Analitika.at.ua. В последних числах декабря 2011 года Верховная Рада
ратифицировала межправительственное соглашение с Азербайджаном о развитии
сотрудничества в сфере транспортировки нефти. В нем указаны объемы транзита
каспийского сырья через трубопроводы госкомпании "Укртранснафта" – 20
млн тонн. Впрочем, это соглашение не дает Киеву никаких гарантий относительно
загрузки.
Соглашение должно обнадежить специалистов отрасли, которая
уже несколько лет подряд теряет объемы транспортировки и сокращает прибыль. В
2010 году объемы прокачки через Украину упали почти на 23% по сравнению с
предыдущим годом – до 29,8 млн тонн. Сократился и транзит – на 30%, до 20 млн
тонн. В 2011 тенденция сохранилась – за 11 месяцев падение прокачки составило
более 12%, транзита в западном направлении – на те же 12% до 16,3 млн тонн.
Поэтому в Укртранснафте рады каждому, кто предлагает транспортировать нефть
через отечественные трубопроводы.
Из заявленных азербайджанцами 20 млн тонн около 3 млн могут
закупить украинские переработчики – Кременчугский (Полтавская обл.),
Дрогобычский (Львовская обл.) и Надвирнянский (Ивано-Франковская обл.) НПЗ. Все
заводы контролирует группа "Приват". Около 10 млн тонн предназначены
для Беларуси. Остальное азербайджанцы хотят транспортировать на НПЗ Чехии, Словакии
и Венгрии. Выход на рынок Евросоюза со своими нефтепродуктами – стратегическая
цель госнефтекомпании Азербайджана (SOCAR), подконтрольной лично президенту
этой страны Ильхаму Алиеву.
Руководитель Центра нефтяных исследований (Баку) Ильхам
Шабан напомнил, что дочерняя структура SOCAR – SOCAR Trading со штаб-квартирой
в Женеве в октябре 2011 года заключила контракт о поставке 2,5 млн тонн нефти
на НПЗ в Чехии. Этот объем должен пройти транзитом через Украину.
"Нефтепродукты компания реализует сама. Она же продает и нефтепродукты
Мозырского (Гомельская обл., Беларусь) НПЗ", – отметил господин Шабан в
комментарии МинПрому. Азербайджанский эксперт добавил, что межправительственное
соглашение между Баку и Киевом не содержит каких-либо обязательств владельца
ресурса по объемам прокачки. "Азербайджанская сторона заявляет о своей
поддержке транспортировки нефти в Украину и через Украину посредством
коммерческих соглашений. Если не будет этих соглашений, за это правительство
Азербайджана не несет никакой ответственности", – уверен И.Шабан.
Экс-глава правления Укртранснафты Александр Тодийчук
отмечает традиционную склонность украинского руководства подписывать
международные соглашения без обязательств со стороны партнеров. Но на фоне
стремительного падения объемов транзита нефти через Украину эксперт считает
подписание и ратификацию межправительственного соглашения позитивным фактом.
"Киев подтвердил, что для 20 млн тонн азербайджанской нефти в нашей
системе зарезервировано место", – сказал он в комментарии МинПрому. И
напомнил, что сегодня нефтетранспортная система страны мощностью около 60 млн
тонн в год работает на грани рентабельности.
По мнению А.Тодийчука, одной из системных ошибок в
управлении отраслью стал реверс Приднепровских магистральных трубопроводов в
2009 году. Тогда по решению правительства во главе с Юлией Тимошенко
Приднепровские трубопроводы, в течение десятилетий качавшие сырье с севера на
юг, были развернуты ради того, чтобы группа "Приват" смогла получать
азербайджанскую нефть через Одесский порт для Кременчугского НПЗ. "В
результате вместо нескольких миллионов тонн российской нефти, которую
транспортировали на юг, мы получили около 1 млн тонн азербайджанской", –
отметил эксперт.
Это решение приветствовали политики из окружения Виктора
Ющенко и сам тогдашний Президент. Реверс преподнесли как успех в деле
сокращения зависимости от российских поставок. Успех Привата, который получил
дополнительный источник сырья, обернулся резким удорожанием транспортировки для
Одесского НПЗ, принадлежащего российскому Лукойлу. Крупнейший акционер компании
и ее руководитель Вагит Алекперов даже приезжал в Киев, чтобы добиться отмены
реверса. Но ему отказали. Поставлять нефть на свой завод Лукойлу пришлось по
"Дружбе" до Бродов и дальше, на юг – до Одессы. Это существенно
ухудшило экономику переработки на предприятии.
А летом 2010 года Украина изменила направление
транспортировки по направлению Одесса – Броды, азербайджанская нефть пошла на
север – на Мозырский НПЗ. Именно это направление предусматривалось при проектировании
и строительстве нефтепровода Одесса – Броды. В текущем году объем
транспортировки азербайджанской нефти в Беларусь должен составить около 4 млн
тонн. В результате Одесский НПЗ был остановлен из-за нерентабельной работы в
октябре 2010.
Межправительственное соглашение Украины и Азербайджана по
транспортировке нефти должно закрепить нынешнюю ситуацию в распределении
сырьевых потоков между украинскими НПЗ. В.Алекперов ранее заявлял о возможной
передаче одесского предприятия в аренду. Между тем остановка НПЗ существенно
ухудшила экономические показатели Одесской области. В связи с этим первый
вице-премьер Андрей Клюев поручил профильному министерству всячески
содействовать возобновлению работы Одесского завода.
Но эксперты все чаще говорят о возможной продаже
предприятия. Среди потенциальных покупателей называют Приват и SOCAR. И.Шабан
считает, что Одесский НПЗ может быть интересен азербайджанской компании,
которая стремится наращивать свое присутствие и в Евросоюзе, и в Украине.
"SOCAR объявила, что за 15 лет хочет довести количество своих автозаправок
в Украине до 1000. Не исключено, что могут и НПЗ приобрести", – отметил
он. А.Тодийчук не исключает, что покупателем Одесского НПЗ может стать Игорь
Коломойский сотоварищи. "Поговаривают об их планах продать активы в
украинской нефтяной отрасли. Чтобы увеличить стоимость пакета, было бы логично
приобрести и Одесский НПЗ", – сказал А.Тодийчук.
А бывший специальный уполномоченный Президента Украины по
вопросам энергетической безопасности Богдан Соколовский считает, что сегодня
нет реальных покупателей на Одесский НПЗ. "В.Алекперов не станет продавать
завод конкурентам, ведь Лукойл остается на розничном рынке нефтепродуктов нашей
страны. А других претендентов пока не видно", – отметил Б.Соколовский.
Наиболее вероятным он считает передачу предприятия в аренду или даже
консервацию завода. Если это случится, Одесский станет вторым после Херсонского
(остановлен в 2005 году) простаивающим НПЗ.
Среди потенциальных получателей азербайджанского сырья
называют и подконтрольные Привату Дрогобычский и Надвирнянский заводы, которые
заждались давно обещанной модернизации. Выход светлых нефтепродуктов на этих
предприятиях меньше 70%. Оба завода проектировались под переработку легкой
карпатской нефти, и легкая азербайджанская для них предпочтительнее российской
смеси Юралс. Пока же западноукраинские заводы функционируют с перебоями,
перерабатывая небольшие объемы нефти, добытые во Львовской и Ивано-Франковской
областях. Причем продукция этих предприятий не соответствует европейским
стандартам, которые внедряет и Украина.
Поэтому лоббисты группы "Приват" регулярно
продавливают решение правительства о специальном разрешении для этих
предприятий продавать некондиционные нефтепродукты. С учетом этих факторов
планы по масштабной переработке сравнительно дорогой азербайджанской нефти в
Дрогобыче и Надвирной вызывают сомнения. Анвар Деркач, minprom.ua
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.