Analitika.at.ua. Премьер-министр Турции Тайип Эрдоган в
интервью турецкому телеканалу NTV сделал ряд весьма интересных признаний,
касающихся армяно-турецких отношений и нагорно-карабахского конфликта. Наиболее
красноречивым из них является признание Эрдогана в том, что внешняя политика
Турции в немалой степени определяется условиями (читай - требованиями)
Азербайджана. Так, на вопрос журналиста NTV "Карабах – это условие
Турции?", Эрдоган отвечает: "Это не наше условие. Это условие
Азербайджана. Эта тема интересует нас не напрямую. Однако опосредованно мы
тесно связаны с этим делом".
Действительно, Анкара "опосредованно" связана с
"этим делом". И прежде всего в силу неоспоримой возможности
Азербайджана повлиять на внутриполитический расклад сил в Турции. Между
Азербайджаном и руководством Турции давно уже наблюдается скрытое
противостояние, не переходящее в открытый конфликт исключительно из-за довольно
шаткого положения правящей в Турции партии, раз за разом выполняющей требования
Баку. Но какова бы ни была первопричина вмешательства нынешней Турции в
нагорно-карабахскую проблему, необходимо констатировать: Анкара сегодня является
основным, если не единственным, союзником Баку в претензиях Азербайджана на
территорию Нагорно-Карабахской Республики. При этом, заметим, союзником не
совсем добровольным.
Искусственность притягивания Турции в
азербайджано-карабахское противостояние подтверждается несогласованностью
озвучиваемых в обеих тюркских столицах претензий к НКР. Так, Азербайджан
считает "оккупированными" со стороны подразделений АО НКР как
территорию бывшей армянской автономии в пределах Азербайджанской ССР, так и прилегающие
к автономии семь исторических армянских районов. Между тем на вопрос NTV о
количестве "оккупированных" армянами районов Эрдоган отвечает:
"Естественно, 5 плюс 2, - и поясняет, больше, кажется, себе, чем
собеседнице: - Эти два – Лачин и Кельбаджар (Бердзор и Карвачар. – ред.),
имеются в виду именно они".
Эрдоган сетует, что армянские государства "обсуждают
это (проблему урегулирования нагорно-карабахского конфликта. – ред.) между
собой", а также жалуется, что в Штатах ему рекомендовали не смешивать
проблемы Нагорно-Карабахской Республики и армяно-турецкой границы. И тут же
начинает утверждать, что Турция верна взятым на себя обязательствам. Данный
отрезок интервью – один из наиболее интересных. Вот как комментирует
премьер-министр Турции "верность" Анкары взятым на себя
обязательствам: "Мы верны обязательствам. Не нарушим данного слова. Стоим
на том же, что было подписано в Швейцарии. Однако в тексте протоколов есть и
такое выражение – "для обеспечения мира в регионе". В настоящее время
в обеспечении мира есть проблема между Азербайджаном и Арменией. Мы должны
стремиться к обеспечению мира, потому что это и есть причина закрытия границы.
Мы должны решить эту проблему".
Не будем придираться к притянутому за уши и выдернутому из
контекста выражению из протоколов "для обеспечения мира в регионе".
Заметим лишь, что Эрдоган только в последние дни уцепился за эту фразу, что
также указывает на притянутый характер "аргумента", свыше восьми
месяцев прозябавшего без упоминания. Но вот что интересно: в регионе есть еще
два государства, отпочковавшихся от бывшей советской республики. Речь, как
легко понять, о Юго-Осетинской Республике и Республике Абхазия, так же, как и
НКР, самоопределившихся в процессе распада СССР и вовлеченных в войну с бывшей
их метрополией – Грузией. Конфликты эти, по мнению Тбилиси, далеки от
завершения, и "для обеспечения мира в регионе" эта проблема имеет не
меньшее значение, чем проблема НКР. Получается, что "преданность Турции
обязательствам" требует решения и этих проблем. Иначе термин
"регион" в турецком понимании принимает усеченный характер.
В самом деле, Закавказье или Южный Кавказ, кому как
нравится, - исторический и политический регион, то есть единая географическая
территория, обладающая целостностью и взаимосвязью её составных элементов. И
если турецкие парламентарии действительно озабочены судьбой этого региона, то
озабоченность эта носит странно однобокий характер. Ибо если следовать логике
Эрдогана, то Турция просто обязана закрыть границу с Россией. Вот как он кратко
и емко объясняет корреспонденту причины закрытия границы с Арменией:
"Азербайджанские земли были оккупированы".
Трудно сказать, что понимает Эрдоган под словом
"оккупация", да, собственно говоря, в нашем случае это и неважно.
"Верный взятым на себя обязательствам", премьер-министр Турции не
может не признать, что в обеспечении мира в регионе есть проблема между Грузией
и ее бывшими автономиями, равно как и между Грузией и Россией. Грузия, как и
НКР, Абхазия, Южная Осетия и Азербайджан, расположена в Закавказском регионе. Тбилиси,
как и Баку, утверждает, что его территории "оккупированы". И, если
следовать логике Эрдогана, Турция во имя "обеспечения мира в регионе"
должна была бы закрыть границу с Россией и Республикой Абхазия и прекратить с
этими государствами все дипломатические отношения. Это тем более логично, что
Турция граничит как с Грузией, так и, по Черному морю, с Абхазией и Россией.
Заметим вскользь, что общей границы с НКР у Турции нет. Однако Турция закрыла
границу только с Арменией, что никак не укладывается в действия государства,
желающего установления мира в регионе. Заметим также, что Анкара, воздерживаясь
от официального признания Абхазии, давно уже наладила торговые и
дипломатические отношения с Сухумом. Что же касается России, по утверждению
Тбилиси, оккупировавшей часть Грузии, то с ней у Турции и вовсе наблюдается
бурный политико-экономический роман.
Возможно, конечно, что данное применение двойных стандартов
отражает позицию Анкары по отношению к Республике Абхазия и Юго-Осетинской
Республике и Турция признает правовую корректность провозглашения этих
государств. В таком случае Турция просто обязана признать государственный
суверенитет Абхазии и Южной Осетии. А пока этого нет, закрытие границы с
Арменией следует считать актом войны со всеми вытекающими последствиями. Турция
не является сторонницей "обеспечения мира в регионе". Напротив,
внешняя политика Турции представляет собой пример двойных стандартов и политики
конфронтации и разжигания войны. А объяснение собственной агрессивной политики
мифической оккупацией Арменией армянских же территорий является политическим
приемом из арсенала времен недоброй памяти Османской империи, правопреемницей
которой является современная Турецкая Республика.
Сегодня Эрдоган открыто признает, что попытки Турции
привязать ратификацию армяно-турецких протоколов с проблемой урегулирования
нагорно-карабахской проблемы являются условием Азербайджана. Это означает, что
плетущаяся в фарватере азербайджанской политики Турция не имеет по этому
вопросу собственного мнения и выполняет волю официального Баку. В таком случае
Армения вправе и обязана поставить вопрос четко: о какой миротворческой
деятельности Турции в регионе может идти речь, если она слепо выполняет
установки одной из сторон конфликта?
У Анкары, если она желает приобрести имидж пекущегося о мире
в регионе государства, есть выбор: а) признать независимость НКР, Абхазии и
Южной Осетии с одновременным открытием границы с Арменией; б) закрыть границу с
Россией и Абхазией и прервать дипотношения с этими государствами. Третьего не
дано. Ибо любой иной выбор Турции является демонстрацией агрессивной политики,
направленной на разжигание новой войны в регионе, обязанность способствовать
установлению мира в котором взяла на себя Турецкая Республика.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.