Analitika.at.ua. Появление в последнее время большого числа статей и
публикаций позволяет говорить об отходе Турции от внешнеполитической доктрины
«ноль проблем с соседями», нацеленной на установление добрососедских или
нейтральных отношений со всеми соседями. Успешное применение доктрины Давутоглу
помогло сделать более благоприятной среду безопасности, что стало одним из
факторов, позволивших Турции совершить рывок в экономическом развитии и
облегчить решение задач обеспечения национальной безопасности.
Зачастую в дискуссиях вокруг гражданских и
социально-экономических тем упускается из виду, что развитие общества зиждется
на стабильности и безопасности. Общество перестает осознавать, что обеспечение
безопасности государства и общества требует больших затрат. Безопасность стоит
дорого, в том числе и в буквальном – экономическом смысле. Национальная
безопасность – это сфера жизнедеятельности общества, которая потребляет
значительную часть национального богатства, не производя при этом каких-либо
материальных благ. В рамках логики финансово-экономической деятельности затраты
на оборону и безопасность являются расходной статьей, которую желательно
максимально сократить. Однако общество, забывающее о данных сферах и
сосредотачивающееся исключительно на решении задач экономического и
гражданского развития, рано или поздно оказывается не в состоянии защитить
своих граждан от внешних или внутренних угроз.
Между тем среда безопасности того или иного государства не
может рассматриваться в отрыве от международной системы безопасности. «Арабская
весна», радикально меняющая политический ландшафт на Ближнем Востоке, не могла
не отразиться и на внешнеполитической активности Турции. Элита турецкого
государства осознала, что в изменяющемся региональном климате доктрина Давутоглу
становится неадекватной и должна быть пересмотрена. Однако шансы на то, что
новая доктрина будет сформулирована и опубликована, достаточно малы. О новой
стратегии турецкого государства придется судить по конкретным шагам и действиям
на внешнеполитической арене, а не теоретическому документу.
Метод разработки концептуального документа, доктрины, хорош
и оправдан, когда вы обладаете достаточным временем для этого. Доктрина –
своего рода «грамматика» языка, на котором изъясняется та или иная сфера государственной
деятельности. В условиях нарастающей эскалации в регионе военно-политическая
элита государства обязана перейти к «ad-hoc» стратегии и тактике, когда
доктрина не столько формулируется и оформляется, сколько непосредственно
реализуется, будучи обсужденной в кругах высшего военно-политического
руководства страны, а предпринимаемые шаги диктуются внешнеполитическим
контекстом и логикой процессов, протекающих в среде безопасности.
Отсутствие возможности опереться на грамматику затрудняет
для внешнего наблюдателя анализ и тем более прогнозирование внешнеполитической
активности государства и требует пристального внимания с целью «схватить» и
понять логику наблюдаемых шагов. Поведение Турции вокруг Ливии, а теперь и
Сирии позволяет говорить об отказе от кемалистского подхода к внешней политике.
Дискуссии о намерениях Турции отказаться от изоляционистской, сосредоточенной
исключительно на территории Турции политики и стратегии и перейти к
проецированию мощи вовне ведутся давно. При этом говорится о неосманизме или
неопантюркизме как возможных идеологиях турецкого государства в 21 веке.
Однако, если ранее речь шла о теоретических дискуссиях и закрытых шагах на
экономической или политической аренах, в случае Сирии можно говорить о
практически открытом намерении применить военную мощь.
Турция и ранее применяла военную силу за пределами
государства. Можно вспомнить Северный Кипр или военные операции в Курдистане,
однако в данном случае речь шла о «привычных» действиях Турции. Международное
сообщество «понимало» и «принимало», что у Турции имеются кипрская и курдская
проблемы и она «имеет право» реагировать на них, в том числе и военными
методами. Ситуация вокруг Сирии несколько отличается, поскольку вмешательство
Турции в гражданскую войну на стороне антиправительственных сил явно изменяет
общий региональный контекст. Кроме того, Турция своими действиями по отношению
к Сирии демонстрирует готовность проецировать военно-политическую мощь, как
минимум, на весь Ближний Восток, вынуждая государства региона, региональные и
геополитические центры силы делать соответствующие выводы.
Для Армении в происходящих изменениях представляются важными
следующие моменты. Во-первых, времена «миролюбивой Турции», которая намерена
добиваться мира с соседями и в регионе, уходят в прошлое. Турецкая
государственность возвращает себе более привычный и традиционный имидж
наследницы Османской империи, которая умеет и даже хочет действовать при помощи
военного инструмента для защиты своих интересов. Времена, когда Турция
оперировала мягкой (soft) или умной (smart) мощью уступают новым, в которых
турецкое государство, судя по всему, выбирает принуждающую (coersive) мощь.
Во-вторых, в новых условиях говорить о сохранении существующих сфер влияния
того или иного центры силы становится некорректным. Апелляции к договоренностям
и прежнему разделу могут только вызвать улыбку или раздражать, показывая
неадекватность обращающейся к таким аргументам стороны. В-третьих, процессы,
протекающие на Ближнем Востоке, неизбежно затронут и Армению. Времена, когда
Кавказ или Южный Кавказ рассматривались как отдельный регион со своей
архитектурой системы региональной безопасности, балансом сил и интересов,
подходят к концу. Жаркие ветры арабских пустынь в очередной раз в истории
готовы изменить ландшафт и среду безопасности региона, вне зависимости от воли
и желаний центров силы.
На сегодняшний день можно говорить о необходимости
подготовки Армении к происходящим изменениям. В условиях растворения или
разрушения перегородок, разделяющих Южный Кавказ, Кавказ и Ближний Восток,
фокусирование внимания на нагорно-карабахском урегулировании, как главной
внешнеполитической проблеме армянской государственности, несколько теряет свою
актуальность. Возможность решения арцахской проблемы в изоляции и раньше была
сомнительной, однако сегодня, на фоне жесткой и однозначной позиции Турции,
готовой воевать вне территории своего государства, продолжение данной политики
становится неперспективным.
В формируемой на наших глазах среде безопасности Армении
необходимо готовиться к другим вызовам и угрозам. Критически опасным и
угрожающим армянской государственности сценарием следует признать возможность
проецирования Турцией военно-политической мощи на север. И если в 90-е годы
Турция в силу инерции, безусловного доминирования России на постсоветском
пространстве не рискнула открыто вмешаться в арцахскую войну и атаковать
Республику Армения, ограничившись блокадой, сегодня способность России играть
роль сдерживающего фактора требует внимательной оценки. Рачья Арзуманян,
Noravank.am
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.