Analitika.at.ua. 7 сентября в столицу Азербайджана
прибыла заместитель помощника госсекретаря США по вопросам Европы и Евразии
Тина Кайданов. Согласно официальной информации азербайджанской стороны, на
встрече дипломата с руководством республики обсуждались отношения
Азербайджан-США, ситуация на Южном Кавказе, урегулирование нагорно-карабахского
конфликта и нынешнее состояние переговорного процесса. Каких-либо подробностей
обсуждаемых вопросов азербайджанская сторона не сообщила, что свидетельствует о
том, что в азербайджано-американских отношениях настало время «реальной политики».
И действительно, после регионального турне президента России
Дмитрия Медведева Белый Дом хотел бы найти ответы на многие вопросы. Однако
наиболее важной задачей администрации Буша является определение степени
российского влияния на политику стран Южного Кавказа. И если с Арменией и
Грузией ситуация более или менее ясна, то в случае с Азербайджаном Вашингтону
есть действительно над чем подумать.
На протяжении последних нескольких лет официальный Баку
позиционировал себя в качестве самостоятельного регионального игрока. Внешняя
политика Азербайджана преследовала одну «но пламенную страсть» – посредством
изоляции Армении от региональных экономических и политических процессов
добиться превосходства над противником и, в конце концов, завоевать Нагорно-Карабахскую
Республику. Все остальные вопросы внешней политики Азербайджана были подчинены
вышеуказанной цели.
Но, как выяснилось, бороться против армянских государств
подобным образом одному Азербайджану явно не по силам. Более того, блокада
границ Армении со стороны Турции причиняет нашей стране гораздо больший вред,
чем неучастие Армении во всех энергетических и коммуникационных проектах Южного
Кавказа. Из этого факта можно сделать вывод, что главным оператором внешней
политики Азербайджана является Турция. Но так ли это?
После того, как официальный Ереван и Анкара объявили о
намерении нормализовать двусторонние отношения и открыть армяно-турецкую
границу, власти Азербайджана сделали все возможное, чтобы нейтрализовать достигнутые соглашения. За весьма короткое
время азербайджанцам удалось создать довольное внушительное движение против
армяно-турецких протоколов в самой Турции и, по сути, остановить процесс
налаживания отношений с Арменией. Подобное развитие событий стало полной
неожиданностью для многих вовлеченных в политические процессы региона стран. И
Россия в этом смысле не стала исключением. После августовской войны 2008 года в
Кремле было принято решение продолжить успех и усилить политическое влияние на
Южном Кавказе. По части Азербайджана российская сторона тогда решила работать с
помощью Турции. Согласно плану Москвы, открытие армяно-турецкой границы, а
также влияние Турции и России на политику Азербайджана, должны были смягчить
конфронтационную ситуацию в регионе, что обеспечило бы также усиление роли
России как гаранта безопасности Южного Кавказа.
Однако подобная инициатива России провалилась из-за того,
что официальная Анкара не смогла реализовать свою часть данного плана.
Оказалось, что ставка на Турцию была не правильной, так как нити ведомства
Мамедъярова ведут отнюдь не в Анкару. В сложившейся ситуации Россия избрала
другой путь, снизив накал военных страстей в регионе наращиванием собственного
военного пребывания в Армении. Тем самым Москва, конечно же, смогла
предотвратить возможное возобновление армяно-азербайджанской войны, однако
подчинить внешнюю политику Азербайджана своим интересам России пока не удалось.
Баку по прежнему смотрит в сторону Вашингтона, посланник которого в эти дни
давал наставления Алиеву и Мамедъярову относительно последних региональных
развитий. Грант МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН, voskanapat.info |