Пятница, 26.04.2024, 16:55
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2011 » Февраль » 8 » Транспорт: развитие в условиях блокады
Транспорт: развитие в условиях блокады
00:13

Analitika.at.ua. В Армении большое развитие получил железнодорожный, автомобильный, авиационный и трубопроводный транспорт, однако работа этих видов транспорта в значительной степени осложняется в связи с блокадой путей сообщения со стороны Азербайджана и Турции, которая наносит значительный ущерб ее внешним и внутренним экономическим связям, приводя к остановке и ограничению производства многих промышленных предприятий, что в свою очередь также отражается на работе транспорта. На падение объемов работы транспорта большое влияние оказали и трансформация производственных отношений, и связанный с этим кризис, возникший в начале 90-х годов прошлого века и продолжающийся по настоящее время, а также мировой экономический кризис 2009-2010гг.

 

В результате военных конфликтов в Закавказье оказался закрытым единственный для Армении выход в Россию по железнодорожной линии Самтредиа-Сухуми-Гагра-Адлер-Сочи, а автомобильные дороги через перевалы Главного Кавказского хребта (Крестовый и Мамисонский) периодически бывают закрыты. Таким образом, основные перевозки грузов стали выполняться на связях с Грузией и Ираном, при этом в первую очередь с черноморскими портами Поти и Батуми, роль которых в экономических связях Армении значительно возросла. В условиях горного рельефа Сюникского региона связи с Ираном в значительной степени усложняются, поэтому целесообразно расширить дорожно-транспортное строительство в этом регионе.

 

В связи с этим представляется целесообразным рассмотреть возможность строительства новых и реконструкции действующих путей сообщения для обеспечения потребностей возникающих вновь экономических связей. Исходя из этих соображений главным направлением перевозок грузов и пассажиров является на западе Грузия, а на юго-востоке – Иран.

 

Вместе с тем следует иметь в виду и транспортную систему Турции, которая представляет для экономики Армении важное значение вследствие возможного варианта расширения участия республики в различных международных программах, что будет способствовать ускорению развития транспортной системы РА.

 

В прошлом на основании советско-турецкой железнодорожной конвенции от 9 июля 1929г. было заключено соглашение между правительствами этих государств о прямом железнодорожном сообщении между СССР и Турцией для прямых перевозок по железным дорогам пассажиров, багажа, товаробагажа и грузов, в котором четко были оговорены все возможные условия перевозок и установлен перечень ж/д станций, открытых для перевозок грузов в прямом ж/д сообщении с использованием участка желдороги Гюмри-Карс. Ниже приводятся расстояния по железным дорогам от государственной границы РА до станций в Турции: Анкара – 1443 км, Эрзерум – 294 км, Стамбул - 2021 км, Карс – 65 км, Догукапы – 12 км, Измир – 2290 км. Среди указанных станций Стамбул имеет порт в проливе Босфор, а Измир – в Средиземном море.

 

При этом габариты погрузки советских железных дорог имеют колею (расстояние между рельсами) 1520 мм, а Турции – 1435 мм, что создавало значительные трудности для передвижения подвижного состава. Поэтому для улучшения условий перевозок со стороны Армянской железной дороги было начато строительство пункта перестановки вагонов (для замены колесных тележек под вагонами на станции Ахурян), что позволило бы значительно улучшить условия перевозок грузов и пассажиров. Однако в 1992г. ж/д сообщение было прервано со стороны Турции, и это строительство также было остановлено.

 

Начиная с 90-х годов прошлого века стала развиваться программа TRACECA (транспортный коридор Европа-Кавказ-Азия), которая охватывает территории республик Закавказья, Средней Азии, Казахстана, Монголии, Китая, Турции, Болгарии, Украины и других стран. Цель – возрождение древнего Великого шелкового пути из Азии в Европу (минуя Россию).

 

В составе программы TRACECA действуют несколько транспортных коридоров, в том числе коридор №4 София-Стамбул-Эскишехир-Анкара-Сивас-Карс (Турция)-Гюмри-Айрум-Тбилиси (Грузия), включающий перевозки по железным и автомобильным дорогам, а также коридор Гюмри-Ереван-Джульфа-Мегри-Минджеван-Баку (перевозки по железной дороге), которые в настоящее время не действуют.

 

Ознакомление с автомобильными дорогами Турции на подходах к границе с РА показало, что они находятся в превосходном состоянии. Так, от государственной границы Грузии до г.Карса и далее до г.Вана проложена дорога I-II технической категории, а на участках Карс-Ани-граница РА – дорога II технической категории, также и дорога Ван-Игдыр (II техническая категория), которая проложена вдоль иранской границы. При этом интенсивность движения подвижного состава автотранспорта на них невысокая, что свидетельствует об их стратегическом назначении - например, способствовать движению турецких войск к границе Армении с весьма высокой скоростью. Поэтому для повышения мобильности армянских вооруженных сил целесообразно осуществить капитальный ремонт автомобильной дороги Армавир-Исаакян-Гюмри, проложенной в непосредственной близости к границе с Турцией.

 

В указанном выше регионе преобладает в основном курдское население, и он характеризуется высоким уровнем безработицы. Так, например, в г.Карсе проживает 80 тыс. человек, однако в нем нет промышленных предприятий, а в г. Ване более 400 тыс. населения, и в нем имеется крупный цементный завод (о других предприятиях нам не известно). В жилищно-гражданском строительстве используется монолитный железобетон с использованием легких заполнителей (кирпич, асбоцементные плиты). Население любит красить свои дома в разные цвета и для этого использует краски для бетона, которые держатся не более 10 лет, а облицовочные материалы используются ограниченно. Имеется дефицит электроэнергии, а бензин стоит 4-5 турецких лир за 1 литр (1 турецкая лира = 0,72 дол. США). Таким образом, деблокирование границы имеет взаимовыгодный характер вследствие наличия в Армении дешевых облицовочных материалов, производства строительных конструкций и деталей, электроэнергии, оборудования и др.

 

В сложившихся условиях прослеживается зависимость экономики Армении от Грузии, через территорию которой осуществляется значительная часть внешнеэкономических связей республики. Строительство газопровода Тебриз-Мегри-Ереван снизило зависимость Армении от поставок российского газа через территорию Грузии. По этой трубе Армения начиная с 2007г. ежегодно получает 1,1 млрд кубометров газа и расплачивается за него излишками своей электроэнергии. Планируется строительство второй ветки, ввод в эксплуатацию которой будет способствовать увеличению поставок иранского газа в РА примерно в 2 раза.

 

Намечается строительство нефтепродуктопровода Иран-Армения стоимостью $160-180 млн. Кстати, еще в 70-х гг. прошлого века в бывшем НИИЭП Госплана Армянской ССР было разработано исследование для строительства в Армении продуктопровода (перекачка бензина, дизтоплива и др.) для избежания - в случае строительства нефтепровода - загрязнения территории отходами переработки нефти.

 

В сложившихся условиях большое значение будет иметь строительство новой ж/д линии из Армении в Иран ориентировочной длиной 300 км. Этот проект вызывает серьезные сомнения по части сроков строительства – 5 лет, так как предстоит построить примерно 24 км тоннелей в сложных горных условиях Зангезура. Однако строительство этой дороги будет способствовать усилению экономических связей Армении с Ираном и со странами Персидского залива.

 

В то же время в случае достижения мирного соглашения по Карабаху и разблокирования дорог расстояние перевозок по участку Джульфа-Ерасх-Масис-Ереван окажется в 2-2,2 раза короче, чем по предлагаемой к строительству магистрали, в связи с чем она не будет использоваться.

 

Целесообразны строительство и реконструкция действующей сети дорог межгосударственного значения на участках Ереван-Ехегнадзор-Горис-Капан-Каджаран-Мегри с вводом в эксплуатацию тоннеля под Мегринским перевалом длиной 3,0 км и созданием системы автомагистралей в этом направлении, а также реконструкция дорог Ванадзор-Ташир-граница Грузии, Гюмри-Ашоцк-Ниноцминда-Ахалкалаки-Ахалцихе-Батуми.

 

Строительство и реконструкция указанных дорог позволят значительно увеличить грузовые и пассажирские перевозки в направлениях на Иран и Грузию и включить в состав коридора TRACECA следующий маршрут: Батуми-Ахалцихе-Ахалкалаки-Ашоцк-Гюмри-Ереван-Ехегнадзор-Горис-Капан-Мегри-Тавриз-Энзели-Тегеран.

 

Расчеты показывают, что к 2020г. грузооборот всех видов транспорта РА возрастет по сравнению с 2010г. в 1,8-2,2 раза, что позволит полнее удовлетворять потребности экономики и населения в перевозках и снизить отрицательное влияние транспортной блокады на Армению.

 

Для выполнения возрастающих перевозок необходимо будет приобрести грузовые автомобили большой грузоподъемности (20-30 т), использование которых в межгосударственных сообщениях - в частности, в направлении на Иран - весьма эффективно и исключит большие затраты на строительство дорогостоящих ж/д систем ($1,2-1,5 млрд), что будет способствовать увеличению экономической безопасности РА. Л.ТОРГОМЯН, golosarmenii.am

Категория: Экономика | Просмотров: 765
Календарь новостей
«  Февраль 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru