Analitika.at.ua. Христиане Арабского Востока обретают в нынешние тревожные
времена горький опыт выживания. Мы не живем, а боремся за существование,
похоже, судьба отвернулась от нас либо постоянно угрожает нам новыми
потрясениями, говорят прихожане православных церквей Бейрута, Багдада и Каира.
Именно на них интифады выплеснули всю расистскую ярость, они
стали первыми жертвами разнузданной межрелигиозной распри и вражды.
Страшным был разгул межэтнического насилия в Ираке. После
падения власти Саддама Хусейна, будто стаи бешеных псов сорвались с цепи.
«Освобожденные от диктаторского произвола народные массы» кинулись на христиан,
самых миролюбивых, безобидных и незащищенных в мусульманском социуме.
Безнаказанность и вседозволенность – такого идола свалили! – направили слепое
бешенство вооруженных фанатиков в христианские кварталы.
Пылали церкви, осквернялись и разрушались святыни и места
поклонений халдеев, погибали священники, пытавшиеся вразумить «заблудших»,
семьи христиан выбрасывались на улицу. Разгул грабежей, насилия, мародерства,
разбоя ужаснул даже интервентов. Но вмешаться они не пожелали: внутренние дела,
знаете ли… Как-то неудобно. Начался великий исход христиан из древней страны,
уникальную вавилонскую цивилизацию которой они творили своими руками вместе с
арабами. Сегодня халдеев осталось в Междуречье менее одной четверти прежнего –
при Саддаме – христианского обитания.
При Хусейне христиане жили далеко не в Эдеме, кто бы спорил.
Однако после его свержения перед ними распахнулись врата ада. Гонимые несли
свою боль к границам соседних государств: их принимали единоверцы в Иордании,
Сирии, Ливане, слушали печальные повествования о «халдейской доле», ставшей
бедой всех христиан арабского мира.
До революционных событий египетские копты терпели неудобства
лишь от чиновничьего произвола, запрещавшего строительство церквей в Каире либо
их перепланировку и реконструкцию. Чинившего препятствия их равноправному
участию в работе компаний, государственных служб, свободному отправлению
обрядов. При нынешних властях их храмы стали предавать огню и в Каире, и в
Александрии, и в Асуане.
И если иракские халдеи брошены судьбой между молотом
экстремистов-шиитов и наковальней суннитского расизма, или между курдским мечом
и бандитским ножом туркмена, то и участь христиан в Стране Пирамид столь же
тяжела: они оказались между жерновами извечной вражды салафистов и
«Братьев-мусульман».
Сейчас одолевает тревога за христиан Сирии, где вот уже
полгода длится противостояние властей и вооруженной оппозиции. Как поступят с
теми, кто исповедует иную религию в Стране Шам, всегда славившейся на Востоке
исключительной толерантностью? Рядом христиане Ливана. Оба соседних государства
всегда отличало добрососедство, народы жили в радушии и мире.
1 июля 1920 года верховный комиссар Леванта генерал Филипп
Гуру объявил о рождении «Великого Ливана». Статус «великий» – не для красного
словца. Четыре «каза» (уезда), входившие в состав Сирии, были присоединены к
Горам Ливанским. Мусульмане не поддержали «французскую затею», ибо,
переместившись из Сирии, оказались оторванными от родных очагов, потеряли
«родину-мать» и идентификацию. Так что на церемониальных торжествах по случаю
появления на свет «Великого Ливана по мановению генеральской руки»
присутствовал лишь муфтий Бейрута Мустафа Наджа. А сам генерал на другой же
день отправился в Сирию, «принимать роды» новых государств – Алеппо, Шам и
Ульвия. Французы всегда были мастерами превращения целостного в лоскуты…
Мусульманские протестные движения успехом не увенчались,
пришлось привыкать к новому государственному образованию. После обретения
независимости от Франции в 1943 году статус-кво нового Ливана признали и
успокоились.
В Сирии дела обстояли иначе. К «лоскутности» привыкать не
желали, вспыхнуло восстание против раздела на три государства. Успех был грандиозный:
завоевана независимость от Франции, отменен проект «французского передела».
Пересмотрен традиционный подход: «одна мухафаза (провинция) – одно
государство». В основу нового территориального устройства положены итоги битвы
при Майслюне, что у Дамасских ворот, между войском Аль-Шарифа Фейсала под
предводительством Юсефа аль-Азма, погибшего в бою, и французской колониальной
армией, которая одержала победу из-за численного превосходства, отличного
оснащения, боевого опыта и подготовки.
Сирийцы проиграли военное сражение, но политическое
выиграли, французы пошли на уступку и оставили за ними реализацию их
собственной идеи территориального обустройства. Правда, Османской Турции
передан был французами вожделенный дар – сирийская провинция Искендерун.
Французы уже тогда, перекраивая регион, сеяли семена
межрелигиозной распри, которые временами прорастали смутой и войнами. А над
«Великим Ливаном», как опавший флаг, завис большой вопросительный знак.
После достижения независимости главой сирийского кабинета и
министром иностранных дел был христианин Фарес аль-Хури, представлял страну в
ООН. В Ливане высокие государственные посты занимал христианин Рияд аль-Сульх.
Злодейски убит в Аммане.
После независимости для Сирии и Ливана наступили благостные
времена: христиане и мусульмане жили в мире, его надежным гарантом было
национальное государство, несмотря на различия в политическом и экономическом
правлениях. В Ливане, в отличие от Сирии, возобладали принципы политического
конфессионализма и либеральной экономики. В Сирии – политический режим и
административно-командная экономика.
Сейчас над христианами Сирии и Ливана нависла угроза. В
Сирии к власти рвется политический ислам, радикалы-фундаменталисты, вновь
выбросившие лозунг «Вы неверные»! Ислам запрещает расизм, но фундаменталисты
извлекли его со свалки истории, осознавая, что режим Асада можно свалить, лишь
нейтрализовав христиан, запугав их, выведя их из общественной и политической
жизни, заставив бежать и спасаться в зарубежных христианских анклавах.
Большинство сирийских христиан поддерживают молодого
президента, вероятно, полагают, что если сейчас худо, то при исламистах будет
хуже некуда. Многие готовы выйти на улицы и поддержать Башара, но опасаются,
что это будет расценено как вмешательство, спровоцирует их массовое избиение
экстремистами, которые, не исключено, этого только и ждут. Опять же христиане
ощущают себя сегодня не сирийцами – изгоями.
Сирийские события вдохновили ливанских фундаменталистов, они
поднимают голову, объединяются, выдвигают завышенные требования. Равновесие сил
в Стране Кедров опасно пошатнулось… И не в сторону христианских кварталов.
Патриарх маронитов Бушара Аль-Раи с тревогой рассказывал об этом президенту
Франции Николя Саркози на недавней встрече в Париже.
По инициативе патриарха в Доме Фетвы в Бейруте была созвана
христианско-мусульманская конференция в верхах, принявшая декларацию о том, что
«революционные движения в арабских странах во имя демократии, чести,
достоинства человека, реформирования общества и упразднения диктатуры и
самодержавия вызывают опасения проживающих в регионе этнических и религиозных
меньшинств и диаспор». Если угроза националистических анархий признается на
таком уровне, значит, христианам ничего хорошего ждать от всех этих «весенних
цветов» не приходится.
В Ираке торжествуют расизм, берут верх определенные
религиозные и идеологические предпочтения. В Ливии и Египте народы сгоняют под
зеленые знамена, которые уверенно вытесняют национальные цвета на площадях
Тахрир и Аббасия, на площади Свободы в Триполи. В Тунисе без лишнего шума,
вкрадчиво улыбаясь, фундаменталисты занимают все «командные высоты», угрожая, в
случае неподчинения шариату строптивой элиты, парализовать экономику.
Мы стали свидетелями процесса, который в учебниках истории
прошлых лет называли «триумфальным шествием революции». В данном случае –
контрреволюции, ибо то, что происходит, начинает угрожать всем иноверцам и
противоречит главному лозунгу и «Жасмина», «Лотоса», и всей «арабской весны» –
«за честь и достоинство человека».
Мы переживаем хаос. Рушатся даже те структуры и права
национальных меньшинств, которые хранились и строго соблюдались свергнутыми
режимами «диктаторов, супостатов и злодеев». Мухаммед ас-Саммак ("Al-Mustaqbal",
Ливан). "Голос России"
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.