Главная » 2011»Апрель»1 » Трудно представить политику стран Южного Кавказа без учета интересов России
Трудно представить политику стран Южного Кавказа без учета интересов России
13:32
Analitika.at.ua. Нарушение статус-кво означает разрушение хрупкого мира,
об этом пишет Грант Мелик-Шахназарян на портале Voskanapat.info.
«Вспоминая об интересах России в регионе Южного Кавказа,
практически все российские политики и эксперты старательно подчеркивают два
слова – «стабильность и процветание». Слова эти высказываются с такой
последовательной настойчивостью, что создается впечатление, будто российской
политической элите совершенно все равно, кто и как способен обеспечить
стабильность и процветание региона. Главное, чтобы все было мирно и спокойно.
Между тем, Южный Кавказ, традиционно входящий в сферу интересов
и влияния России, до сих пор остается одним из ключевых направлений внешней
политики Москвы. Более того, именно политические развития в Южном Кавказе
играют определяющую роль на Северном Кавказе, потеря которого для России может
означать крах и дальнейшее расчленение государства. Именно поэтому официальная
Москва прилагает все усилия для сохранения своего влияния в Южном Кавказе, и
именно поэтому России совершенно небезразлично, кто будет обеспечивать мир и
стабильность в нашем регионе.
15 ноября 2007 года завершился процесс вывода с территории
Грузии российских военных баз и других военных объектов Группы российских войск
в Закавказье. Вывод российских войск стал весьма чувствительным ударом по
региональной политике Москвы. Освободившаяся от российского военного
присутствия Грузия очень быстро превратилась в главного экспортера
сепаратистских настроений в республики Северного Кавказа. Кроме того, Грузия
превратилась в очередной плацдарм Запада для дальнейшего продвижения интересов
США и НАТО в регион Каспийского моря и Среднюю Азию. Предполагается, что с
конца 2007 года главной проблемой внешней политики Кремля стало «возвращение»
России в Закавказье. В этом смысле, единственной надеждой россиян оставалась
Армения, внешняя политика которой имела тогда и сохраняет сегодня пророссийскую
ориентацию, и где находятся последние российские базы на Южном Кавказе.
Грузино-осетинская война 2008 года частично решила проблему
российского присутствия на Кавказе. Во всяком случае, странам Южного Кавказа
было наглядно продемонстрировано, что в случае необходимости Россия может
позволить себе и военное вмешательство. И это стало ключевым моментом в
развитии региона. После 08.08.08 изменилась также самооценка России в регионе,
которая во всех вопросах стала выступать с более жесткой позиции.
На днях директор Четвертого департамента стран СНГ МИД
России Андрей Келин рассказал в интервью «Голосу России» о роли, возможностях и
планах России в Закавказье. «На самом деле мы действительно сейчас выполняем
очень серьезную роль фактически в каждой из этих стран, особенно после августа
2008 года. Можем сказать, что Россия чувствует себя достаточно уверенно на
Кавказе в политическом, военном и экономическом плане. Мы вернулись в этот
регион. В любом случае без нас сейчас в Закавказье ничего нельзя сделать», -
заявил Келин.
Действительно, сейчас уже трудно представить политику
республик Южного Кавказа без учета интересов Москвы. Даже в отношениях
Азербайджан – Турция присутствует российских фактор, что означает неоспоримое
влияние России на политические процессы региона. Исходя из этого, главным
вопросом политической повестки региона является то, какие методы изберет Кремль
для обеспечения стабильности и процветания на Южном Кавказе?
Как известно, на сегодняшний день в нашем регионе существуют
три явных и несколько потенциальных конфликтов. Однако, самым опасным и сложным
конфликтом Кавказа остается нагорно-карабахский. В отличие от Южной Осетии и
Абхазии, где вмешательство России свело конфликтность практически до нулевого
уровня, в Арцахе ситуация накаляется с каждым днем. Безнаказанность
милитаристской политики Азербайджана и воинственных заявлений главы этой
республики привели к учащению военных провокаций на линии фронта, чему
сопутствуют многочисленные людские жертвы с обеих сторон конфликта. Подобная
ситуация не может исходить из декларированных интересов России, президент
которой активно вовлечен в армяно-азербайджанский переговорный процесс. За
последний период времени Дмитрий Медведев организовал шесть встреч президентов
Армении и Азербайджана. Россия фактически превратилась в основной генератор
армяно-азербайджанского переговорного процесса и, в некотором смысле, взяла
ответственность за мирное урегулирование нагорно-карабахского конфликта на
себя.
Однако, как показывает практика, дипломатические усилия
российской стороны пока не имеют зримых результатов. Именно поэтому в некоторых
политических кругах России поговаривают о применении в Арцахе уже
испробованного в Южной Осетии и Абхазии метода – «принуждения к миру». При этом,
кажется, в Москве особо и не задумываются о возможных сценариях развития
подобного решения. И хотя речь пока может идти о политическом давлении на
стороны конфликта, тем не менее, очевидно, что любое «силовое» вмешательство в
процесс урегулирования нагорно-карабахского конфликта непременно приведет к
возобновлению боевых действий, которые могут иметь катастрофические последствия
не только для сторон конфликта, но и для России. Более того, к «обязательному»
возобновлению военных действий приведут и любые попытки изменения границы между
Нагорно-Карабахской и Азербайджанской республиками.
Нынешняя азербайджано-арцахская граница обеспечивает тот
минимум стабильности, который необходим для сдерживания сторон от возобновления
войны. Поэтому весьма серьезное значение приобретает то обстоятельство, в какую
сторону будут направлены усилия посредников по урегулированию карабахского
конфликта. Если они будут преследовать в этом весьма взрывоопасном регионе
исключительно собственные геоэкономические интересы, то войны не избежать. Если
же главной целью России, США и Франции действительно остается мирное решение
конфликта, то необходимо отказаться от пресловутых Мадридских принципов (ни
мне, ни тебе) и заняться реальной политикой сохранения и укрепления
достигнутогостатус-кво, нарушение
которого неминуемо приведет к разрушению хрупкого мира на всем Кавказе», пишет
эксперт.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.