Понедельник, 25.11.2024, 19:53
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2010 » Март » 24 » Транзитные перевозки Армении и государственный рэкет Грузии
Транзитные перевозки Армении и государственный рэкет Грузии
21:10

Analitika.at.ua. Открытие таможенного терминала "Верхний Ларс" означает, что Армения впервые с 2006г. имеет возможность вновь пользоваться сухопутной трассой для пассажирских сообщений с Россией и экспортно-импортных перевозок кроме морского пути через Поти и Батуми. Разумеется, это не полностью решит транспортную проблему республики, но наверняка несколько смягчит ее остроту.

 

А пока Армения продолжает оставаться заложницей грабительской фискальной политики режима Саакашвили, грузинского варианта "добрососедства", хотя Ереван прилагает немалые усилия для упорядочения транзитных перевозок и сокращения обременительного транспортного оброка.

 

Транзитную торговлю внутриконтинентальных государств (а их в мире свыше 40) регулируют два международно-правовых документа: Конвенция ООН о транзитной торговле внутриконтинентальных государств (принята в Нью-Йорке 8 июля 1965г., вступила в силу 9 июня 1967г.) и Конвенция ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 г. В последней этой проблеме посвящено всего девять статей. В них, в частности, указывается: "Транзитное движение не подлежит обложению никакими таможенными пошлинами и налогами или другими сборами, за исключением сборов, взимаемых за конкретные услуги, оказываемые в связи с таким перемещением грузов". Кроме того, предоставляемые внутриконтинентальным государствам транспортные средства "не подлежат обложению налогами или сборами, превышающими те, которые взимаются за пользование транспортными средствами государства- транзита". Условия и порядок транзитных перевозок регулируются двусторонними соглашениями. Армения ратифицировала эту конвенцию 9 декабря 2002 г., а Грузия -21 марта 1996 г.

 

Но в Конвенции ООН о транзитной торговле внутриконтинентальных государств, в разработке которой приняли участие 58 государств, подробно излагаются не только условия транзита, но, что очень важно, в ней предусмотрен также конкретный механизм решения споров, возможных между договаривающимися сторонами. Их решение передается Арбитражной комиссии в составе трех человек. Каждая сторона спора назначает своего представителя в состав комиссии, а третий член, который будет председательствовать в этой комиссии, избирается с общего согласия сторон. Если такого согласия нет, то председатель назначается Международным судом ООН. Решения комиссии не оспариваются и обязательны для исполнения.

 

Конвенция исключает любую дискриминацию как в отношении транспортных средств, так и транзитных перевозок при пользовании инфраструктурой страны-транзита. Структуры транзитного государства не имеют права облагать транзитные товары - как импортируемые, так и экспортируемые - таможенными сборами либо налогами, равно как и специальными сборами в отношении транзита. В исключительных случаях тарифы взимаемых сборов должны соответствовать "оправданным расходам и не носить дискриминационный характер".

 

Конвенция обязывает, чтобы тарифы и сборы за транзит были "разумными" как в отношении их размеров, так и способов применения. Тарифы или сборы должны быть установлены таким образом, чтобы максимально облегчить транзитные перевозки, они не должны превышать тарифы или сборы, применяемые договаривающимися сторонами в отношении транспортных перевозок через их территорию грузов других стран. Особо отмечу, что предусмотренные в этом документе условия транзитных перевозок распространяются лишь на те страны, которые являются участниками Конвенции. Те же государства, которые не ратифицировали ее, должны добиться у страны-транзита согласия на пользование статусом наиболее благоприятствуемой в торговле нации!

 

Не сегодня возник спор между Арменией и Грузией вокруг транзитного грабежа, совершаемого грузинскими властями "культурно", "цивилизованно", а не в духе нравов американского "дикого Запада" либо современных сомалийских пиратов.

 

В армянских СМИ эту проблему комментировали в довольно-таки резких тонах., но официальный Ереван, как правило, воздерживался от публичных критических заявлений в адрес грузинских властей. Руководство республики, надо полагать, надеялось в ходе переговоров, официальных и неофициальных, бесед "без галстука" разумно решить эту проблему, убедить грузинскую сторону проявить добропорядочность. Похвальная сдержанность руководства Армении понятна: оно просто не хотело возникновения осложнений в отношениях с соседом, с которым страна всегда поддерживала дружественные отношения.

 

В Тбилиси же превратно воспринимали сдержанность армянской стороны. Там решили, что обнаружили "ахиллесову пяту" Армении и стремились без стеснения вовсю использовать эту сдержанность к своей выгоде. Хотя долгосрочные интересы самой Грузии должны были бы подсказать грузинским деятелям, что такая близорукая политика отнюдь не отвечала и не отвечает духу сложившихся в течение многих столетий добрососедских отношений между Арменией и Грузией.

 

В период правления в Грузии очередного вашингтонского протеже, на этот раз уже "светоча молодой демократии", Тбилиси настолько распоясался, что вынудил руководство Армении прервать "обет молчания". Премьер-министр республики Тигран Саркисян в июле прошлого года резко осудил навязанные грузинской стороной грабительские сборы за транзит армянских товаров. Премьер заявил, что "Грузия ведет себя в отношениях с Арменией как монополист" и что она злоупотребляет своим положением страны-транзита. Необычно резкое заявление армянского премьера, которое было сделано, кстати, вслед за июньским визитом в Армению президента Грузии, свидетельствовало о том, что Еревану вновь не удалось убедить Тбилиси умерить свои грабительские аппетиты и прекратить вести себя как сомалийские пираты.

 

По большому счету разница между грузинскими рэкетирами и сомалийскими пиратами лишь в том, что пираты захватывают иностранные суда и затем требуют выкуп за них. Грузинские же рэкетиры просто предъявляют Армении в разы завышенные счета за "услуги" при транзите армянских товаров. Разумеется, Ереван платит по счетам как добропорядочный партнер межгосударственного соглашения, хотя эти доллары Армении достаются, ой, как тяжело. Но в этот переплет Армения попала по своей вине.

 

Хотелось бы лишь напомнить некоторым политикам Грузии, что в тяжелейшее для грузинского народа время, в 1995 г., когда страна мерзла и коротала вечера при свечах, никто другой, а именно Армения пришла ей на помощь. Страна бедствовала сама, испытывала нехватку во всем, в том числе в тепле, но Ереван решил на льготных условиях обеспечить потребности Грузии в электроэнергии: поступления в армянскую казну едва составили в том году 50% от запланированных.

 

Упоминаю об этом факте лишь для того, чтобы подчеркнуть важнейшую особенность, которую Саакашвили и Кo необходимо соблюдать в отношениях между близкими соседями, друзьями, а именно - добропорядочность. Умышленно создавать дополнительные трудности для соседней дружественной страны, не один год подвергающейся противозаконной блокаде, значит проявить чрезмерную самооценку и политическую близорукость...

 

О таинственности русской души написано и сказано много, а Тютчев увековечил этот феномен души русского народа, когда написал, что "умом Россию не понять", и советовал в Россию "только верить", ибо у нее "особенная стать".Я не осмелился бы поставить под сомнение уникальность таинственности русской души, если бы в Российском информационном центре ООН в Москве не сообщили мне, что по состоянию на 24 декабря 2009г. Армения не ратифицировала Конвенцию ООН о транзитной торговле внутриконтинентальных государств (Convention on Transit Trade of Land-locked States) от 1965 г . В числе подписавших конвенцию 58 государств - членов ООН, был и Советский Союз.

 

Вот тогда-то я понял, что таинственность души не является исключительным достоянием братского русского народа. Более того, эта особенность не входит ни в какое сравнение с "таинственностью" души властей предержащих в Армении, которые не удосужились до сих пор стать полноправным членом важнейшей для Армении международной конвенции. Теперь же по "таинственности" души армянские деятели вправе гордо вышагивать "впереди планеты всей". Честно говоря, я бы предпочел назвать другим эпитетом непостижимые действия тех, кто разрабатывал и разрабатывает политику Армении. Но из любви и уважения к своему народу предпочитаю скрепя сердце говорить о "таинственности".

 

Грузии совершенно не нужна эта конвенция, но она ратифицировала ее в 1999г. и тем самым взяла на себя совершенно четкие и конкретные обязательства по ее выполнению. Армения же, плотно зажатая в кольце других государств, не присоединилась к единственному международному документу, который не только регулирует транзитные перевозки внутриконтинентальных государств, но и предусматривает конкретные механизмы защиты их интересов в конфликтных ситуациях. Уму непостижимо!

 

Эту спасительную конвенцию надо было ратифицировать сразу же, как только страна обрела независимость. Тогда бы Армения, которая две трети торгового оборота осуществляет через грузинскую территорию, не клянчила "милосердия" у Грузии, не было бы стенаний в духе "плача Ярославны" о монополизме Тбилиси и грабительских поборах. Еревану не надо было бы умасливать алчного соседа, награждать грузинского фюрера высшей государственной наградой для иностранцев -- орденом Чести, - надеясь, что у организатора государственного рэкета вдруг проснется совесть и он снизит транзитные сборы. А он орден получил и продолжает грабить, как прежде, и при этом называет себя "другом Армении"!

 

Разумеется, премьер-министр Армении не может и не должен знать, какие преимущества в противодействии грузинскому рэкету дает республике Конвенция ООН о транзитной торговле. Но государственные мужи и в правительстве, и в парламенте, да те же академические институты обязаны же были знать об этом. Почему же молчали?

 

Если бы Армения была членом этой конвенции, то грузинские рэкетиры знали бы, что Армения может найти защиту в Арбитражной комиссии, где грузинская сторона обязана была бы доказать правомочность своих действий и соответствие грабительских сборов международным стандартам.

 

Единственным объяснением бездействия государственных мужей Армении, которые давно должны были представить руководству республики рекомендации в отношении ратификации Конвенции о транзитной торговле, может быть только их полная профессиональная непригодность. Одно из двух: либо они вообще не знали о существовании такого документа, либо читали его, но видели, как говорят, "фигу". Я понимаю, конечно, что и то и другое - из области фантастики. Но тогда почему же Армения до сих пор не ратифицировала конвенцию, этот исключительно важный для нее документ? Что мешает этому?

 

Никто даже не предложил руководству страны воспользоваться помощью армянской диаспоры в США и Европе. Конгресс США выделяет ежегодно Грузии, как и другим государствам, многомиллионные безвозмездные субсидии. И если бы кто-то из дружественных Армении конгрессменов - а таких в Палате представителей предостаточно - предложил в поправке к закону увязать финансовую помощь Грузии с отказом Тбилиси от грабительских поборов при транзите армянских товаров, то грузинские власти стали бы куда сговорчивее. Тогда Армении не приходилось бы унижаться перед грузинским руководством. Да и в ПАСЕ могли бы по настоянию армянских организаций в Европе сказать свое веское слово. Впрочем, возможно, внешнеполитическое ведомство и выступило с такой инициативой, но не встретило понимания у руководства страны. И этого исключить нельзя!

 

Мой друг и коллега проф. Ю.Барсегов удивлялся при жизни, почему же Армения так поздно ратифицировала Конвенцию ООН по морскому праву, в разработке которой он принимал активное участие как признанный эксперт по международному праву. Он, разумеется, не мог даже заподозрить, что Армения умудрилась не ратифицировать важный для нее международный документ, который позволяет сохранить достоинство при транзитной торговле, защитить свои права и не зависеть от капризов и фанаберии нынешнего грузинского руководства. Но Юрий Георгиевич, при всей своей мудрости, даже на минуту не мог представить, что "таинственность" души тех, кто восседает на ереванском Олимпе, по масштабам столь беспредельна, что непостижима для простых смертных.

 

Артем МЕЛИКЯН

Источник: Голос Армении

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 1008
Календарь новостей
«  Март 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru