Главная » 2009 » Ноябрь » 20 » Турция и Азербайджан устали от транзитной монополии Грузии
Турция и Азербайджан устали от транзитной монополии Грузии
00:20
Analitika.at.ua. Интервью депутата Национального собрания Армении, председателя
земляческого союза "Джавахк» Ширака Торосяна агентству АрмИнфо
Г-н Торосян, недавно, в ходе заседания Совета безопасности Грузии было
принято решение открыть КПП Верхний Ларс, чем можно объяснить подобный жест
грузинского руководства?
Как известно, руководство России с 2006 г. закрыло
Контрольно-пропускной пункт Верхний Ларс, сославшись на ремонт, но было
очевидно, что этот шаг имел определенный политический подтекст. В настоящее
время работы по ремонту завершились, но КПП еще не открылся. Огромную
заинтересованность в открытии Верхнего Ларса проявляет Армения, так же как и
Грузия. Однако, последняя до недавнего времени выдвигала ряд предусловия, суть
которых, в частности, заключалась в том, чтобы по Верхнему Ларсу доставлялись
грузы не только в Армению, но и в Грузию. Этому противостояла Россия,
следовательно, ситуация в этом плане была тупиковой.
Однако, в последнее время в действиях грузинских властей намечается
определенная оттепель, и они уже согласились открыть КПП без предусловий.
Подобное поведение грузинского руководства, на мой взгляд,
является несколько странным. Я не помню аналогичной ситуации, чтобы грузинская
сторона столь последовательно учитывала интересы Армении и пошла на какие-либо
уступки.
Дело в том, что в последнее время грузинская сторона
довольно озабочена в связи активизацией армяно-турецких переговоров по
нормализации отношений. Поскольку, если до сегодняшнего дня Армения находится в
коммуникационном плену Грузии в силу известных нам причин, то с открытием
армяно-турецкой границы ситуация коренным образом меняется не в лучшую для
Грузии сторону. У Армении будет альтернативный, более дешевый путь, связывающий
ее с внешним миром. У армянских предпринимателей будет возможность выбора
территории, по которой будут доставляться товары.
В этом случае, существующая транзитная монополия Грузии
будет сведена к нулю. Именно это является причиной того, что грузинские власти
идут на подобные меры. Они не хотят лишиться транзита армянских грузов, от
которого получают огромную прибыль.
В связи с открытием Верхнего Ларса не возникает ли угроза повышения цен
на транзит грузов в Армению, в обмен на проявление «доброй воли» Грузии?
Естественно, цены не будут повышаться. Транзит по территории
Грузии и без того очень дорого обходится нашей стране. Конечно, подобная
практика имела место в период существования Первой Республики Армения. Грузия
тогда зачастую повышала цены на транзит до 50% от стоимости товара. Но сегодня
подобная перспектива нам не грозит.
В этом контексте, является ли вероятным изменение политики грузинских
властей и в отношении армянского населения Джавахка?
Я почти уверен в этом. Положительные подвижки, безусловно,
будут. Известно, что в течение последних лет, после прихода к власти Михаила
Саакашвили, притеснения в отношении армян Джавахка стали носить более массовый
характер. И причиной тому была та же коммуникационная зависимость Армении от
своего северного соседа. Это обстоятельство давало возможность руководству
Грузии открыто попирать права и свободы армянского населения Джавахка, выселять
их из этого региона и преднамеренно менять демографический состав Джавахка.
Но сегодня мы стали свидетелями смягчения позиций Грузии,
опять таки связанного с перспективой открытия армяно-турецкой границы.
Разблокирование границы вынудит их пересмотреть свою политику в отношении наших
соотечественников Джавахка, в том числе и в отношении Ваагна Чахаляна,
осужденного незаконным образом.
Сегодня намечается некое замораживание процесса интеграции Грузии в
НАТО, какие обстоятельства стали причиной тому?
Приостановка процесса интеграции Грузии в НАТО объясняется
рядом факторов, в частности, сопротивление России, несоответствие армии Грузии,
ее боеспособности, комплектации стандартам НАТО. Безусловно, Грузия сегодня
стремиться присоединиться к Североатлантическому Альянсу, пытаясь, при этом
перенести проблему Южной Осетии и Абхазии в плоскость отношений Россия – НАТО.
Но я думаю, что ей это не удастся, поскольку НАТО, будучи
военно-политической структурой, одновременно является одним из стабилизирующих
факторов в мире. И вряд ли Альянс захочет принять в свой состав страну, у
которой есть нерешенные территориальные проблемы. Безусловно, НАТО по мере
своей возможности поддерживает Грузию, более того, он был бы не прочь
продвинуть свою территорию вперед за счет Грузии, но Альянс ни в коем случае не
пойдет на столкновение с Россией из-за Южной Осетии и Абхазии.
Грузия только в том случае может стать членом НАТО, если
заранее тем или иным способом решит проблему своей территориальной целостности,
и мировое сообщество признает такое положение вещей. И я думаю, что вопросы
технического оснащения, боевой готовности грузинских вооруженных сил отошли бы
на второй план, если бы не было конфликтной ситуации с Россией и проблемы
территорий.
Каковы реальные шансы Армении стать частью коммуникационных проектов в
регионе, на фоне утраты Грузией своего статуса надежного партнера?
Действительно, исходя из напряженности
армяно-азербайджанских и армяно-турецких отношений, ключевую роль во всех
энергетических проектах в регионе играла и продолжает играть Грузия. Этот
статус еще больше укрепился после прихода к власти Саакашвили, когда он начал
открыто проводить прозападную политику. Армения же была вытеснена из многих
коммуникационных проектов. Это и газопроводы, в частности, Набукко, и проект
строительства железной дороги Карс – Ахалкалаки – Баку, ряд других проектов.
Естественно, подобная ситуация играла на руку Турции и Азербайджану, которые
хотели превратить Армению в маргинальную страну. И примечательно, что Грузия
поддерживала эти устремления турецко-азербайджанского тандема. Но, с другой
стороны, было очевидно то, что Турция и Азербайджан, скажем так, устают от этой
монополии Грузии.
В чем это проявляется?
Сегодня уже слышны определенные голоса о том, что необходимы
альтернативные, более короткие пути транзита энергоресурсов. В этом отношении
роль Армении существенно возрастет. Кроме того, заметьте, что проект
строительства железной дороги Карс – Ахалкалаки – Баку уже приостановлен.
Турция и Азербайджан заняли выжидательную позицию, поскольку при возможном
открытии границы возникает необходимость дороги Карс – Гюмри – Тбилиси – Баку,
которая является более удобной. Остановка строительства уже является
подтверждением тому, что Армения имеет шансы стать ключевым игроком в регионе в
плане коммуникации.
Аналогичная ситуация наблюдается и в случае с Набукко,
проект строительства которого также приостановлен.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.