Analitika.at.ua. Интервью политолога Левона Мелик-Шахназаряна
информагентству АрмИнфо.
Г-н Мелик-Шахназарян, какими могут быть ответные шаги Анкары на решение
президента Армении приостановить процесс ратификации Протоколов?
Решение президента Армении Сержа Саргсяна о замораживании
процесса ратификации протоколов было абсолютно продуманным и оправданным актом,
озвученным удивительно точно по времени. Вместе с тем, решение Армении
оставляет Турции все шансы на внесение исправлений в ее внешнюю политику.
Отсутствие радикальных изменений во внешней политике Анкары в направлении
Южного Кавказа приведет к ее полному провалу, лишив Турцию всех шансов на
лидерство в регионе к которому она так стремится. Президент Саргсян очень четко
обозначил вектор внешней политики Армении, согласно которому республика никогда
не откажется от борьбы за признание НКР и обеспечения безопасности ее границ и
населения, а также от усилий по международному признанию геноцида армян. Таким
образом, Армения не уступив и не отступив ни на йоту в своих позициях,
приостановив процесс ратификации, но, не закрыв дверь перед Турцией, вышла из
под давления США. Естественно, что подобное решение президента Саргсяна можно
только приветствовать.
Какую роль играет в реальности фактор Азербайджана в неуступчивости
Турции в армяно-турецком процессе?
Азербайджан является очень серьезным, реальным фактором,
имеющим определенный вес в Турции. К сожалению, этот фактор в Армении до сих
пор остается до конца не изученным и не оцененным. Азербайджан во многом играет
определяющую роль во внешней политике Турции, при этом, следует отметить, что
фактор влияния Азербайджана на внешнюю и, особенно, внутреннюю политику Анкары
годами усиленно создавался собственно турецкой внутренней пропагандой. После
этого турецкий электорат стал, действительно, довольно сочувственно относится к
«братьям», проживающим в Азербайджане. В результате турки попали в собственную
западню, из которой не могут выбраться до сих пор.
Особенно в преддверии парламентских выборов в Турции 2011 года?
Положение правящей партии Справедливости и развития в
преддверии выборов в 2011 году в Турции действительно очень шатко. В целом, ее
действия, направленные на дальнейшую исламизацию государства, крайне негативно
воспринимаются последователями идей Ататюрка. Особенно это касается западной,
европейской части Турции. Наравне с этим, азербайджанцы также используют свое
влияние на радикалов Эргенекона, оппозицию. Например, как мне известно, двое из
генералов этой организации, находящихся в розыске по делу «Эргенекон», нашли
укрытие в Азербайджане. Кроме того, на территории Турции весьма активно
действует религиозная организация джаффаритов, значительная часть приверженцев
которой состоит из этнических азербайджанцев. Естественно, что Азербайджан
обладает значительным влиянием на политику этого полусектантского направления
ислама в Турции. Наконец, есть курдский фактор. Известно, что курды,
доминирующие в руководстве Азербайджана, находятся в тесной связи с
руководством Курдской рабочей партии и лидерами курдских общин в Турции. Более
того, Азербайджан систематически оказывает курдским повстанцам в Турции
финансовую помощь. Главными «спонсорами» курдских радикалов являются министр
МЧС АР Камаледдин Гейдаров, глава компании «Азерсун» Абдулбари Гезал, мэр Баку
Гаджибала Абуталыбов, ряд более мелких чиновников. Естественно, что все это
происходит с ведома Алиева, курдское происхождение которого является
общеизвестным фактом. Все эти факторы уже привели к тому, что политическое
будущее партии Справедливости и развития, наряду с будущим Гюля и Эрдогана, в
немалой степени зависит от благосклонности Баку. Турецкая элита даже не думала
о предусловиях, когда подписывала с Арменией Протоколы в Цюрихе. Анкара
надеялась, что ей удастся обвести Баку вокруг пальца. Однако, как мы видим,
никакие объяснения Турции не возымели на Азербайджан должного воздействия, и
Анкара вынуждена была уже через несколько дней после подписания протоколов
выставить предусловия, согласно которым Армения и НКР должны были удовлетворить
территориальные претензии Азербайджана.
Какие конкретные цели преследовала Турция, согласившись на процесс с
Арменией, а затем выставив предусловия?
Сама Турция, подписывая протоколы, преследовала несколько
политических задач. В первую очередь, полностью внедриться в политическое
пространство Южного Кавказа, расчистить его для себя, выдавив третью силу.
Кроме того, Турция стремилась навсегда избавиться от «дамоклова меча»
ответственности за совершенный Геноцид армянского народа. Открытие
армяно-турецкой границы устраняло одну из главных препятствий для вхождения Турции
в Евросоюз, а также укрепляло позиции ПСР в Турции. Наконец, в случае
ратификации протоколов и открытия границы, Турция практически автоматически
превращалась в главного монополиста на транзитную территорию для
транспортировки центральноазиатских и азербайджанских углеводородов на Запад.
Таковы были планы Турции до вмешательства Баку, после которого к ним добавились
предусловия, соблюдающие захватнические интересы Азербайджана. Понятно, что
Армению обновленные планы Турции никак не могли устроить, в результате чего
Указом президента Саргсяна и был заморожен процесс ратификации. Судя по всему,
это решение было предварительно обсуждено и обговорено президентом со всеми
странами – сопредседателями Минской группы ОБСЕ, прежде чем было озвучено
Коалицией и президентом Саргсяном. Турция, надеющаяся, что Армения поддастся
давлению Вашингтона, главного «архитектора» по налаживанию армяно-турецких
отношений, крупно прогадала. Если к тому же учесть, что новые отношения России
с Украиной лишают смысла строение газопровода «Южный поток» по турецким
территориальным водам, то получается, что Турция и рыбку не съела, а сковородку
испачкала. И за все это Турция должна благодарить ею же незаконно рожденное
государство – Азербайджанскую республику.
На днях глава МИД Ирана Моттаки заявил о намерении своей страны принять
участие в карабахском урегулировании. Можно ли считать это заявление
предвестником предстоящего усиления Тегерана в качестве региональной державы?
Я давно говорил о необходимости и целесообразности участия
ИРИ в Минской группе ОБСЕ по урегулированию нагорно-карабахского конфликта.
Иран является стратегическим партнером и союзником Армении. В пользу этого
партнерства говорит многое и, прежде всего, цивилизационное и культурное
родство армянского и иранского народов, общность истории, а также историческая
память Ирана о закавказских территориях. Однако Тегеран также является
признанным мировым лидером шиитской версии Ислама, основной религии
Азербайджана. Тегеран, безусловно, заинтересован исключительно в мирном решении
карабахского конфликта, и мог бы стать примером истинного миротворчества.
Однако, видимое согласие властей Азербайджана на посредничество Ирана в этом
вопросе носит исключительно спекулятивный характер. Согласившись на предложение
Моттаки о встрече глав МИД Армении и Азербайджана в Тегеране, Баку просто
шантажировал Вашингтон, намекая на возможное изменение своего
внешнеполитического курса. Кроме того, Азербайджан пытается повлиять на позицию
Турции во все еще не оконченном процессе установления отношений с Арменией. «Не
поддержишь меня, уйду к Ирану», - вот довольно прозрачный намек Баку политикам
Анкары.
А как насчет отношений между Баку и Тегераном?
Отношения между Ираном и Азербайджаном продолжают оставаться
довольно сложными и невнятными, как в политическом, так и экономическом плане.
Азербайджан с самого своего провозглашения проводит выраженную антииранскую
политику, выражающуюся в неприкрытых территориальных притязаниях к своему
южному соседу, подстрекательству тюркоязычного населения Ирана к сепаратизму,
поддерживанию дружеских отношений с недругами Ирана и т.д. Между Ираном и
Азербайджанской республикой существуют нерешенные проблемы этнического,
территориального и даже религиозного характера. Убежден, что исходя именно из
этих реалий, МИД Армении отнеслось к «согласию» Азербайджана на посредничество
Ирана достаточно прохладно. При этом отношения Армении с Ираном продолжают
оставаться гораздо более дружественными и прозрачными, чем отношения Ирана с
Азербайджанской республикой. Мы просто проигнорировали очередную авантюру Баку,
что я расцениваю как правильное и взвешенное решение.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.