Analitika.at.ua. Одним из наиболее радостных событий армянского быта,
отмечаемых особенно торжественно и пышно, является празднество по поводу
образования новой семьи – свадьба. Она всегда считалась самым важным моментом
человеческой жизни и становилась поводом для выражения нескрываемой радости и
исключительной ответственности родителей.
Свадьбе предшествовало сватовство, в котором раньше жених не
принимал участие. Сейчас со сватами в дом невесты идет и жених. В качестве
сватов приглашаются близкие старшие родственники. Когда в результате
переговоров сваты получают согласие, обе стороны обсуждают дату помолвки. Родственники
жениха с музыкантами и подарками, оформленными в виде традиционных нарядных
подносов приходят в дом к невесте. Невеста наряжается с помощью подружек в отдельной
комнате.
Обряд помолвки начинается, когда кавор (крестный в семье
жениха) или тамада выводят невесту в сопровождении подружек из комнаты, ведут к
столу и усаживают рядом с женихом, место которому отводится во главе стола на
самом почетном месте. Если случилось так, что нет кавора у этой семьи, то для
новообразуемой семьи выбирают кавора их числа уважаемых людей — друзей,
знакомых или родственников. При этом кавор в армянской семье — это и шафер на
свадьбе, и крестный на венчании и потом крестный всех будущих детей у
молодоженов, т. е. человек, ответственный перед Богом за мир, согласие и
благополучие во вновь образующейся семье.
После объявления о помолвке старшим по столу (тамада), в
данном случае это кавор, жених собственноручно надевает кольцо (желательно с
камнем) на безымянный палец правой руки невесты. Обручальное кольцо на
безымянный палец левой руки надевается в церкви во время венчания.
День свадьбы также назначается в процессе обсуждения
сторонами жениха и невесты.
За день до свадьбы в доме жениха и невесты за столом
собираются старшие из близких родственников и соседей, под спокойную народную
музыку произносят тосты, беседуют, дают наставления, благословляют, танцуют и
поют.
На протяжении веков по экономическим причинам было
необходимо молодоженам основывать свое собственное хозяйство в составе всего
рода в семье, состоящей из трех поколений, где они должны были жить и работать.
Все, что заработали молодые, входило в общий семейный бюджет. Молодая семья не
имела права предпринимать какие-то новые инициативы без разрешения старших в
доме.
За невестой давалось приданое – часть имущества ее семьи в
денежном и натуральном выражении. Раньше, отдавая дань традиции, размер
приданого обсуждался в шутливо-юмористической форме в доме невесты в присутствии
отца жениха и местного священника в качестве «мирового судьи». Однако уже,
наверное, лет сто, никто не обсуждает размер приданого. Наоборот, проявляя
благородство и выказывая свое отношение к невесте, и жених, и его родители
говорят: «никакого приданого не нужно, лишь бы твоя нога ступила в наш дом!».
Свадьбы обычно справлялись осенью и вначале зимы, когда были
закончены полевые работы и закрома были полны всяческого добра, а карасы –
молодого вина. Кроме того есть древние армянские медицинские трактаты, в
которых говорится о пользе бракосочетания именно осенью или в начале зимы,
когда организм насыщен жизненной силой. Приготовления к свадебному пиршеству
начинались в четверг и продолжался 7 дней. Вообще в дохристианской Армении
число 7 имело магическое значение. Самым старинным способом приглашения на
свадьбу считается приглашение через музыкантов, когда они поднимались на
плоскую крышу дома жениха и играли определенные мелодии, оповещая все село о
предстоящей свадьбе в этом доме. Затем, конечно каждого устно приглашали. Особо
уважаемых и знатных гостей, в том числе кавора приглашали особой делегацией,
посетив его дом и преподнеся красное яблоко- знак особого почтения.
Гостей приглашали много, не дай Бог, кого-то забыть. В
старину для купцов, путешествующих с караванами и остановившихся на привал в
данной местности, посылали угощение, для нищих накрывали стол.
Приглашенные со стороны невесты дарили то, что невесте
пригодится в новой семье, что она может взять с собой как приданое. Гости со
стороны жениха дарили тоже еще более ценные подарки, то, что пригодится в новой
семье, но в основном – золотые украшения невесте. Ведь чем больше золота будет
на невесте, тем знатнее и респектабельнее показывает себя род жениха. До
недавних пор считалось неправильным дарить золото невесте гостям с ее стороны.
За день до свадьбы отец жениха в дом к невесте приводил
годовалого бычка, или в крайнем случае (как договорятся) барана, с красной
лентой на рогах – «на мясо».
Заранее, до свадьбы стороны обсуждали количество «макаров»
(тагворци) (делегатов), которые пойдут за невестой. Макары выбирали из своего
состава главного – макарапет или макар-баши. Его слово было законом для всех в
течение всей свадьбы, Макарапет организовывал проведение в течение свадьбы
различные развлечения и сценки, с переодеваниями и шутливыми состязаниями.
Макары окружали как телохранители жениха и охраняли его от
всяких неожиданностей.
Жених молча и беспрекословно им подчинялся, даже попыткам
девушек шуточной кражи его шапки. Макары организовывали обряд купания, бритья и
одевания жениха перед свадьбой. В условиях исторического окружения армян
турками, курдами и другими враждебными племенами была велика опасность кражи
армянских девушек, поэтому Макары – это мужественные вооруженные молодые парни
20-50 чел, задачей которых являлась безопасность всей свадебной процессии.
Процессия Макаров приближалась к дому невесты с громкой
музыкой, восклицаниями и шумом, молодежь из числа гостей со стороны невесты
встречала их тоже с шумным весельем.
С танцами перед домом или во дворе женщины из близкой родни
или сестры жениха преподносят «сини» — подносы с подарками невесте – в одном
свадебный наряд невесты со всеми аксессуарами, в другом подарки отцу, матери и
всем остальным членам семьи, а в третьем – изысканные напитки, фрукты и
сладости.
Они с этими подносами танцуют до тех пор, пока со стороны
невесты близкие женщины и девушки не возьмут у них это из рук и не вручат в
ответ символические маленькие подарки. Эти сини потом мать невесты наполнит
подарками и пошлет обратно матери жениха. Невесту одевают во все, что ей
принесли в присутствии ее подружек («цахкаворнер» — девочки с цветочными
украшениями, красочно одетые) и каворкин, (жена кавора), т.е. одной
представительницы со стороны жениха.
Во время всей свадьбы сторона жениха должна была не уступать
первенство в танцах, т.е. показывать большую радость и веселье, ведь они
приобретают такую прекрасную девушку. А сторона невесты немного грустит,
особенно мать невесты не танцует, а печалится, что ее родное дитя улетает из
отчего дома.
Для кавора обязательно преподноситься поднос с обильными
деликатесами со стороны матери невесты, а для невесты и жениха – украшенное
сладостями и фруктами дерево (символ древа жизни). С начало поднос и дерево на
руках танцуют брат и сестра или другие близкие молодые родственники невесты,
потом всё ставят на стол кавора, за что кавор должен платить.
Прекрасные народные мелодии играются под определенные тосты,
за родителей , за кавора и т.д. В доме невесты почти все мелодии – лиричные и
немного грустные –Один раз играется мелодия танец невесты, «Узундара» («узин
таран» – сосватали и увели), под которую невеста с женихом выходят танцевать, и
после которой ее уводят из родного дома. Во время этого танца гости осыпают их
деньгами – для будущей семьи, после этого танца подходит отец невесты и руку
своей дочери кладет в руку жениха, соединяет их судьбы и благословляет.
Ни одна невеста, когда играет та особая мелодия, под которую
уводят невест из дома, не может удержаться от слез, видя грусть своих
родителей. В доме невесты празднуют недолго – 2-3 часа, чтобы успеть обратно
домой, где ждут остальные гости и многодневное веселье.
Когда выводят из дома невесту, ее брат или другой близкий
родственник, (мальчик –подросток) у ворот перекрывает путь молодым и не хочет
отпускать свою сестру. Тогда ему кавор дает символический выкуп.
У ворот дома жениха процессию встречает мать – свекровь, кладет
на плечи молодым хлеб-лаваш – для благополучия, давая отведать жениху и невесте
по ложке меда для счастья и мира в семье, сладкой и полезной любви, осыпают
молодых цветами, сладкими сухофруктами и изюмом, чтобы дом их был полной чашей.
Музыка здесь уже самая зажигательная – «Кочари», «Шалахо»,
танец грузинских армян «Кинтаури». Вся родня жениха и определенное количество
гостей сопровождающих невесту, веселятся от души.
На колени невесте подсаживают маленького мальчика из рода
жениха, чтобы первенцем у молодых был мальчик, такой же красивый и здоровый.
В современной жизни армянские свадьбы в своей сути мало
изменились, но в деталях они, конечно, впитывают многие нюансы из традиций
разных народов, среди которых они живут. Еразик Арутюнян, NashaSreda.ru
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.