Analitika.at.ua. Турция прилагает последние усилия с целью предотвратить
вероятное одобрение Конституционным советом Франции принятого Сенатом
законопроекта, криминализирующего отрицание Геноцида армян. И не только Турция.
5 февраля по приглашению Госкомитета Азербайджана по работе с диаспорой в Баку
с пятидневным визитом прибыла группа французских депутатов, члены которой ранее
обратились в Конституционный совет Франции с просьбой отменить принятое 23
января решение.
Противостояние официального Парижа с прямым или опосредованным
давлением извне (прибывшие в Баку французские законодатели являются в известной
степени носителями груза именно внешнего давления) продолжает оставаться той же
"борьбой в одиночку": официальный Вашингтон устами госсекретаря уже
озвучил "свое крайнее неодобрение" в связи с политикой Парижа в
турецком направлении, внешнеполитические же ведомства других стран как будто
"и не заметили" происшедшего.
В азербайджанской столице уже проведены встречи в парламенте
республики и ряде министерств. Планируется также встреча "с
азербайджанскими беженцами и вынужденно перемещенными лицами". Дискуссии
ведутся вокруг вопроса "о недопустимости использования фактора Истории в
предвыборных целях", и "о несоответствии подобных шагов европейским и
международным ценностям". Активизировались и "старые суждения" о
том, что "войны между соседями должны остаться в прошлом", и в
качестве примера вновь приводится нынешний высокий уровень франко-германских
отношений, с откровенным намеком на то, что "вот это и есть истинно европейское
понимание Истории".
Подобный принцип представления Истории и внедрения в
"армянское сознание" - очевидное надругательство над самой Историей,
так как установление добрососедских отношений между Францией и Германией
вынашивалось в течение долгих десятилетий и произошло "не просто так, на
пустом месте". Оно стало следствием совершенно конкретного события, а
именно "саарского прецедента".
После Первой мировой войны и вступления в силу Версальского
договора германская земля Саар, богатая, кстати, угольными шахтами и
сталелитейными заводами, была отделена от Германии и передана под протекторат
Лиги Наций. В 1935 году население этой земли подавляющим большинством голосов
(свыше 90%) высказалось за вхождение Саара в состав Германии. Однако это
волеизъявление "исторического большинства" было тогда
проигнорировано.
После Второй мировой войны Франция как одна из оккупационных
держав вновь отделила Саар от остальной Германии. В ходе плебисцита в 1955 году
жители Саара в очередной раз высказались за воссоединение с родиной. Париж
пошел навстречу пожеланию саарских немцев, что и явилось решающей вехой на пути
к германо-французскому примирению. Возвращение Саара в состав ФРГ 1 января 1957
года и стало первым камнем, заложенным в фундамент перспективного германского
единства: ведь демонтаж Саарской стены стал предвосхищением разрушения стены
Берлинской.
Не вдаваясь в тему о франко-германской цивилизационной
общности и армяно-азербайджанской цивилизационной несовместимости (по крайней
мере в настоящее время), отметим, что подобный вопрос в закавказском
преломлении всплывал в повестку неоднократно (в советское время) и (ввиду своей
неразрешенности) громко заявил о себе уже в период распада СССР. Но Азербайджан
не только не одобрил проведение самого референдума (с участием
"исторического армянского большинства Нагорного Карабаха"), но и
подверг 10 декабря 1991 года массированному обстрелу сами избирательные
участки, что сопровождалось и человеческими жертвами. Спрашивается: с какой
стати европейцы так охотно проецируют пример франко-германских добрососедских
отношений на плоскость армяно-азербайджанских противоречий?
Второй из активизировавшихся вопросов касается уже
установления дипломатических отношений между Германией (страной, осуществившей
геноцид евреев) и Израилем (страной, созданной потомками жертв геноцида).
Обращается внимание на высокий уровень взаимопонимания, причем не только на
официальном уровне, но и в более широкой плоскости. Но насколько уместно
говорить об этом, если Турция последовательно и яростно отрицает Геноцид армян,
если она болезненно и свирепо воспринимает любую попытку международного
осуждения этого вопиющего преступления перед человечностью? Более того, нужно
всегда учитывать, что дипломатические отношения между Германией и Израилем
установились даже не сразу после официального германского покаяния, а после
целого ряда сопутствующих этому покаянию государственных мероприятий.
Конечно, мы далеки от мысли проведения прямых аналогий между
Геноцидом армян и еврейским Холокостом - есть масса весьма существенных
различий, однако всегда следует знать, что залогом восстановления
германо-израильского доверия послужили озвученный канцлером Конрадом Аденауэром
официальный разрыв Германии с национал-социалистическим прошлым, признание
Холокоста и собственной вины за содеянное.
Несмотря на то что уже в 1952 году в Люксембурге было
подписано первое соглашение о выплате еврейским беженцам финансовой помощи на
устройство жизни в Израиле, дипломатические отношения между ФРГ и Израилем
установились лишь спустя тринадцать лет. Достаточно солидный промежуток
времени, в течение которого Бонн постоянно озвучивал свои официальные извинения
еврейскому народу и не переставал производить так называемые выплаты покаяния
(только в первый год было выплачено примерно 90 млрд немецких марок как
Государству Израиль, так и отдельным еврейским организациям). Только в
результате этого стало возможным подписание двусторонних протоколов об
установлении дипломатических отношений в 1965 (!) году. Спрашивается, с какой
стати нам ставят в пример высокий уровень германо-еврейских связей?
Причем акции покаяния проводились и в последующие годы, и
проводятся сегодня. В декабре 1970 года весь мир облетела фотография
коленопреклоненного канцлера Вилли Брандта перед мемориалом в бывшем варшавском
гетто. 6 июля 2000 года бундестаг принял закон об учреждении фонда
"Память. Ответственность. Будущее", инициатором которого выступили
действующий тогда канцлер Герхард Шредер и глава МИД ФРГ Йошка Фишер. Таким
образом, власти Германии ясно дают понять, что в цивилизованном мире восприятие
будущего невозможно без осознания прошлого, тогда как турецкое руководство
заявляет о необходимости забыть прошлое. Не выглядит ли на этом фоне уж совсем
циничной позиция международных структур, которые в аспекте армяно-турецкого
примирения так рьяно любят цитировать германо-еврейский опыт?
Еще один вопрос, который активизировался (об этом говорила и
американский госсекретарь Хиллари Клинтон), – это вред, якобы наносимый
позицией официального Парижа стартовавшему в Цюрихе процессу примирения Еревана
и Анкары, а если в более широком смысле – негативное воздействие этого решения
на интеграционные начинания в регионе. И вновь приводится пример
"европейской интеграции". Подобный подход – такое же издевательство над
Историей. Почему?
Первый камень в фундамент Евросоюза был заложен в 1952 году
созданием организации "Европейское объединение угля и стали",
учредителями которой выступали ФРГ, Франция, Италия и страны Бенилюкса, причем
никем не оспаривается решающая роль в этом Парижа и Бонна. Не оспаривается
также тот факт, что создание Европейского объединения угля и стали могло иметь
место только в процессе подписания в том же году первого соглашения о выплате
еврейским беженцам финансовой помощи на устройство жизни в Израиле. Более того,
возвращение Саара в состав ФРГ (1 января 1957 года) послужило базой для
подписания в марте 1957 года так называемых Римских договоренностей
(Европейского сообщества по атомной энергии, Европейского экономического
сообщества), ознаменовавших фактическое рождение Европейского Союза и
констатировавших факт необратимости интеграционных процессов в
западноевропейском мире.
Однако, говоря сегодня о необходимости интеграционных
процессов в нашем регионе, те же международные структуры предпочитают умалчивать
о главных причинах и главных стимуляторах общеевропейской интеграции. Арис
КАЗИНЯН, «Голос Армении»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.