Главная » 2010»Май»20 » Турция в оковах "неразрывного братства" с Азербайджаном
Турция в оковах "неразрывного братства" с Азербайджаном
13:24
Analitika.at.ua. «Турция и Азербайджан – два неразделимых брата. Мы – два
члена одной семьи. Как говорил великий лидер Гейдар Алиев, мы – одна нация, два
государства». Эти слова произнес на днях в ходе своего визита в Азербайджан
премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган.
Примечательно, что о братстве этих двух тюркоязычных стран
говорится достаточно много, но ряд вопросов по части искренности и его
побудительных причин все же остаются. Оснований для этих вопросов достаточно
много, но главным из них является такой деликатный вопрос, как вопрос
принадлежности Нахиджевана.
В конце апреля министр иностранных дел Турции Ахмед
Давудоглу сделал весьма интересное заявление относительно прав и обязательств
Турции в отношении Нахиджевана. «Турция уважает подписанные ею международные
документы и по Карскому мирному договору остается гарантом безопасности
Нахичевани». «Турция - гарант статуса Нахичевана - это очевидно. Это является
требованием международного права и обязанностью Турции», - заявил он. Заявление
тут же пробудило нездоровый интерес СМИ и в результате тема Нахиджевана не
сходит со страниц армянской, турецкой и азербайджанской прессы до сегодняшнего
дня. Интерес, впрочем, довольно оправдан, поскольку заявления Давудоглу
свидетельствуют о новом витке во внешнеполитической игре Анкары в регионе,
способной дестабилизировать ситуацию не только на Южном Кавказе, в частности,
Азербайджане, но и вне его пределов. Планы Турции по Нахиджевану звучат в
изложении Давутоглу совсем не случайно, так как вбрасывание этого пробного шара
рассчитано на реакцию заинтересованных стран в лице Армении, России и,
несомненно, самого Азербайджана.
Анализируя «права и обязательства Турции по отношению к
Нахиджевану» следует, прежде всего, отметить весьма существенный факт – до 90
процентов товарооборота Нахиджевана приходится на долю Турции, имеющей с этим
регионом границу протяженностью всего 11 километров. Причем
наличие этой границы объясняется прозорливостью Кемаля Ататюрка еще в 1923 году
узревшего в «объединении» Нахиджевана с АзССР возможность заполучить общую
границу не с маленьким краем, а со вторым уже объединенным тюркским
государством в Закавказье. Именно с этой целью Турция, инициировав переговоры с
Ираном, в 1931 году обменяла часть своих пограничных территорий с Ираном,
получив при этом эти самые 11 километров границы с Нахиджеваном. То, что
сегодня именно Анкара фактически и рулит в Нахиджеване, при этом довольно
крепко держа в руках Баку, - наглядный факт результативности деятельности
Ататюрка. В то же время, немаловажно, что и Азербайджан во многом играет
определяющую роль во внешней политике Турции, при этом, это влияние на внешнюю
и, особенно, внутреннюю политику Анкары годами усиленно создавалось турецкой
внутренней пропагандой. После этого турецкий электорат стал, действительно, довольно
сочувственно относится к азербайджанским «братьям». В результате собственной
деятельности турки попали в крепкие братские объятия Азербайджана, из которых
не могут выбраться до сих пор.
Факторов, которые сегодня еще более укрепляют и без того
мертвую хватку Азербайджана множество. Основным из которых является довольно
шаткое положение правящей в Турции партии Справедливости и развития в
преддверии выборов в 2011 году. Наравне с этим, азербайджанцы также используют
свое влияние на радикалов Эргенекона, оппозицию. Кроме того, на территории
Турции весьма активно действует религиозная организация джаффаритов,
значительная часть приверженцев которой состоит из этнических азербайджанцев.
Естественно, что Азербайджан обладает значительным влиянием на политику этого
полусектантского направления ислама в Турции. И, наконец, как это не
парадоксально, но Азербайджана влияет на турецкую политику, в том числе и
посредством курдского фактора. То, что курды, безусловно, доминирующие в
руководстве Азербайджана, находятся в тесной связи с руководством Курдской
рабочей партии и лидерами курдских общин в Турции известно многим. Естественно,
что все это происходит с ведома «светоча демократии» региона Ильхама
Гейдаровича Алиева, курдское происхождение которого является общеизвестным
фактом. Все эти факторы уже привели к тому, что политическое будущее партии
Справедливости и развития, как, впрочем, и будущее Гюля и Эрдогана, в немалой
степени зависит от благосклонности Баку. Лучшим доказательством бакинского
влияния на Анкару являются печальные, пусть и предварительные итоги
армяно-турецкого процесса.
В ответ, братская Турция в свою очередь еще более укрепляет
хватку. В конце все того же апреля Турцию посетил председатель верховного
Меджлиса Нахичеванской автономной республики Васиф Талыбов, который, по всей
видимости, уже затеял собственную игру по приобретению большей
самостоятельности для Нахиджевана. Во всяком случае, заявление Ахмеда Давудоглу
о котором уже говорилось выше, сделанные сразу после встречи с Талыбовым, указывают
именно на такой сценарий. Учитывая, что Нахиджеван является эксклавом, не
имеющим границы с Азербайджаном и имея границу с Турцией, реализация подобного
сценария вполне возможна. Мотивация подобных действий Анкары в отношении
бакинских братьев налицо и выражена в политических противоречиях между
руководством Турции и Азербайджана. Руководство Турции окончательно лишилось
доверия Баку после подписания с Арменией протоколов о налаживании отношений.
Кроме того, этническому курду Алиеву претит исламистская политика АКП, и
проводимая Анкарой политика массового террора курдов на юго-востоке Турции. В
свою очередь Турция давно уже выказывает недовольство политикой Баку,
выражающейся в финансовой поддержке курдских повстанческих отрядов, поддержке
оппозиционного турецкого движения «Эргенекон», стремлении привязать внешнюю
политику Анкары к внешнеполитическим проблемам Азербайджана, ценовой
несговорчивостью Баку в реализации транзита через Турцию энергоресурсов.
В завершение описания истинной сути братских отношений между
Турцией и Азербайджаном остается добавить главное - Турция не является, и
никогда не являлась гарантом безопасности и статуса Нахиджевана.
Соответственно, заявление Давудоглу может носить любой политический контекст
или подтекст, при этом, никак не исходящий из сути и текста Московского и
Карсского договоров, не предусматривающих никаких гарантийных обязательств.
Более того, с заявлениями об уважении подписанного ею Карсского договора Турция
более чем опоздала, поскольку еще в 1923 году Азербайджан, изменил статус
Нахиджевана, тем самым грубо нарушив Карсский договор, Анкара, предпочла
промолчать, лишив себя, таким образом обязанностей по отношению к статусу этого
исконно армянского края.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.