Analitika.at.ua. Начавшийся в 2011г. социально-политический кризис в
регионе Ближнего Востока и Северной Африки поставил перед внешней политикой
Турции ряд задач как в плане непосредственной реакции на события, так и
отношений с США и ЕС. В целом какой-либо стратегической линии выработано не
было, и реакция Анкары во многом носила ситуативный характер.
Официальная Анкара, по сути, поддержала протестное движение
в Египте в его умеренной части, призвав к проведению в стране реформ. Характерно,
что турецкая позиция в этом плане смыкалась с линией Вашингтона и в конечном
счете была нацелена на канализацию событий в стране в интересах египетских
правящих кругов.
Вторым вызовом стали ливийские события. Изначально Анкара
как член НАТО выступила против интервенции, однако в условиях фактического
начала военной операции со стороны США и ряда европейских государств, а также
после присоединения к ней отдельных арабских стран и одобрения военной акции со
стороны Лиги арабских государств ее позиция претерпела изменения. Была также
преодолена негативная позиция Турции по вопросу о передаче командования
операцией НАТО. В то же время Анкара продолжает попытки дистанцироваться от
действий НАТО как наиболее непопулярной формы западного вмешательства в ближневосточные
события.
Третьим и, пожалуй, наиболее сложным эпизодом стал
внутриполитический кризис в Сирии. Турецкая сторона опять выступила с призывами
о необходимости проведения реформ для снижения напряженности в стране, также
были активизированы контакты с сирийским руководством. В то же время сирийская
ситуация сложна для Турции прежде всего в силу сочетания противоречивых
факторов. С одной стороны, Анкара заинтересована в том, чтобы, воспользовавшись
кризисом и потенциальным ослаблением режима Асада, укрепить свои позиции в
Сирии, потеснив Иран. С другой - растут опасения относительности устойчивости
сирийского режима, нарастает угроза дестабилизации страны, что неизбежно
активизирует проблему курдов, поскольку последние, по некоторым признаком,
являются движущей силой массовых протестов в северных районах Сирии.
Таким образом, политика Анкары в отношении "арабской
весны" испытывает влияние противоречивых факторов. Это, конечно же,
стремление укрепить свои позиции в арабском мире за счет заигрывания с массовым
движением в этих странах, параллельное снижение накала социальной напряженности
у себя дома. В то же время для Анкары все более очевидным становится выход
массовых движений за рамки демократических требований и угроза с их стороны
основам социально-экономического строя в этих странах. А это уже может опасно
проецироваться на саму Турцию, где социальная напряженность не меньше и где
также намечается кризис модели зависимого развития.
Кроме того, смена власти в ряде арабских государств и прежде
всего в Египте повлекла за собой определенные сдвиги в их внешнеполитическом
курсе, что может лишить Турцию ее выигрышной позиции защитника арабских
интересов (прежде всего по палестинскому вопросу) и тем самым выбить из рук
Анкары важный козырь в ее ближневосточной политике.
На фоне смены власти в арабских странах Турция продолжает
играть важную роль в ближневосточной стратегии Запада. Основным направлением
здесь являются попытки со стороны США и ЕС воспрепятствовать дальнейшей
радикализации общественных движений в арабских странах, не допустить их
дальнейшего развития по негативному для правящих кругов сценарию. С этой целью
активизируются попытки использовать Турцию в качестве моста между Западом и
Востоком прежде всего за счет пропаганды так называемой турецкой модели, то
есть "успешной" социально-экономической модернизации по турецкому
образцу. При этом уверенность в ее успешности еще более усилилась в силу
сохраняющейся относительной стабильности турецкой государственно-политической
системы и отсутствия в Турции массовой активности, близкой по масштабам с
арабской. В силу этого западные страны на данном этапе, скорее, заинтересованы
в поддержании положительного облика Турции в арабском общественном мнении,
особенно в условиях катастрофического сокращения возможностей по осуществлению
контроля над политическими процессами в странах региона со стороны США, ЕС и их
младших партнеров в лице правящих элит арабских государств.
Таким образом, место Турции на современном этапе развития
ближневосточной мозаики формируется под влиянием противоречивых факторов.
Ключевое значение будут иметь тенденции развития социально-политической
обстановки в самой Турции. Факторы, которые привели к кризисным явлением в
арабских странах, во многом актуальны и для Турции, и в силу этого нельзя
исключать развития схожего социально- политического кризиса и в этой стране.
Другое дело, что в случае своего проявления он будет развиваться в
специфических турецких условиях и формах. Давид АРУТЮНЯН, «Голос Армении»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.