Главная » 2010»Февраль»7 » Турция на "игле" резолюции Конгресса США по Геноциду армян
Турция на "игле" резолюции Конгресса США по Геноциду армян
00:18
Analitika.at.ua. Сообщения о том, что председатель Комиссии по внешним
сношениям в Палате представителей США Ховард Берман решил поставить на
обсуждение резолюцию 252 относительно Геноцида армян, и что такая процедура уже
назначена на 4 марта 2010 года, может резко подстегнуть развитие событий в
треугольнике Анкара-Ереван-Баку. Они могут развиваться по разным сценариям, в том
числе, как предупреждает газета Los-Angeles Times, и в сторону
"разрушительного свойства".
С таким выводом трудно пока не согласиться. В первую очередь
бросается в глаза то обстоятельство, что Баку и Анкара стали интенсивно
готовить "исторический контрудар" по Армении, пытаясь уравновесить
политический эффект от готовящейся Резолюции в Конгрессе. В Азербайджане,
например, объявлено о начале съемок многосерийного документального фильма о
трагических событиях в Баку в марте 1918 года, когда произошли армяно-азербайджанские
вооруженные столкновения. В свою очередь Анкара отказала в праве известному
французскому композитору армянского происхождения автору знаменитых
"Шербургских зонтиков" Мишелю Леграну посетить деревню его
предков-армян, которая находится на территории Турции. Туркам не понравились
высказывания Леграна, сделанные во время недавних гастролей в Краснодарском
крае, о том, что "нежелание Турции признать факт Геноцида в 1915 году
закрывает ей дорогу в ЕС".
Неперспективными выглядят и попытки Турции ввести в оборот
"более широкий пласт исторического материала". Так, министр
иностранных дел этой страны Ахмет Давутоглу, выступая недавно в Лондонском
институте международных стратегических исследований, заявил буквально
следующее: "Армяне и турки проживают вместе 10 веков. Нынешние проблемы
являются следствием последних пятидесяти лет. Поэтому мы должны прежде всего
смотреть на совместно прожитые 10 веков". Если бегло оценивать прошедшие
10 веков, то очевидно только то, что Турция за это время создала, сохранила и
укрепила свою национальную государственность, а армянам - автохтонным жителям
региона - с огромными усилиями - и то с опорой на Россию - удалось воссоздать
свою государственность только на Кавказе. Обещания правительства младотурок
помочь армянским политикам в Турции воссоздать хотя бы на правах автономии
государственность в Восточной Анатолии (Западная Армения) так и остались одними
только обещаниями.
Мы это к тому, что для Баку и Анкары "путешествие в
историю" - занятие чрезвычайно опасное. Вот почему армянской дипломатии
удалось сравнительно легко "подсадить Турцию на иглу Геноцида". В
данном случае мы не пытаемся искать правых или виноватых. Это - все лишь
фиксация очевидного факта закрепления в большой кавказской политике такого
характера исторического материала, который начинает выступать в роли
"главного двигателя событий".
Да и в наше время турецко-армянский диалог развивался по
накатанной "исторической колее". Напомним, что когда в январе 2007
года впервые Конгресс США приступил к исследованию предложенной Резолюции о
Геноциде армян, то этот процесс был временно приглушен только летом 2008 года.
В Цюрихе начались так называемые "секретные переговоры" между Анкарой
и Ереваном. И вновь, но уже в 2009 году, именно угроза принятия Резолюции подтолкнула
Турцию к подписанию сначала в апреле "Дорожной карты", а 10 октября в
Цюрихе Протоколов, предусматривающих нормализацию турецко-армянских отношений.
Правда, на сей раз Анкара выступает не совсем в самостоятельной роли: она
находится под сильнейшим прессингом Баку и тормозит процесс ратификации
цюрихских протоколов. Выход из ситуации турецкие дипломаты усиленно ищут в
процедурах бюрократического характера. В конце января Турция предложила начать
юридические консультации с привлечением к ним США и Швейцарии для получения
правовых гарантий относительно решения КС Армении по армяно-турецким
протоколам.
Официальный представитель турецкого МИД Феридун Синирлиоглу
побывал с визитом в Швейцарии и провел переговоры со своим швейцарским коллегой
Михаелом Амбулом - "архитектором тайного переговорного процесса между
Турцией и Арменией".
Однако челночная дипломатия Турции пока безуспешна. Проблема
Анкары заключается именно в том, что решение КС Армении заблокировало
возможности для готовившегося дипломатического маневра: максимально растянуть
во времени процесс восстановления дипотношений с Арменией и открытие границ. В
итоге битва Анкары и Баку сразу на двух фронтах - с Резолюцией конгресса и
решением карабахской проблемы - оказывается проигрышной и в тактике, и в
стратегии. Тактически уже сам факт обсуждения в Конгрессе Резолюции будет
усиливать антиамериканские настроения в Турции, и антитурецкие - в Европе.
Стратегически - попытки вытаскивать, как из хозяйственной корзины, любые
исторические документы еще более обостряют и без того напряженные
азербайджано-армянские и турецко-армянские отношения, отдаляют карабахское
урегулирование. Так начинают сбываться прогнозы, сделанные премьер-министром РФ
Владимиром Путиным во время его недавней встречи в Москве со своим турецким
коллегой Реджепом Тайипом Эрдоганом о том, что наложение друг на друга двух
тяжелейших проблем - карабахского урегулирования и нормализация
турецко-армянских отношений - только усугубит ситуацию в регионе.
В этой связи многие политологи пытаются предсказать
дальнейший ход событий. Так директор Армянского центра национальных и
стратегических исследований Ричард Киракосян уверен, что до 23 апреля - когда в
Армении официально отмечается день Геноцида - следует ожидать определенных
действий со стороны Турции в направлении ратификации протоколов. В свою очередь
депутат азербайджанского Милли Меджлиса Гудрат Гасангулиев предполагает, что
признание американским Конгрессом геноцида армян могло бы избавить Турцию от
"шантажа США", и она получает возможность проводить "более
свободную внешнюю политику". По Гасангулиеву, главный смысл такой политики
может заключаться в следующем: заявлении о выходе из НАТО и в присоединении
вместе с Азербайджаном к ОДКБ, в котором уже есть государства тюркского мира.
"Это приведет к тому, что влияние тюркских стран в военно-политической
организации ОДКБ во много раз возрастет, и, самое главное, наши страны будут
вместе в одном блоке", - резюмирует Гасангулиев. Тогда, по мнении
азербайджанского депутата, "Армения может потерять одностороннюю поддержку
России в карабахском вопросе, даже в случае начала военных действий".
Однако сценарии подобного рода, по сути, означают публичное
признание провалов азербайджанской дипломатии на западном направлении, точно
так же как и неудачи турецкой политики на Кавказе. Выступая в этом регионе
мира, Анкара видела себя только в роли арбитра, а на самом деле становится
жертвой. Сейчас, исходя из того, что ни у Вашингтона, ни у Москвы, ни у
Брюсселя нет особых вариантов разрешения проблемы Карабаха, можно предполагать
усиление скоординированного давления на Турцию с целью ускорения прохождения
через парламент цюрихских протоколов. В свою очередь это будет стимулировать
развитие двух параллельных процессов: "проталкивания" - "раненной"
Турции на Кавказ, а набирающей силу Армении - на Большой Ближний Восток. В
таком раскладе проблема Карабаха пока выступает всего лишь в качестве
инструментария для решения задач, контуры которых пока не совсем очевидны.
Не случайно председатель совета директоров Американо-Турецкого
Совета (АТС) Ричард Армитидж предупредил, что "его беспокоит возможное
принятие Резолюции о Геноциде", и что "азербайджанские друзья могут
быть удивлены скоростью этого процесса". Кстати, на это открыто намекнул и
помощник госсекретаря США по вопросам Европы и Евразии Филипп Гордон. Он
заявил, что проблема турецко-армянских договоренностей "оживилась в свете
попыток принятия в Конгрессе Резолюции по "геноциду армян"". Но
при этом Гордон подсказал и тактический выход из ситуации: нормализация
отношений между Турцией и Арменией и открытие границ, что "поможет
установлению мира и стабильности в регионе". Что из этого получится - мы
скоро узнаем.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.