Analitika.at.ua. Турецкая газета Hurriyet со ссылкой на заявление
премьер-министра страны Реджепа Тайпа Эрдогана сообщила, что турецкое
правительство начало готовиться к проведению всеобщего референдума, по итогам
которого будет решена судьба турецкой Конституции. Этот тот самый сценарий
развития событий, которого правящая в Турции Партия справедливости и развития
(ПСР) пыталась во что бы то ни стало избежать. Ранее та же газета со ссылкой на
окружение Эрдогана сообщала о разработке турецким руководством "Дорожной
карты" преобразований. Она состояла из четырех этапов. На первом ПСР
планировала победить на парламентских выборах в 2011 году, набрав подавляющее
большинство мест в парламенте. Спустя год она должна была выступить с
инициативой внесения поправок в Конституцию, предусматривающих
"революционные изменения" в форме правления в Турции. И только затем
выступить с идеей в рамках новой конституционной системы провести общенародные
выборы президента страны, поскольку считается, что это "позволило бы
Турции развиваться быстрее".
Не получилось. Причины не столь очевидны. Как может
показаться на первый взгляд. Внешне сюжетная сторона развития событий выглядит
интригующей и очень загадочной. В начале 2007 года Анкара решилась более мощно
проявить себя на поле внешней политики. Причем главная инициатива была
проявлена на армянском направлении, когда в Швейцарии начались секретные
турецко-армянские переговоры. Однако случилось непредвиденное: в январе того же
года был убит главный редактор армяно-турецкой газеты "Акос" Грант
Динк, что вызвало широкий политический резонанс во всем мире. Вскоре на
страницах турецкой печати появились сообщения о деле "Эргенекон",
подпольной организации, в которую входили многие отставные турецкие военные и
ряд общественно-политических деятелей страны. Им инкриминировалась подготовка
свержения правительства ПСР путем военного переворота.
Для Турции, где сложилась устойчивая технология
осуществления подобных переворотов, это не было сенсацией. Армия с 1960 года
сумела сбросить четыре правительства. В последний раз в 1997 году она лишила
власти премьера Неджметтина Эрбакана. Но ранее за военными стояли, прежде
всего, западные спецслужбы, которые делали ставку на структуры "Эргенекон"
- "глубинное турецкое государство". Однако на сей раз всех удивляла
легкость, с которой власть - впервые в истории республиканской Турции -
проводила массовые аресты военных на столь высоком уровне. Похоже, что турецких
военных кто-то "сдал". Не случайно лидеры политической оппозиции
стали обвинять правящую партию в "поиске мифических заговорщиков с целью
решить свои специальные проблемы". Под такими проблемами подразумевается
инспирированные правительством поправки в Основной закон Турции. Это - реформирование
системы турецкого правосудия, в частности Конституционного суда и Высшего
совета судей и прокуроров, возможность возбуждения уголовных дел в отношении
военных гражданскими судебными инстанциями. Кроме того, предусматривается
передать полномочия по возбуждению дел о роспуске политических партий от
Апелляционного суда парламенту и некоторые другие преобразования.
При этом ПСР предполагала, что на волне антивоенного
политического и информационного психоза ей удастся при голосовании по поправкам
в парламенте получить абсолютное большинство - 367 голос, что позволяло
избежать референдума. Но после голосования по первому и второму чтению
выяснилось, что решить проблему теперь возможно только с помощью референдума.
Но это - только часть интриги. Суть другой в том, что один
из лидеров оппозиции, глава Народно-республиканской партии (НРП) Дениз Байкал
намерен обратиться в Конституционный суд, реорганизовать который собирается
правящая партия, для отмены предложенных поправок, так как, по его мнению,
"они нарушают принцип разделения ветвей власти". При этом отметим,
что партия Байкала имеет в парламенте 97 мест. Для обращения в Конституционный
суд ей необходимо заручиться поддержкой всего 110 парламентариев, что вполне
возможно. Шесть независимых депутатов и один представитель от Демократической
партии уже заявили о поддержке Байкала. Не исключено, что к этой коалиции
примкнут и шесть депутатов от Демократической левой партии. К тому же напомним,
что в 2008 году правящая партия уже чуть было не была запрещена Высшим судом за
ее "исламистскую деятельность". В этой связи известный турецкий
аналитик Кадри Гюрсель констатирует: "Турция прямо на глазах вступает в
один из сложнейших периодов своего политического развития".
В чем сложности? Дело в том, что хотя официальные представители
правящей партии заявляют, что на референдуме ПСР наберет около 60% голосов, это
не является ведущей доминантой общественного мнения в стране. Более того,
оппозиционные партии уверены, что независимо от итогов предстоящего
референдума, необходимо готовиться к досрочным парламентским выборам. Они
ожидаются осенью нынешнего года. Правда, премьер-министр Турции Эрдоган пока
опровергает возможность такого сценария. Тем не менее, заместитель главы Партии
националистического движения (ПНД) Болюкбашы уверен, что "Турцию досрочно
ввели в избирательный период".
Отметим главные особенности момента. Во-первых, ПСР,
нейтрализовав возможности военных совершить переворот, может напороться на их
контрудар через парламентскую оппозицию. Вариант такого развития событий
возможен в случае, если оппозиции удастся через Конституционный суд
нейтрализовать прошедшие через парламент поправки к Конституции, что усугубит
кризис всей правовой системы страны. К тому же и судебные власти Турции могут
поддержать действия оппозиции, поскольку они негативно относятся к
правительству Эрдогана.
Во-вторых, возможно формирование более широкого
оппозиционного движения. По данным турецких социологов, на предстоящем
референдуме ПСР может рассчитывать только на 40,6% голосов избирателей, Народно-республиканская
- 21,4% и Партия националистического действия - 14,6%. Это при том, что до сих
пор считалось, что экономика Турции за годы правления ПСР укрепилась, роль
страны на международной арене выросла, а социальная обстановка стабильна.
Факты показывают, что это не совсем так, особенно если
вспомнить, что на первомайскую манифестацию в Стамбуле профсоюзы вывели десятки
тысяч человек. При таком раскладе сил, даже победив на референдуме, ПСР может в
будущем утерять большинство в парламенте, и вынуждена будет формировать уже
коалиционное правительство.
Это, безусловно, заметно осложнит - если вообще не сорвет -
процесс проведения в жизнь конституционных поправок, что еще более начнет
раскручивать кризисный сценарий. Теперь главная задача для турецкого
политического касса заключается в том, чтобы найти такие способы преодолеть
серьезный раскол между властными структурами, которые успокоили бы
"политические нервы" главных игроков и чтобы они сохранили желание
реализовывать задуманное в правовом поле, без силового противостояния. В
противном случае на политической сцене Турции, как всегда, вновь возникнут
военные.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.