Пятница, 30.10.2020, 06:04
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2009 » Ноябрь » 20 » Турция и Азербайджан устали от транзитной монополии Грузии
Турция и Азербайджан устали от транзитной монополии Грузии
00:20

Analitika.at.ua. Интервью депутата Национального собрания Армении, председателя земляческого союза "Джавахк» Ширака Торосяна агентству АрмИнфо

 

Г-н Торосян, недавно, в ходе заседания Совета безопасности Грузии было принято решение открыть КПП Верхний Ларс, чем можно объяснить подобный жест грузинского руководства?

 

Как известно, руководство России с 2006 г. закрыло Контрольно-пропускной пункт Верхний Ларс, сославшись на ремонт, но было очевидно, что этот шаг имел определенный политический подтекст. В настоящее время работы по ремонту завершились, но КПП еще не открылся. Огромную заинтересованность в открытии Верхнего Ларса проявляет Армения, так же как и Грузия. Однако, последняя до недавнего времени выдвигала ряд предусловия, суть которых, в частности, заключалась в том, чтобы по Верхнему Ларсу доставлялись грузы не только в Армению, но и в Грузию. Этому противостояла Россия, следовательно, ситуация в этом плане была тупиковой.

 

Однако, в последнее время в действиях грузинских властей намечается определенная оттепель, и они уже согласились открыть КПП без предусловий.

 

Подобное поведение грузинского руководства, на мой взгляд, является несколько странным. Я не помню аналогичной ситуации, чтобы грузинская сторона столь последовательно учитывала интересы Армении и пошла на какие-либо уступки.

 

Дело в том, что в последнее время грузинская сторона довольно озабочена в связи активизацией армяно-турецких переговоров по нормализации отношений. Поскольку, если до сегодняшнего дня Армения находится в коммуникационном плену Грузии в силу известных нам причин, то с открытием армяно-турецкой границы ситуация коренным образом меняется не в лучшую для Грузии сторону. У Армении будет альтернативный, более дешевый путь, связывающий ее с внешним миром. У армянских предпринимателей будет возможность выбора территории, по которой будут доставляться товары.

 

В этом случае, существующая транзитная монополия Грузии будет сведена к нулю. Именно это является причиной того, что грузинские власти идут на подобные меры. Они не хотят лишиться транзита армянских грузов, от которого получают огромную прибыль.

 

В связи с открытием Верхнего Ларса не возникает ли угроза повышения цен на транзит грузов в Армению, в обмен на проявление «доброй воли» Грузии?

 

Естественно, цены не будут повышаться. Транзит по территории Грузии и без того очень дорого обходится нашей стране. Конечно, подобная практика имела место в период существования Первой Республики Армения. Грузия тогда зачастую повышала цены на транзит до 50% от стоимости товара. Но сегодня подобная перспектива нам не грозит.

 

В этом контексте, является ли вероятным изменение политики грузинских властей и в отношении армянского населения Джавахка?

 

Я почти уверен в этом. Положительные подвижки, безусловно, будут. Известно, что в течение последних лет, после прихода к власти Михаила Саакашвили, притеснения в отношении армян Джавахка стали носить более массовый характер. И причиной тому была та же коммуникационная зависимость Армении от своего северного соседа. Это обстоятельство давало возможность руководству Грузии открыто попирать права и свободы армянского населения Джавахка, выселять их из этого региона и преднамеренно менять демографический состав Джавахка.

Но сегодня мы стали свидетелями смягчения позиций Грузии, опять таки связанного с перспективой открытия армяно-турецкой границы. Разблокирование границы вынудит их пересмотреть свою политику в отношении наших соотечественников Джавахка, в том числе и в отношении Ваагна Чахаляна, осужденного незаконным образом.

 

Сегодня намечается некое замораживание процесса интеграции Грузии в НАТО, какие обстоятельства стали причиной тому?

 

Приостановка процесса интеграции Грузии в НАТО объясняется рядом факторов, в частности, сопротивление России, несоответствие армии Грузии, ее боеспособности, комплектации стандартам НАТО. Безусловно, Грузия сегодня стремиться присоединиться к Североатлантическому Альянсу, пытаясь, при этом перенести проблему Южной Осетии и Абхазии в плоскость отношений Россия – НАТО.

 

Но я думаю, что ей это не удастся, поскольку НАТО, будучи военно-политической структурой, одновременно является одним из стабилизирующих факторов в мире. И вряд ли Альянс захочет принять в свой состав страну, у которой есть нерешенные территориальные проблемы. Безусловно, НАТО по мере своей возможности поддерживает Грузию, более того, он был бы не прочь продвинуть свою территорию вперед за счет Грузии, но Альянс ни в коем случае не пойдет на столкновение с Россией из-за Южной Осетии и Абхазии.

 

Грузия только в том случае может стать членом НАТО, если заранее тем или иным способом решит проблему своей территориальной целостности, и мировое сообщество признает такое положение вещей. И я думаю, что вопросы технического оснащения, боевой готовности грузинских вооруженных сил отошли бы на второй план, если бы не было конфликтной ситуации с Россией и проблемы территорий.

 

Каковы реальные шансы Армении стать частью коммуникационных проектов в регионе, на фоне утраты Грузией своего статуса надежного партнера?

 

Действительно, исходя из напряженности армяно-азербайджанских и армяно-турецких отношений, ключевую роль во всех энергетических проектах в регионе играла и продолжает играть Грузия. Этот статус еще больше укрепился после прихода к власти Саакашвили, когда он начал открыто проводить прозападную политику. Армения же была вытеснена из многих коммуникационных проектов. Это и газопроводы, в частности, Набукко, и проект строительства железной дороги Карс – Ахалкалаки – Баку, ряд других проектов. Естественно, подобная ситуация играла на руку Турции и Азербайджану, которые хотели превратить Армению в маргинальную страну. И примечательно, что Грузия поддерживала эти устремления турецко-азербайджанского тандема. Но, с другой стороны, было очевидно то, что Турция и Азербайджан, скажем так, устают от этой монополии Грузии.

 

В чем это проявляется?

 

Сегодня уже слышны определенные голоса о том, что необходимы альтернативные, более короткие пути транзита энергоресурсов. В этом отношении роль Армении существенно возрастет. Кроме того, заметьте, что проект строительства железной дороги Карс – Ахалкалаки – Баку уже приостановлен. Турция и Азербайджан заняли выжидательную позицию, поскольку при возможном открытии границы возникает необходимость дороги Карс – Гюмри – Тбилиси – Баку, которая является более удобной. Остановка строительства уже является подтверждением тому, что Армения имеет шансы стать ключевым игроком в регионе в плане коммуникации.

Аналогичная ситуация наблюдается и в случае с Набукко, проект строительства которого также приостановлен.

 

Ашот Сафарян

Источник: АрмИнфо

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 667
Календарь новостей
«  Ноябрь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru