Понедельник, 25.11.2024, 17:50
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2010 » Июль » 14 » Торжества на карабахской "Горе сокровищ"
Торжества на карабахской "Горе сокровищ"
15:16

Analitika.at.ua. Монастырь «Гандзасар», что в Мартакертском районе Нагорно-Карабахской Республики, стоит на вершине горы Гандзасар (отсюда и название) - высокого холма, величественно возвышающегося над историческим селением Ванк.

 

Название «Гандзасар» в переводе с армянского означает «гора сокровищ», что указывает на медные и серебряные рудники, которые находились недалеко от холма в средневековье. Однако, вне всякого сомнения, настоящим сокровищем горы Гандзасар, как и всей Страны Арцахской, является кафедральный собор Св. Иоанна Крестителя, воздвигнутый в тринадцатом веке.

 

9-11 июля в Республике Арцах торжественно отметили 770-летие освящения собора Святого Иоанна Крестителя. Торжественные мероприятия, приуроченные к этой дате, стартовали в Степанакерте, а затем продолжились в самом Гандзасаре.

 

Воскресным утром 11 июля звон колоколов Гандзасара возвестил о начале Святой Литургии. Торжественная процессия священнослужителей прошла в храм, где под руководством настоятеля Арцахской епархии Армянской Апостольской Церкви, архиепископа Паргева Мартиросяна состоялось праздничное богослужение.

 

По случаю торжеств в Гандзасар из Первопрестольного Святого Эчмиадзина была привезена частичка святых мощей Иоанна Крестителя, хранящихся в Эчмиадзине. Местные прихожане и верующие паломники получили возможность прикоснуться к святыне.

 

Праздник стал поистине всенародным: для участия в торжествах в Гандзасар прибыло множество гостей как со всего Арцаха, Армении, так и из-за рубежа. На торжествах присутствовало и высшее руководство Республики Арцах во главе с президентом Бако Саакяном. Среди гостей находились высокопоставленные священнослужители, военные, представители армянской общественности.

 

Вечером во Дворце культуры и молодежи Степанакерта состоялся торжественный вечер, посвященный 770-летию освящения собора Святого Иоанна Крестителя. Вечер начался с чтения молитвы «Отче наш», после чего присутствующие посмотрели фильм о Гандзасаре, подготовленный Арцахским общественным телевидением (автор – Гамлет Мартиросян).

 

От имени властей Арцаха с поздравительной речью по поводу юбилея выступил председатель Национального собрания НКР Ашот Гуляна. «Юбилей Гандзасара – это повод для того, чтобы, вспоминая о нашем прошлом, серьезно задуматься о своих дальнейших действиях. О том, как нам обеспечить продолжение нашей истории», - сказал спикер парламента НКР. Отметив важную роль Гандзасара в национально-освободительной борьбе арцахских армян, Ашот Гулян заметил, что храмовый комплекс неоднократно обстреливался со стороны азербайджанцев, вследствие чего были разрушены стены монастырского комплекса. Однако, несмотря на обстрелы и агрессию Азербайджана, армянский храм выстоял.

 

На вечере выступил также депутат НС НКР, кандидат исторических наук Ваграм Балаян, который в своем докладе представил исторические сведения о строительстве и дальнейшей судьбе Гандзасара.

 

В ходе вечера состоялась также церемония награждения. Указом президента НКР, автор и продюсер документального фильма «От Арарата до Сиона», член Арцахского епархиального совета ААЦ, директор богословского центра «Гандзасар», иерей Месроп Арамян и режиссер фильма Эдгар Багдасарян удостоились ордена «Месроп Маштоц».

Лично вручая награды, глава арцахского государства вновь отметил важность фильма, отметив, для нас он раскрывает подлинные ценности и свидетельствует о том, что армянин с честью нес и будет нести данный ему Богом крест.

 

Торжественный вечер сопровождался духовной музыкой, шараканами.

 

Отметим, что Собор Святого Иоанна Крестителя представляет собой большую крестовокупольную церковь. Кроме церковных построек монастырь включает здание семинарии, приемную католикоса, трапезную, монашеские кельи, подсобные помещения и другие строения. По периметру монастырь окружен высокой каменной стеной.

 

Собор Св. Иоанна Крестителя был заложен в 1216 г. Асаном Джалалом Вахтангяном -влиятельным армянским феодалом Хачена, самого значимого региона провинции Арцах. Асан Джалал называл себя «великим князем», «князем князей», «самодержцем» и «царем». В период правления Асана Джалала Вахтангяна Хаченское Княжество стало большим объединенным государством с территорией в 12-15 тысяч кв. километров и самой большой армией в Армении. Именно поэтому в научной литературе его часто именуют «Арцахским Царством».

 

Родословная Асана Джалала берет начало от Арраншахиков - одного из самых древних аристократических фамилий в мировой истории, которые властвовали над восточными провинциями Армении начиная с периода античности и история которых восходит к легендарному прародителю армян - Патриарху Хайку, внуку праведного Ноя.

 

В память о своем великом предке потомки Асана Джалала стали называть себя Асан-Джалалянами. Незадолго до мученической смерти Великого Князя в 1261 г. род Асан-Джалалянов разделился на две фамильные линии. Одна ветвь Асан-Джалалянов продолжила управлять провинцией Хачен в качестве владетельных князей. Другая же ветвь, клерикальная, возглавила Святой Престол Гандзасара Армянской Апостольской Церкви, передавая по родовой линии титул Католикоса Агванка - верховного патриарха восточных провинций Армении.

 

Первые упоминания о монастыре «Гандзасар» восходят к 10-му веку. В своем церковном послании «О смуте в Доме Агванка» Католикос Всех Армян Анания Мокаци (патриаршествовал в 946-968 г.г.) пишет, что для того, чтобы разрешить теологический спор о природе Святой Троицы, он приказал «созвать собрание в провинции Хачен, при участии священников и родовой знати». При перечислении приглашенных Католикос Анания упоминает «Тер-Саргиса, монаха из Гандзасара». Тот же Тер-Саргис, который, по всей видимости, был важным церковным деятелем Армении, упомянут армянским историком второй половины тринадцатого века Степаносом Орбеляном в своем труде «История области Сисакан».

 

«Гандзасар» разделил непростую судьбу армянского народа. В традиционном для армян календарном послесловии в конце рукописи, датируемой 1417 г., настоятель монастыря выражает тревогу о том, что князья Хачена находятся «под влиянием неправедных людей», и заключает, что «поэтому страна армянская ослабла».

 

В течение своей истории «Гандзасар» много раз подвергался нападениям со стороны иноземцев. Наиболее известная из осад была предпринята в начале тринадцатого века татаро-монгольскими захватчиками. В конце 18-го века «Гандзасар» был разграблен предводителем тюркских кочевников Ибрагим-Халилом Джеванширом, вторым по счету представителем династии так называемых «карабахских ханов». После захвата крепости Шуши в 1750-ых г.г. Ибрагим, также как и его отец Панах-Али, терроризировал братию монастыря «Гандзасар». В 1786 г. Католикос Гандзасара Ованнес и его братья по приказу Ибрагима были схвачены и помещены в темницу, где Католикос Ованнес умер под пытками. Самая же недавняя атака на «Гандзасар» связана с агрессией Азербайджана против Нагорно-Карабахской Республики в начале 1990-ых.

 

Несмотря на войны и бедствия, армяне Арцаха всегда берегли монастырь «Гандзасар» как символ христианской веры и истории, и в минуты испытаний все как один становились на защиту святыни Страны Арцахской. Военную кампанию по изгнанию противника с территории Нагорно-Карабахской Республики в 1992 г. армянские отряды самообороны начали именно с «Гандзасара».

 

Армяне, особенно армяне Нагорного Карабаха, верят, что в монастыре «Гандзасар» находится или же, по крайне мере, находилась в прошлом одна из самых почитаемых христианских реликвий — отрубленная царем Иродом голова Святого Иоанна Крестителя.

 

Повествование о том, как голова Святого Иоанна оказалась в Стране Арцахской и в «Гандзасаре», можно найти в коллекции рукописей, известных как «История Страны Агванк», принадлежащая перу армянского историка-арцахца Мовсеса Каганкатваци. «История Страны Агванк» Каганкатваци написана в 7-ом веке и дополнена в последующие века (особенно в 10-ом веке, стараниями другого армянского автора - Мовсеса Дасхуранци). В «Истории…» отображаются события, связанные с судьбой армянских провинций Арцах и Утик после раздела Армянского Царства между Персией и Византией в 387 г. н. э. и образования армянского государства Агванк, центр которого находился на территории современной Нагорно-Карабахской Республики.

 

Во многих редакциях «Истории Страны Агванк» можно найти приложение «О честной голове Иоанна Крестителя, и о том, как она была доставлена в гавар Арцах и помещена в святом Гандзасаре, где находится престол Агванка». В приложении указано, что в течение столетий голова Св. Иоанна переходила из рук в руки, пока некий князь не выкупил реликвию и забрал ее с собой в Константинополь, где «католики хотели похитить ее и увезти на Запад». Но князь, говорится в повествовании, взяв с собой голову, «убежал на север, в Иверию» (т.е. Грузию). В 1211 г. Асан Джалал Вахтангян отправляется в Грузию, к брату, у которого к тому времени находилась голова Св. Иоанна. Асан Джалал просит брата отдать ему реликвию, но получает отказ. Тогда он забирает голову силой и возвращается обратно в Арцах, в «родовую усыпальницу свою». Далее авторы «Истории …» пишут: «И поместил он ее там и над ней построил удивительную и восхитительную кафедральную церковь во славу Бога Христа, и Крестителя Его - Святого Иоанна. А в день освящения церкви назвал ее именем Святого Иоанна. Здесь же, кроме того [находится] и законоучающая святая челюсть Григория Просветителя, и десница Святого Захария, отца Иоанна, и мощи Святого Пандалиона, великого мученика, и мощи других святых, которые исцеляют [больных] во славу Христа, Бога нашего, благословенного во веки веков».

То, что легенда, связывающая Св. Иоанна Крестителя с Гандзасаром, имела значительный идеологический и политический вес, подтверждается посланием гандзасарского Католикоса Петроса Хандзкеци (патриаршествовал в 1653-1675 г.г.) русскому царю Алексею I Романову - отцу Петра Первого. В своем письме, датируемом 1672 г., Католикос Петрос старается подчеркнуть особую значимость Страны Арцахской и других восточных провинций Армении, на которые распространялась его духовная власть, используя тезис о нахождении в «Гандзасаре» множества важных христианских реликвий:

«Царю коронованному Христом … от раба Господня, Петра, Католикоса Армянского, с молитвами Григория Великого Великой Армении. Я, патриарх Святого Престола в Гандзасаре, где хранятся святые мощи Св. Иоанна Крестителя, Григория Великого (Григория Просветителя), Св. Иосифа Аримафейского, и откуда мы воззываем к апостолам Христа и к Святому Духу хранить Ваш престол, град Москву, и все Ваше царство … ».

(фоторепортаж)

Источник: defacto.am

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 735
Календарь новостей
«  Июль 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru