Analitika.at.ua. Как быть, если очень не хочется, а
надо. Надо по целому ряду причин: соблюдения политеса, стремления выглядеть
своим, попасть туда, куда не пускают, наконец, просто меркантильного желания
обзавестись деньгами, естественно, чем больше, тем лучше. Этот процесс - когда
не хочется, а надо - в совершенстве освоен проститутками, пропускающими через
себя мужчин чуть ли не по конвейеру. Очень не хочется, восстает все естество,
все природные и приобретенные инстинкты, но - надо.
Турецкому обществу тоже очень не хочется. Восстает все
естество, все природные и приобретенные инстинкты кочевников, "у которых
не хватило ума научиться обрабатывать землю, чьи представления о военном деле
не идут далее засады, которые торговлю представляют воровством и культура
которых состоит из перевранного Корана" (Р.Шекли. Белая смерть). Но -
надо! Надо в Европу, надо создать у мира представление о себе как о
цивилизованной нации, умеющей играть по европейским правилам... Надо... надо...
И турецкое общество стремится предстать перед миром не таким, каким оно на
самом деле является, а таким, каким ему выгодно выглядеть.
В биологии такое явление называется мимикрией. Мимикрируют
живые существа по разным причинам: слабые - чтобы казаться больше, сильнее и,
следовательно, опаснее для потенциального врага и убийцы; сильные - чтобы
прикинуться слабым, беспомощным, чтобы обмануть жертву и заманить в пределы
досягаемости жала, когтей и клыков. Тогда маска безобидного, безопасного
существа слетает в мгновение ока - и в следующий миг безжалостный хищник уже
вонзает клыки или жало в жертву, до последнего и в мыслях не допускавшей такой
метаморфозы.
Турция в искусстве мимикрии впереди планеты всей. В 1918г.
она вовремя переменила окраску - прикинулась другом большевистской России,
обещая раздуть мировой пожар в мусульманском мире, и спаслась от исчезновения;
в итоге Севрский договор остался на бумаге, США отказались от мандата на
Армению, Франция предала нас в Киликии, а Турция сохранила за собой Малую Азию
и Армянское нагорье, мало того, сумела создать второе турецкое государство на
юго-востоке Кавказа - Азербайджан - как затравку для будущих территориальных
претензий и плацдарм на Северный Кавказ и в Среднюю Азию.
Во второй мировой войне она, фактически состоя в союзе со
странами оси, в последний момент переметнулась на сторону победителей и даже
объявила Германии войну, когда та уже была разгромлена; в итоге, не сделав ни
одного выстрела ни с той, ни с этой стороны, не потеряв ни одного солдата, она
оказалась в числе стран-победительниц, избежав очередного наказания. После
войны она вступила в НАТО и как единственный ее член, имеющий непосредственную
границу с СССР, сполна использовала свое положение, выдаивая деньги и
преференции как Запада, так и Востока.
Но Советский Союз приказал долго жить, и Турция решила, что
солнце СССР перешло к ней. И хотя протестует душа номада против бесконечной
череды превращений и рука инстинктивно тянется к ятагану как кардинальному и
единственно привычному средству решения всех проблем (Турция стала показывать
клыки: она решила, что заматерела настолько, что уже в состоянии отрубить руку,
которую до того целовала и прикладывала ко лбу), - в то же время положение
обязывает: Турция продолжает свою политику имитации бурной толерантности, что
так близка сердцу европейца, до которого ятаган пока не добрался.
В прибрежных провинциях Средиземного и Черного морей, потом
уже в Османской империи, три тысячи лет жили несколько миллионов ромейских
греков, основателей и наследников Византийской империи. За первую половину ХХ
века они полностью исчезли - были вырезаны, обращены в ислам, высланы из
страны. В Турции их сейчас осталось всего несколько тысяч - в Константинополе,
бывшей столице Византии, ставшей Стамбулом, Ислам бол-ом. Но остались их
памятники, на которых сейчас Турция делает свой гешефт - турбизнес, за деньги
допуская греков-ромеев к их святыням. Деньги, естественно, идут в турецкий
карман. Для пущей толерантности даже разрешили провести службу в греческом
монастыре в Трапезунде, закрытом с 1920 года. Европа осталась довольна:
имитацию турецкой толерантности она очень хочет считать толерантностью
настоящей.
Вообще-то Риза, Трапезунд - вся эта береговая полоса шириной
100 с лишком км - по Севрскому договору отходила к Армении. Потому что это
Амшен, тогда, как и сейчас, населенный армянами-амшенцами, или хемшилами, как
их предпочитают называть турки. Амшенцы жили и по эту сторону границы, в Аджарии,
но их в 1944г. сослали в Сибирь, откуда им возвращаться на Родину запретили.
Сарпи было до 1944г. армянским селом. Миллион с лишком армян Амшена турки
сейчас не видят в упор, поскольку это мусульмане. Естественно, что и армянские
христианские памятники, и комплексы все объявлены грузинскими - грузины с
турками против нас, армян, всегда умели договариваться.
Поднимемся вверх, на Армянское нагорье. Излишне говорить,
что теперь турки называют его Восточной Анатолией и требуют того же от всех
других. Другие ради толерантности соглашаются. С соседями надо жить в мире. И,
в конце концов, не Берлин же переименовали, не Париж и не Вену. Что будет,
когда решат переименовать Берлин, Париж или Вену, европейцы стараются не
загадывать - чтобы голова не болела.
Знают турки, что делают. В восточные провинции, как теперь
называется Западная Армения, нормальный западный турист не поедет, зато туда
можно заманить армян. И турки распинаются на всех уровнях - от владельца мула,
которого он сдает напрокат туристам, до содержателя гостиницы и губернатора.
Все такие добрые и милые, такие радушные и гостеприимные: надо - скажут два
слова по-армянски, надо - поставят армянскую музыку (ненадолго - надолго душа
номада не выдержит). Блокада Армении - это политика, а простой турецкий народ
готов дружить, гостей принимать (за бакшиш) и самому в гости ходить.
Вообще турки прикидываются, что не понимают, о чем речь. Они
же - верх толерантности и любви к ближнему. При чем граница? Какая граница? Вот
в Армении проводить будут учения НАТО. По сценарию - авария на АЭС и турки
спасают армян - так! - эвакуируют их в Грузию. В 1918г. похожий сценарий
разыгрывался? Было почти 100 000 жертв? И все - армяне? Так то когда было... с
тех пор и турок не тот, и грузин другой пошел... Сплошная толерантность. Да,
войска турецкие на сей раз войдут в Армению под флагом НАТО, как друзья. И
встречать их надо будет как друзей-освободителей. Такая, знаете ли, генеральная
репетиция. Что, и это было? В 1920 году в Гюмри? И их тогда
распропагандированное большевиками население встречало хлебом-солью? Видите,
какие добрые воспоминания. А то, что после этого там пограбили немного, тут
порезали несколько тысяч, изнасиловали всех женского полу от семи до семидесяти
лет - так то раньше было. Теперь аскяр не просто турецкий, он еще и НАТОвский,
он зазря насиловать не станет. Не станет реноме портить. Вот для прохода своих
аскяров в Армению Турция границу откроет. С удовольствием, поскольку это -
маневры, учения, репетиция.
В монастыре Ахтамар разрешили службу проводить. И даже крест
обещали поставить. Правда, на вопросы, а где прихожане, где паства
монастырская, где братия, стараются не отвечать. Так, построил кто-то когда-то
ни к селу ни к городу на острове посреди озера монастырь. Вы посмотрите по
сторонам: он же один-единственный на 300 верст в округе. А единственность
уважать надо. Тем более, когда на ней можно деньги сделать. И зазывают бывшие и
нынешние кочевники - приезжайте, оставляйте деньги, мы вас по такому случаю не
тронем.
Если вор из своих, то и вола через дымоволок вытащат,
утверждает армянская пословица. К сожалению, в армянском обществе так и не
сформировалось четкое понимание того, кто есть турки, независимо от ареала их
обитания. Наши торговцы вовсю братаются с турками, многие сделали на этом
состояние. Еще большая часть регулярно ездит в Западную Армению на
"паломничество" и, вернувшись, с умилением рассказывает, какие турки
хорошие и добрые - сущие мериносы. Даже готовы провезти в село, где совсем
недавно вырезали их дедов, и показать дом, где это происходило. А заодно и
предложить показать, где спрятано при побеге золото: половина нам, половина -
тебе, яврум...
Пока мир разбирается, что делать и как быть с такой вчера
еще шелковой и милой Турцией, может, нам, армянам, стоит задать себе
один-единственный вопрос: а нам это надо - процветание и толерантность Турции?
Как можно каждый год 24 апреля подниматься с цветами к памятнику Великой
Армянской трагедии, а 25-го целоваться с внуками убийц? Класть цветы к подножию
Джаджурского хачкара, где в 1920 году турки перебили гюмрийцев, и открывать
перед ними границу?
Генерал Энвер мечтал оставить только одного армянина, и того
- в музее. Оставив в Западной Армении один монастырь, турки, в соответствии с
заветом своего паши, делают из него музей. Как можно ехать в этот музей и
слушать там службу - христианский бальзам на душу мусульманских серых волков? И
после этого говорить о Геноциде? Раздан МАДОЯН, golosarmenii.am
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.