Четыре года назад, примерно в это время года, мы
перевернулись с ног на голову. В стране, где никто не был в состоянии на
протяжении десятилетий вспомнить массовые убийства армянских граждан Османской
империи в начале 20-го века, 31 тысяча граждан представили публичные извинения
за то, что не могли разделить боль своих армянских сограждан.
Четыре года – это очень короткий срок для такой длительной
бессознательности. Тем не менее я считаю, что с того времени был достигнут
видимый прогресс, чтобы лучше понять то, что произошло в прошлом. Конечно,
попытки вспомнить не начались с кампании извинений. Издательства «Бельге» и
«Аракс», газета «Акос», Грант Динк и Конференция об османских армянах в 2005
году были главными вехами на пути к разрушению стены незнания и безразличия. Однако
через кампанию извинений призыв к воспоминанию приобрел публичный характер.
Какой был прогресс с тех пор? Трудно даже отследить все, что
произошло с точки зрения воспоминания об армянской трагедии. Наши граждане и
наше общество внесли наибольший вклад в эти усилия. Благочестивые люди сейчас
находятся на передовых позициях этих усилий. Государственные органы, хотя они
отстают и реагируют на общественные инициативы свысока и неторопливо, по
крайней мере, не блокировали их, а иногда даже оказывали поддержку. Реставрация
ахтамарской церкви в Ване за счет государственных средств была из этого ряда. Но
предстоит еще долгий путь.
Хорошо известный факт, что, когда политики находятся под
влиянием эмоций, они много упоминают о братстве и национальном единстве. В
Турции это проявляется следующим образом: «Я считаю активом каждый этнический
элемент в этой стране. Все этнические группы, в том числе турки, курды, лазы,
черкесы, абхазы, боснийцы и арабы,– все похожи и равны. Мы вместе сражались в
Малазгирте. Мы сражались плечом к плечу в Косово, Саракамыше, Йемене, Чанаккале
и в войне за независимость. Все люди из различных этнических групп являются
нашими братьями».
Религиозная идентичность определяет объединяющий подход
политиков к национальности и гражданству. В определении национального единства
политики указывают на древние и более поздние этнические группы Анатолии, за
исключением немусульман. Слышали ли вы когда-нибудь, чтобы политик после
перечисления турок, курдов, арабов и черкесов назвал армян, греков и сирийцев? В
определении государственности нет никакой ссылки на немусульманам просто
потому, что турецкая нация, по сути, определяется исламом. Соответственно,
немусульмане не включаются в определение турецкой нации. Все в республике
являются гражданами, за исключением немусульман.
Я призываю вас подумать об этом, напоминая, что написал один
мудрый человек, Ахмет Митхат Эфенди, около ста лет назад. Отрывок взят из книги
Фазиля Гёкчека «Османцы-немусульмане в рассказах и романах Ахмета Митхата
Эфенди». Зная, какой ущерб причинили социальному строю конфликтующие
национальные устремления на закате Османской империи, Ахмет Митхат Эфенди
написал в своей газете «Tercüman-ı Hakikat» через два месяца после принятия
конституционной монархии 17 сентября 1908 года:
Братство с нашими христианскими гражданами не означает
подчинения им с нашей стороны; это означает избегать поведения, которое
формирует такое подчинение. Однако мы должны оставить эти политические
соображения в стороне и подумать о значении братства с христианами. Мы должны
сделать это, потому что мы живем бок о бок с ними. Восходящее солнце дарит
жизнь всем нам. Проливной дождь кормит всех нас. Стихийные бедствия, в том
числе землетрясения, затрагивают всех нас. Мы веселимся на свадьбах друг друга.
Мы чувствуем боль и печаль из-за болезни и на похоронах друг друга. В сущности,
мы должны считаться наследниками той же цивилизации. Учитывая, что все эти
факторы создают своего рода братство между нами, и учитывая, что мы не можем
назвать это братством по религии и по крови, будет ли катастрофой, если мы
назовем это братством по родине?
Как я уже сказал, предстоит пройти еще долгий путь, даже для
того, чтобы достичь мудрости Ахмета Митхата Эфенди. NEWS.am
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.