и что он был основан в XVIII в. азербайджанскими ханами. Действительно название Ханкенди город получил от тюркоязычных правителей Персидской провинции – Карабахского ханства (полиэтничного по своему составу). Однако, более пристально изучив историю этого города, мы увидим, что почти вся карабахская земля со II в. до н. э. вошла в состав Великой Армении, как провинция Арцах.

 

Античные источники констатируют, что во времена армянских царей Арташеса и Зареха (II в. до н.э.) и позднее – во времена Страбона (I в. до н.э.) население Армении было однородным по языку. Арцах был составной частью Армении, что подтверждается и другими древними авторами: «Великая Армения ограничивается с севера частью Колхиды, Иверией и Албанией по вышеуказанной линии, проходящей через реку Кир (в античных источниках – Кура)».

 

Византийский император Константин Порфирородный (913-959 гг.), направлял письмо на имя князя Хачена (одно из названий Арцаха, позже ставшее названием одного из княжеств-меликств Нагорного Карабаха), адресуют его «в Армению».

 

Побывавший в начале XV в. в Карабахе немец Иоганн Шильтбергер отмечал, что равнинный Карабах «лежит в Армении».

 

Итак, обобщая вышеперечисленное, скажем: с начала II века до н. э. до 90-х гг. IV века н. э. территория современного Нагорного Карабаха находилась в границах армянского государства Великая Армения династии Арташесянов, затем Аршакянов. После падения Великой Армении Арцах отошел к вассальной от Персии Кавказской Албании. Кавказские албанцы же по этнолингвистической структуре классифицируется как часть Кавказской семьи языков, нахско-дагестанской группы. То есть ничего общего с тюркскими народами (в число которых входят также азербайджанцы) албанцы кавказские не имеют. Массовое заселение тюркских племен в регионе Южного Кавказа происходит начиная с XI в. н.э. и с этих времен идет тюркизация Албании, а также заселение Западной и Восточной Армении (в том числе Арцаха) тюркскими племенами.

 

Что же касается города Степанакерта, то согласно армянским источникам, с конца V в. на месте современного Степанакерта было известно армянское поселение Вараракн, названное по протекающей через него реке и входившее в пределы армянонаселённой западной части Кавказской Албании, далее армянского княжества Хачен (до XVI в.) и армянского меликства Варанда (XVI—XVIII вв.), находившихся под сюзеренитетом сменявших друг друга в регионе государств: Арабского халифата, армянских Багратидов, тюркской Сельджукской империи, империи Тимуридов, тюркских государств Ак Коюнлу и Кара Коюнлу, тюркской династии шахов Ирана — Сефевидов… Лишь в 1847 году селение получило название Ханкенды, что в переводе с азербайджанского означает «ханская деревня».

 

Лживым является также тезис о меньшинстве армянского населения на территории Нагорного Карабаха до переселения армян с подписанием Туркманчайского договора 1828 г. Действительно по инициативе и организации Л.Е. Лазарева за период с 26 февраля по 11 июня 1828 г. из Персидской «Аддербиджанской области» переселилось 8249 семейств. В исторической науке общепринятым является число в 40 тыс. армян, переселенных из Азербайджана (персидского), и в целом из Персии в регион Южного Кавказа. Причем большинство из них были поселены в центре Восточной Армении – в Эриванском и Нахичеванском ханствах.

 

Это переселение происходило повторюсь в 1828 г. и позднее. По данным же на 1823 г., население нагорной части территории карабахской провинции, примерно соответствующей территории НКАО (Нагорно-карабахской автономной области), составляло всего лишь 36490 человек. Из этого числа армяне составляли 84,6%, или 30850 чел; татары – 14,7% или 5370 чел.

 

Самым же нелепым и смешным в ответном письме армянской девушке является тезис о памятнике, установленном в деревне Марага в 1978 г. Существование этого памятника азербайджанская сторона интерпретирует весьма извращенно. Дескать, отмечалось 150 лет переселения - стало быть, армяне не являются автохтонами ни на Карабахской, ни даже на территории, где сегодня расположена республика Армения.

 

Теперь же рассмотрим факты, используя исторический материал. Из всего числа переселенных на российский Южный Кавказ именно в Карабах в 1828 году было переселено 700 армянских семей. «Из 700 семей армянских переселенцев в Карабахе в 1828 г. 300 семей вернулось обратно, а значительная часть оставшихся погибла в результате эпидемии чумы». Поселены эти люди были в основном в низменной зоне Карабаха: «Кн. Абхазов… сих людей поселил на развалинах древнего столичного града Армении, известного по летописи под именем Барда»). Отметим, что Барда, ныне одноименный райцентр Азербайджанской республики близ Нагорного Карабаха, называется древним столичным градом Армении.

 

Из упомянутых 40000 армян перешедших Аракс, только 3000 поселились в Зангезуре (совр. Сюникский район республики Армения) и около 1000 в Карабахе, основав деревню Марага. Именно в честь 150-летия основания этого населенного пункта, а также в честь присоединения армян-христиан к христианской России в 1978 г. и был установлен памятник «Марага 150». В дальнейшем сколько-нибудь значительных переселений в Карабах не наблюдалось.

 

И еще один крайне важный момент: «…на протяжении всего XIX в. имел место куда более масштабный процесс переселения тюркских и курдских племен, представителей других мусульманских народностей из Персии.». Это же не интерпретируется армянской стороной как проникновение в XVIII и XIX вв. совершенно новых этносов на территорию южно-кавказского региона.

 

Армянская сторона не занимается дешевой лжеисторической антиазербайджанской пропагандой ни в науке, ни в СМИ. Общеизвестно, что Азербайджан – новое политическое образование, появившееся лишь в ХХ в., кроме того, нет в современной АР ни одного древнего крупного города, основанного азербайджанцами. Сегодня в Азербайджане 3 крупных города: Баку, Сумгаит, Гянджа, Нахичевань. Сумгаит отпадает изначально, поскольку был основан лишь в середине 40-х гг. ХХ в. Город Гяндж а имеет весьма интересную историю.

 

Гянджа возникла как поселение благодаря своему благоприятному географическому расположению на Великом шёлковом пути. Послемонгольский историк Хамд-Аллах Моставфи свидетельствует, что арабский город Ганджа был основан в 659-60 гг. (то есть, во времена первых арабских нашествий на восточное Закавказье), но не приводит деталей. Согласно анонимной «Истории Дербента», Гянджа была основана в 859 году Мохаммадом бен Халедом бен Йазидом бен Мазьядом из рода Йазидидов Ширвана, управлявших Адурбадганом, Арраном и Арменией во времена халифа аль-Мутавакиля, и так назван из-за обнаруженной там сокровищницы. Роль Мохаммада бен Халеда в качестве основателя (который, скорее, основал город на уже существующем населенном пункте) подтверждена армянским историком Мовсесом Дасхуранци, который пишет, что сын Хазра Патгоса построил Ганджак в округе Аршакашен в 295 (846—847 гг. н. э.) году согласно армянскому летоисчислению.

 

Происхождение исламского названия города связано с пехлевийским словом «гандз» («джанза» — у арабов, «гяндза» — у грузин, «гандз» — у армян), что обозначало «клад, сокровище», «место хранения урожая». Персидское название «Ганза» указывает на существование там когда-то более древнего, доисламского города. Гянджа или Гандзак изначально было городом со смешанным населением, в котором доминировал армяно-албанским элемент.

 

Далее: топоним Нахичевань происходит от армянского префикса «нах» и слова «иджаван», и означает «местом первой высадки» (кстати на севере Армении есть город Иджеван). Иудейский историк I в. Иосиф Флавий, в качестве места высадки Ноева ковчега упоминает топоним «Апобатерион», что является буквальным грамматическим переводом армянского «Нахиджеван» (место первой высадки).

 

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона отмечает, что по преданию город Нахичевань был основан Ноем, а дата основания города по персидским и армянским источникам — 1539 г. до н. э. Современная наука также относит основание города к 1500 году до н. э. Для объективности приведем в качестве примера не армянские или азербайджанские данные, а британские. Мовсес Хоренаци (предположительно V в н.э.), описывая деяния легендарного армянского царя Тиграна I Ервандида (Тигран I Древний) повествует о крепости Нахиджеван.

 

Не будет лишним сказать, что и город Баку, современную столицу Азербайджана, также не основывали азербайджанцы. Впервые Баку упоминается в Средние века. В сочинениях арабских авторов Баку фигурирует под названием Бадку (Бадкубэ). Согласно популярной точке зрения, которая сейчас принята в Азербайджане, название Баку переводится как «место, где ударяет ветер», от иранского топонима «Бад-кубэ». Есть также версия, сравнивающая название «Баку» со среднеперсидским Багкух «Гора бога».

 

Если учитывать, что массово тюркские племена начали заселять Южный Кавказ лишь начиная с XI в. н.э., можно сделать вывод, ни одного города из вышеперечисленных, но являющихся колыбелями «азербайджанской культуры», тюрки-азери не основывали. Они были основаны албанцами, армянами, иранскими народами…

 

В заключение, рассмотрим, что на самом деле представляет из себя топоним «Азербайджан» и этноним «азербайджанец» и правильно ли мы понимаем эти два важных понятия?

 

Обратимся к фактам. Об Армении в русском энциклопедическом словаре издания 1901 г., мы не узнаем ничего нового: страна существует с древнейших времен… Гумбольд называл ее центром тяжести античного мира. Относительно Карабаха история свидетельствует, что он был заселен армянами как минимум за полтора тысячелетия до того, как в Закавказье появились первые кочевники-тюрки.

 

А вот об Азербайджане из словаря можно приобрести прежде неизвестную информацию: «Азербайджан, или Адербейджан (степная страна), в древности Антропатена, провинция Персии; 104.000 кв. км с 1,5 млн. жителей, преимущественно туркмен и курдов…» Вот он дореволюционный Азербайджан – персидская провинция, не имеющая к России (а соответственно и к Закавказью) никакого отношения!

 

В первое время даже в Советском Союзе не скрывалось, что Азербайджан является искусственным производным от провинции «Азербайджан» в соседнем с СССР Иране: «Азербайджан, 1) крупная сев. Провинция Персии, площадь около 104 тыс. км. Ок. 1.500 тыс. чел. Главные города – Тавриз, Урмия, Хой. Оживленные торговые сношения с СССР. 2) А. – см. Азербайджанская ССР».

 

Фактически, Азербайджан ни в дореволюционных, ни в МСЭ никогда не назывался ни страной, ни государством. Азербайджан – это провинция на севере Ирана, трансформировавшееся сначала в арабской, затем в тюркской транскрипции иранское название «Атрпатакан». Последнее же происходит от греческого Атропатена, т.е. страна Атропата – сатрапа Александра Македонского.

 

Для сравнения приведу кратко статью об Армении в той же МСЭ. «Армения, горная страна между Малой Азией и каспийским морем… В политическом отношении А. разделена на три части: Армянскую ССР, Турецкую А. и Персидскую А.». То есть, получается, что Армения – страна», Азербайджан – «северная провинция Персии».

 

Когда же появился термин Азербайджан для обозначения территории, занимающей современной АР? После 1918 г., после установления на территории царского Закавказья турецкого оккупационного режима в последний год I Мировой войны и провозглашения Азербайджанской республики.

 

Искусственность и политическая ангажированность этого новообразованного государства были настолько ясны современникам, что лидер Белого движения генерал Антон Деникин писал: «Все в Азербайджанской республике было искусственным, «не настоящим», начиная с названия, взятого заимообразно у одной из провинций Персии. Искусственная территория, обнимавшая лезгинские Закалы, армяно-татарские Бакинскую и Елизаветпольскую губернии и русскую Мугань и объединенная турецкой политикой в качестве форпоста пантюркизма и панисламизма на Кавказе. Искусственная государственность, т.к. на этих землях, лежавших на пути великого переселения народов и подвергавшихся воздействию разнообразных культур сменявшихся завоевателей, жили всегда разрозненные мелкие племена, враждовавшие друг с другом… Наконец, искусственно держалось и азербайджанское правительство: первоначально – волею Нури-паша, потом – генерала Томпсона и в дальнейшем – просто по инерции».

 

Англичанам, исходя из их излюбленного принципа «разделяй и властвуй» было удобно использовать это новое политическое образование. Кроме того, англичане имели собственные интересы в регионе – нефтяные, прежде всего.

 

С уходом англичан и вхождением большевиков, международная политическая конъюнктура сыграла на руку Азербайджану. Аппетиты красных распространялись далеко за пределы бывшей Российской империи, т.е. не только на настоящий Азербайджан, но и на территорию Персии в целом. Вместе с тем, сохранялась надежда на советизацию постосманской Турции. В этих условиях «Азербайджанская демократическая республика» оказалась как нельзя кстати в качестве плацдарма для распространения коммунистической экспансии.

 

Исключительность Советского Азербайджана заключалась в том, что он был искусственно создан на землях, никакого отношения к настоящему Азербайджану не имевших.

 

Известный советский академик В.В. Бартольд уже в советское время писал в связи с этим: «термин Азербайджан избран потому, что когда устанавливалась Азербайджанская республика, предполагалось, что персидский и этот Азербайджан составят одно целое… На этом основании было принято название Азербайджан, но конечно теперь, когда слово Азербайджан употребляется в двух смыслах – в качестве персидского Азербайджана и особой республики, приходится путаться и спрашивать, какой Азербайджан имеется в виду, Азербайджан персидский или этот Азербайджан…».

 

Можно и далее неустанно писать и доказывать, что Азербайджан – новая политическая, социальная, культурная единица международного права. Можно долго и щепетильно выявлять искажения и ложь некоторых высокопоставленных политтехнологов. Однако нельзя принимать на веру то, что не является доказанным. До тех пор, пока азербайджанская сторона не предъявит явных доказательств хотя бы одного из тех тезисов, которые описаны в письме, а также которые из года в год муссируются в СМИ, официальный Баку не сможет привлечь на свою сторону научное сообщество. Отдельных лжеисториков и лжеученых – безусловно.

 

Наконец, самое забавное утверждение в письме администрации президента АР. Официальный Баку считает, что Армения является моноэтническим государством. Безусловно, в РА превалирует армянский этнический элемент, однако это не значит, что Армения моноэтническая страна (т.е. якобы кроме армян в ней других национальностей не проживает).

 

Еще 15 апреля 2010 г. заявил: «Азербайджанский народ никогда не проводил дискриминации в отношении других наций. В отличие от Армении мы не являемся моногосударством… Армения же возможно, является единственной в мире страной, то есть не островным государством, где не живет ни одной другой нации, кроме армян… Не только азербайджанцы, представители всех остальных национальностей также были либо изгнаны из Армении, либо убиты, либо подверглись притеснениям, либо им созданы такие невыносимые условия, что они не могут там оставаться».

 

Через несколько дней после этого скандального заявления азербайджанского лидера во всемирной паутине был опубликован ответ президенту Алиеву 11 национальных общин Армении (ассирийской, белорусской, греческой, грузинской, езидской, еврейской, курдской, немецкой, польской, русской, украинской общин и сопредседателей Союза национальностей). В ответе указывалось, что «Армения, возможно, действительно является единственной страной, где в государственных школах обучаются таким языкам, как ассирийский, езидский, курдский. Армения действительно единственная страна, где за счет государственного бюджета издаются учебники вышеперечисленных языков. Кроме того во многих государственных школах Армении существуют классы, где обучение проводится на русском языке, а также правительством Армении создан Культурный центр национальностей, где национальным меньшинствам Армении предоставлены оптимальные условия для организации воскресных школ и проведения различного рода мероприятий. За счет государственного бюджета издаются несколько езидских, курдских, русских, а также украинская, грузинская, еврейская газеты, греческий и русские журналы. Ведутся радиопередачи на ассирийском, курдском, езидском и русском языках. Также в Армении под охраной государства находятся все архитектурно-исторические, культурные и религиозные объекты, независимо от их этнической и религиозной принадлежности, что никак нельзя сказать об Азербайджане, на территории которого оскверняются и уничтожаются кладбища и культурные памятники».

 

И последнее. Неважно в каком государстве мы живем, и какая древняя и насыщенная у нас история, важно, что мы живем сегодня. И в первую очередь следует заботиться о людях, а не о тех, кто давно отошел в мир иной и разбирать их заслуги, победы и поражения. На Кавказе воцарится мир только тогда, когда и Азербайджан и Армения научатся идти на компромиссы, научатся доверять друг другу, как это было еще в советское время. Неужели мы желаем второго арабо-израильского конфликта, тлеющего вот уже более полувека.

 

Когда все страны Южного Кавказа осознают все положительные стороны создания некоего общего государства – конфедерации, с разделение административно-территориальных единиц не на этнические, а на топографические, как, к примеру в Швейцарии, тогда будет положен конец борьбе людей за землю и за жизненное пространство, поскольку для народов южно-кавказского региона территория станет «своей», не чуждой. При этом раскладе армянин сможет ездить в Баку, и не будет считать эту поездку заграничной, азербайджанец сможет считать Ереван частью общего дома народов Кавказа, грузин не будет видеть разницы между Гянджой и Гюмри… Безусловно, это вопрос не близлежащей перспективы, ибо как известно – мудрость приходит с годами, однако, на мой взгляд, это единственный бескровный путь решения этнических проблем Южного Кавказа. sarinfo.org

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 1408
Календарь новостей
«  Сентябрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru