Вторник, 10.12.2024, 17:01
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2012 » Декабрь » 21 » Today’s Zaman: Армяне и турки – братство по родине
Today’s Zaman: Армяне и турки – братство по родине
09:08

Analitika.at.ua. Приводим опубликованную в турецкой «Today’s Zaman» статью обозревателя Дженгиза Актара:

 

Четыре года назад, примерно в это время года, мы перевернулись с ног на голову. В стране, где никто не был в состоянии на протяжении десятилетий вспомнить массовые убийства армянских граждан Османской империи в начале 20-го века, 31 тысяча граждан представили публичные извинения за то, что не могли разделить боль своих армянских сограждан.

 

Четыре года – это очень короткий срок для такой длительной бессознательности. Тем не менее я считаю, что с того времени был достигнут видимый прогресс, чтобы лучше понять то, что произошло в прошлом. Конечно, попытки вспомнить не начались с кампании извинений. Издательства «Бельге» и «Аракс», газета «Акос», Грант Динк и Конференция об османских армянах в 2005 году были главными вехами на пути к разрушению стены незнания и безразличия. Однако через кампанию извинений призыв к воспоминанию приобрел публичный характер.

 

Какой был прогресс с тех пор? Трудно даже отследить все, что произошло с точки зрения воспоминания об армянской трагедии. Наши граждане и наше общество внесли наибольший вклад в эти усилия. Благочестивые люди сейчас находятся на передовых позициях этих усилий. Государственные органы, хотя они отстают и реагируют на общественные инициативы свысока и неторопливо, по крайней мере, не блокировали их, а иногда даже оказывали поддержку. Реставрация ахтамарской церкви в Ване за счет государственных средств была из этого ряда. Но предстоит еще долгий путь.

 

Хорошо известный факт, что, когда политики находятся под влиянием эмоций, они много упоминают о братстве и национальном единстве. В Турции это проявляется следующим образом: «Я считаю активом каждый этнический элемент в этой стране. Все этнические группы, в том числе турки, курды, лазы, черкесы, абхазы, боснийцы и арабы,– все похожи и равны. Мы вместе сражались в Малазгирте. Мы сражались плечом к плечу в Косово, Саракамыше, Йемене, Чанаккале и в войне за независимость. Все люди из различных этнических групп являются нашими братьями».

 

Религиозная идентичность определяет объединяющий подход политиков к национальности и гражданству. В определении национального единства политики указывают на древние и более поздние этнические группы Анатолии, за исключением немусульман. Слышали ли вы когда-нибудь, чтобы политик после перечисления турок, курдов, арабов и черкесов назвал армян, греков и сирийцев? В определении государственности нет никакой ссылки на немусульманам просто потому, что турецкая нация, по сути, определяется исламом. Соответственно, немусульмане не включаются в определение турецкой нации. Все в республике являются гражданами, за исключением немусульман.

 

Я призываю вас подумать об этом, напоминая, что написал один мудрый человек, Ахмет Митхат Эфенди, около ста лет назад. Отрывок взят из книги Фазиля Гёкчека «Османцы-немусульмане в рассказах и романах Ахмета Митхата Эфенди». Зная, какой ущерб причинили социальному строю конфликтующие национальные устремления на закате Османской империи, Ахмет Митхат Эфенди написал в своей газете «Tercüman-ı Hakikat» через два месяца после принятия конституционной монархии 17 сентября 1908 года:

 

Братство с нашими христианскими гражданами не означает подчинения им с нашей стороны; это означает избегать поведения, которое формирует такое подчинение. Однако мы должны оставить эти политические соображения в стороне и подумать о значении братства с христианами. Мы должны сделать это, потому что мы живем бок о бок с ними. Восходящее солнце дарит жизнь всем нам. Проливной дождь кормит всех нас. Стихийные бедствия, в том числе землетрясения, затрагивают всех нас. Мы веселимся на свадьбах друг друга. Мы чувствуем боль и печаль из-за болезни и на похоронах друг друга. В сущности, мы должны считаться наследниками той же цивилизации. Учитывая, что все эти факторы создают своего рода братство между нами, и учитывая, что мы не можем назвать это братством по религии и по крови, будет ли катастрофой, если мы назовем это братством по родине?

 

Как я уже сказал, предстоит пройти еще долгий путь, даже для того, чтобы достичь мудрости Ахмета Митхата Эфенди. NEWS.am

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 869
Календарь новостей
«  Декабрь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru