Analitika.at.ua. Великое национальное собрание Турции начало обсуждение армяно-турецких протоколов. Приняв пас от своих дипломатов, теперь игры вокруг протоколов в кошки-мышки будут вести турецкие депутаты. На деле для ратификации протоколов в парламенте власти Турции больших проблем не испытывают. Другое дело, что и большого желания ратифицировать документы тоже не демонстрируют, а потому разворачивающееся ныне в парламенте Турции действо не будет одноактным спектаклем.
ДВЕ ТУРЕЦКИЕ ОППОЗИЦИОННЫЕ ПАРТИИ УЖЕ ЗАЯВИЛИ о своем несогласии ратифицировать протоколы и "даже" покинули заседание парламента во время выступления депутата от правящей партии. Однако негодование турецкой оппозиции непонятно, поскольку в самом главном турецкие оппозиционеры едины во мнении с парламентским большинством: и те и другие в один голос заявляют, что открытия границы не будет до вывода армянских войск с "оккупированных территорий". Вот такая вот позиция "без предусловий". Как сообщает турецкая печать, в турецком парламенте не было ни одного депутата, который бы выступил против этого предусловия.
С другой стороны, известно, что в случае ратификации протоколов "дорожная карта" армяно-турецкого урегулирования вступает в силу и вопрос открытия границы переходит в режим "автопилота" – граница должна быть открыта в двухмесячный срок с момента обмена между Арменией и Турцией ратифицированными протоколами (инструментами ратификации). Сорвав процесс урегулирования на этом этапе, Турция серьезно потеряет в глазах мирового сообщества. А потому самым идеальным решением для Турции было бы тянуть время. Тянуть, параллельно пытаясь давить на Армению в вопросе карабахского урегулирования. Именно поэтому, представляя протоколы в парламент, глава МИД Турции акцентировал внимание на том, что президент Турции Гюль ведет активную работу в вопросе карабахского урегулирования с президентами стран - членов сопредседательства Минской группы ОБСЕ.
Турецкие дипломаты тонко намекают, а то и просто прямым текстом заявляют своему брату Азербайджану, что не стоит особо суетиться, поскольку скоро будут очевидны результаты их "карабахской" дипломатии, - в виде перехода под контроль Азербайджана ряда территорий вокруг НКР. А пока этого не произойдет, турецкие депутаты будут тянуть время либо ратифицируют только тот из протоколов, который не оговаривает конкретных сроков открытия границы. В лучшем случае, получив предварительно "добро" от Азербайджана, турецкий парламент может ратифицировать протоколы "накануне вывода войск", пусть и гипотетического. Чем подтвердит позицию тех экспертов, в частности, экс-спикера НС РА Тиграна Торосяна, по мнению которого, весь процесс армяно-турецкого урегулирования Турция рассматривает своеобразным предусловием для окончательного урегулирования нагорно-карабахского конфликта.
ОДНАКО ТУТ ВОЗНИКАЕТ ОЧЕНЬ СЕРЬЕЗНАЯ ПРОБЛЕМА, связанная с позицией официального Еревана. В деле нормализации армяно-турецких отношений последний и так уже пошел на слишком большие уступки, о которых в косвенной форме доложил своему парламенту Давутоглу, представляя протоколы. Речь не только о том, что Анкара получает прекрасный шанс вынести на обсуждение, а значит, поставить под сомнение факт Геноцида армян. Давутоглу также подчеркнул, что после ратификации протоколов канет в небытие Севрский договор и отныне никто не будет вправе предъявлять Турции территориальные претензии.
Так что два известных турецких предусловия нормализации армяно-турецких отношений не исчезли из актуальной повестки Турции. Если к ним добавится третье предусловие в виде односторонних уступок армянской стороны по Карабаху... Очевидно, такая ноша будет не под силу даже всем вместе взятым участникам цюрихской церемонии. Таких соглашений в Цюрихе не подписывали и их реализацию не гарантировали.
Рубен МАРГАРЯН
Источник: Голос Армении |