Главная » 2010»Октябрь»5 » Трубопроводное противостояние: говорить о победителях пока рано
Трубопроводное противостояние: говорить о победителях пока рано
09:09
Analitika.at.ua. В августе 2010г. консорциум компаний по строительству
газопровода "Набукко" утвердил направления его снабжения топливом.
Принято решение отказаться от строительства ветки газопровода в Иран через
границу с Турцией, утверждены две линии снабжения газом через
турецко-грузинскую и турецко-иракскую границы. В результате, в случае
реализации, "Набукко" сможет получать газ Азербайджана, Туркменистана
и Ирака. Между тем данное решение было принято в условиях ощутимой активизации
(2009г. - первая половина 2010г.) борьбы вокруг данного проекта.
Значение "Набукко" с точки зрения энергетической
стратегии ЕС непрерывно возрастает, так как его реализация позволит решить ряд
задач. В первую очередь это сокращение энергетической зависимости от России,
что придаст ЕС дополнительную свободу маневра в отношениях с Москвой. Затем
проект "Набукко" может стать средством сокращения зависимости от США
и контролируемых ими в той или иной степени системы трубопроводов через Южный
Кавказ (Баку - Тбилиси - Джейхан, Баку - Тбилиси - Эрзрум). Третий аспект -
подобный проект выступает как средство экономического и политического
проникновения на Ближний Восток и в Центральную Азию. Последний аспект особенно
примечателен с учетом опыта Грузии и Азербайджана, который продемонстрировал,
что экономика стран - транзитера и экспортера энергоносителей - очень быстро
оказывается в зависимости от трубопровода, его владельцев и стран-импортеров. В
том, что касается "Набукко", необходимо также отметить его значение с
точки зрения интересов Германии, на это указывает то обстоятельство, что
ключевая роль в его реализации принадлежит германской энергетической корпорации
RWE (в консорциуме также участвуют австрийская OMV, венгерская MOL, румынская
Transgaz, турецкая BOTAS, болгарская Bulgargaz), а также то, что консультантом
проекта является бывший глава МИД Германии Йошка Фишер.
Начатый в 2006г. проект "Набукко", в рамках
которого предусмотрена прокладка газопровода через Турцию, Болгарию, Румынию,
Венгрию до Австрии, изначально испытывал проблемы с ресурсной базой. В качестве
основных источников рассматривались Ирак, Иран и Центральная Азия, прежде всего
Туркменистан.
В случае с Туркменистаном (2009г. - начало 2010г.) была
отмечена активизация усилий по ее вовлечению в проект. В мае 2010г. стало
известно о планах подписания соглашения между RWE и Туркменистаном о поставках
природного газа для "Набукко". Также появилась информация о начале
Туркменистаном строительства газопровода "Восток-Запад", который
должен соединить действующее месторождение "Довлетабад" и
перспективный район добычи месторождения "Южный Йолотань" с Каспием.
По мнению экспертов, газопровод "Восток-Запад" может стать основой
Транскаспийского газопровода, который призван связать "Набукко" с
центральноазиатскими ресурсами. Всему этому предшествовала повышенная
дипломатическая активность европейской и американской дипломатии на туркменском
направлении.
В то же время у туркменского варианта есть ряд проблем - в
первую очередь это вопрос о том, хватит ли у Туркменистана ресурсов для того,
чтобы удовлетворить все центры силы, между которыми Ашхабад активно
маневрирует. Так, остается в повестке дня конкурирующий с "Набукко" и
продвигаемый Россией с 2007г. проект Прикаспийского газопровода. Затем уже
сейчас в центральноазиатской энергетической игре все большее значение
приобретает Восточная Азия и прежде всего Китай. В декабре 2009г. Туркменистан
начал экспорт газа по трубопроводу Туркменистан - Узбекистан - Казахстан -
Китай. Его мощность составит 30 млрд кубометров топлива, и в этих условиях
можно говорить о столкновении интересов ЕС, прежде всего Германии, с Китаем в
Центральной Азии.
Вторым и весьма перспективным направлением является Иран.
Отметим, что изначально именно Иран выступал в качестве как страны-транзитера
газа из Центральной Азии, так и непосредственного поставщика в рамках
первоначальных проектов, инициированных в 90-х годах. Однако после ввода в 1995г.
американской администрацией новых санкций в отношении Ирана, а затем
нарастающего с 2002г. кризиса вокруг ядерной программы ИРИ иранский вариант
выпал из активного оборота. Для ЕС вариант с участием Ирана был особенно
соблазнительным, так как в случае реализации резко укреплял европейские позиции
на Ближнем Востоке и в борьбе за иранские ресурсы.
С 2008г. значение Ирана, с точки зрения энергетической
стратегии ЕС, резко возросло после российско-грузинской войны,
продемонстрировавшей ненадежность уже существующих трубопроводов через Грузию.
Проявлением растущего значения Ирана в стратегии ЕС стало активное
вмешательство и жесткая позиция ключевых европейских стран в отношении
внутриполитического кризиса в Иране летом 2009г. в связи с прошедшими в стране
президентскими выборами. Эти действия отражали надежду европейцев на приход к
власти в Тегеране либерального, реформаторского крыла исламского духовенства,
более тесно связанного с европейским капиталом.
Затем с 2010г. Тегеран активизировал реализацию проектов по
прокладке газопроводов, которые потенциально могут стать основой для включения
Ирана в схему "Набукко". Это в первую очередь новый ирано-туркменский
газопровод, первая фаза которого была введена в строй в январе 2010г., а вторая
будет сдана в эксплуатацию зимой 2011 года. Затем турецкое направление - в июле
2010г. в ходе визита в Турцию министра нефти Ирана М.Мирказема достигнута
договоренность об инвестициях в проект сооружения ирано-турецкого газопровода.
Вовлечение Ирана в проект позволило бы избежать прокладки дорогостоящего и
сомнительного в экологическом плане Транскаспийского газопровода, а также
исключить использование территории Южного Кавказа, на которую все больше
проецируется российская военная мощь.
Однако по сути это направление пока не реализовано, так как
ЕС занимает все более жесткую позицию в отношении ядерной программы Ирана и,
двигаясь в фарватере курса Вашингтона, присоединяется к проталкиваемому США
ужесточению санкционного режима. Пока такой курс приводит к ослаблению позиций
ЕС в Иране (США в этом плане особенно терять нечего) и укреплению позиций Китая
и России.
Третье направление, которое также позволяет обойти Южный
Кавказ, - это Ирак. Еще в 2007г. австрийская OMV получила контракт на разведку
и разработку нефти в Северном Ираке. В мае 2009г. OMV и венгерская MOL
подписали соглашение о приобретении пакета акций компании, которой принадлежат
два проекта по разработке месторождений в иракском Курдистане. Как уже
отмечалось, иракский вариант содержится и в варианте маршрутов снабжения,
утвержденном консорциумом в августе 2010г. Однако и у этого варианта есть свои
издержки, в числе которых - сложные отношения Турции с курдской автономией,
общая нестабильность на турецко-иракской границе, достаточно сложная обстановка
в самом Ираке и т.д. В то же время подключение Ирака к "Набукко",
несомненно, усилит позиции ЕС на Ближнем Востоке.
Параллельно усилиям по обеспечению ресурсной базы
"Набукко" ЕС активизирует шаги по торпедированию конкурирующего и
проталкиваемого Россией проекта "Южный поток", действуя главным
образом на болгарском и украинском направлениях. Во всяком случае борьба вокруг
трубопроводов продолжается, вступает в новый этап и говорить о победителях пока
рано. Давид АРУТЮНЯН, golosarmenii.am
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.