Главная » 2011»Декабрь»31 » Турция - заносчивая невеста, Израиль - единственный жених, а Армения - важнейший пазл в панно мира
Турция - заносчивая невеста, Израиль - единственный жених, а Армения - важнейший пазл в панно мира
20:01
Analitika.at.ua. "Геополитическая значимость Армении заключается не в
ее территориальных размерах, не в экономических возможностях страны, возможно,
отчасти - в военном потенциале. Однако, самое главное, армянское государство -
это некий пазл в общей мозаике региона, без которого это мозаичное панно может
рассыпаться, или же приобрести совершенно иные очертания и форму. Иными
словами, наличие жизнеспособной Армении исходит из интересов нескольких мировых
центров, у каждого из которых, самым парадоксальным образом, достаточно сложные
отношения друг с другом. В мире нет другой подобной страны, у которой были бы
одновременно такие блестящие политические, экономические и стратегические
военные отношения одновременно и с США, и с Ираном, и с Россией, и с
Евросоюзом". Об этом в интервью с корреспондентом ИА REGNUM заявил замдиректора
института Кавказа, политолог Сергей Минасян, комментируя последние
внешнеполитические процессы в регионе.
- Очень часто многие эксперты как в Армении, так и за рубежом
утверждают, что у армянского государства очень плохое и неудачное
географическое положение - страна как бы находится в тупике, тогда как вы
утверждаете обратное?
- Отчасти
это верно. Но с другой стороны, можно сказать, что у Армении осевое
геополитическое положение, и она, если не объединяет ряд государств, то
закрывает для них достаточно большие пространства. Следовательно, она является
ключом к нескольким соседствующим регионам. В частности, можем рассмотреть
достаточно глубокие и уникальные отношения Вашингтона и Еревана,
заинтересованность США по целому ряду факторов, начиная от наличия российской
военной базы на территории Армении, или же с рассмотрения определенными
американскими кругами Армении как некого противовеса дальнейшему усилению
Турции в регионе. Можно также указать на роль Армении в очень специфических
российско-грузинских отношениях, в которых Ереван уже неоднократно выступал в
роли моста и посредника между двумя странами. Думаю, что эта перспектива в
дальнейшем будет играть все большую роль. Наряду с этим, неоднократно
упоминалось о значении Армении в достаточно специфических отношениях Ирана с
Западом, в которых Ереван как бы является для Тегерана, скажем так, достаточно
эффективной отдушиной и окном во внешний мир.
- Каким образом отражается упомянутое вами осевое положение Армении на
проблеме урегулирования карабахского конфликта?
- Говоря о карабахском мирном урегулировании в этом
контексте, можем утверждать, что, в частности, основные прогнозы оправдались -
войны не было и не будет. Тот статус-кво, который установился в нашем регионе
за последние годы и который еще больше укрепился по результатам августовской
войны 2008 года, устраивает все внешние стороны, помимо, разумеется,
Азербайджана. Он устраивает даже Турцию, хотя она является политическим
союзником Азербайджана. Имею в виду, что в настоящее время статус-кво как бы
избавляет Анкару от головной боли. Парадоксально то, что Азербайджану не только
не удается изменить статус-кво, но и предпринимаемые им действия как бы
способствуют дальнейшему усилению позиций Нагорного Карабаха. Военная риторика
Баку, непреклонные заявления о том, что в вопросе Карабаха невозможны
компромиссы - "все, или ничего, а иначе, начнем войну" - приводит к
такой ситуации, когда Минская группа ОБСЕ реально занята фактическим
закреплением статуса-кво. Иными словами, в Минской группе сейчас обсуждаются не
какие-то аспекты переговорного процесса, а исключительно проблематика
возможного снижения напряжения на линии фронта, создания мер взаимного доверия
и так далее. Полагаю, что и в 2012 году в карабахском процессе следует ожидать
повторения сценария настоящего года. Немаловажным фактором станет то, что
начинается электоральный период - и в странах Минской группы, и в самой Армении
и в Карабахе, а скоро и в Азербайджане. То есть ближайшие 2-3 года станут неким
электоральным окном, и лишь очень глобальные форс-мажоры смогут изменить
параметры карабахского перемирия.
- На ваш взгляд, ожидаются ли подвижки в армяно-турецких
взаимоотношениях - после принятие парламентом Франции законопроекта о
криминализации отрицания Геноцида армян 1915 года в Османской империи?
- Пару месяцев назад был на организованной МИД Турции
конференции, которая предполагала обсуждение путей и степени развития
армяно-турецких взаимоотношений. Мероприятие произвело достаточно тягостное
впечатление, поскольку турецкая сторона выступала в дискурсе примерно конца
1990 и начала 2000 годов - как будто "футбольной дипломатии" и не
было вовсе. Прозвучали даже некие предложения, типа, а не мог бы президент
Армении Серж Саргсян сделать заявление, в котором он откажется от геноцида,
после чего стороны стали бы налаживать отношения. Это явное свидетельство
регресса турецких подходов. С другой стороны, мы знаем, что турецкая политика
имеет достаточно оригинальную конструкцию, которая в состоянии очень динамично
развиваться и допускает принятие политического решения, даже кардинально и на
180 градусов отличное от предыдущего, буквально в течение ночи.
Подобное может произойти также с ратификацией армяно-турецких
протоколов и открытием границ, если, конечно, возникнут стимулирующие процесс
внутренние или внешние причины. Поэтому та ситуация, а точнее, паранойя,
которая наблюдается в высказываниях и действиях первых лиц Турции в связи с
резолюцией Национального собрания Франции, она, в принципе, весьма обманчива.
Не исключено, что за все ту же одну ночь армяно-турецкие протоколы будут
разморожены, поскольку объективно интересы Армении и Турции в этом вопросе
очень тесно соприкасаются. Главным же стимулом для турецкой стороны является
то, что она будет надеяться подобным решением избавиться от дамоклова меча
проблематики геноцида, которую используют против Турции - не столько Армения,
сколько третьи страны. Анкара отлично осознает, что это будет продолжаться до бесконечности,
пока она не нормализует отношения с Ереваном. В свою очередь, также очевидно,
что и для Армении выгодно иметь нормальные отношения с соседом, поскольку это и
коммуникации, и другие аспекты.
- Как отмечают политологи, Франция принимала резолюцию по геноциду и
пошла на такое обострение с Турцией, исходя прежде всего из собственных
интересов. Некоторые эксперты полагают, что определенную роль в этом вопросе
сыграли предстоящие выборы, стремление Николя Саркози удержаться в
президентском кресле и потенциальный электорат полумиллионной армянской общины
во Франции. Ваша оценка развития событий?
- Увязки о том, что полмиллиона армян являются той
критической массой, которая сыграла свою решающую роль в принятии Национальным
собранием резолюции, преувеличены. Наиболее важным фактором является то, что
данная резолюция исходила из интересов не французских граждан армянского
происхождения, а миллионов французов, для которых антитурецкие и в общем, можно
сказать, исламофобские настроения являются превалирующими. Если что-то и было
из внутренних составляющих доминирующим, то именно этот фактор - настроения
среднестатистического француза играют свою роль, а не "могущественного и
страшного" армянского лобби и таких же армянских партий, действующих во
Франции. А помимо этого, конечно же, и внешнеполитические факторы подвигли
Париж на подобный шаг. Например, Франция переиграла и выбила эстафету у Турции
в Ливии, возможно она будет стремиться сделать то же самое в Сирии. В целом же,
сам фактор того, что Франция, будучи лидирующей страной в Евросоюзе, будет
использовать и данное обстоятельство в качестве некой дубинки в формате
ЕС-Турция представляется несомненным. Поэтому, скажем так, можем в очередной
раз засвидетельствовать, что проблема геноцида и сам армянский вопрос давно уже
стали инструментами большой глобальной политики, от которой Анкара никоим
образом не может спастись, кроме как нормализовав свои отношения с Арменией.
- А может ли принятое во французском парламенте решение стать стартом
для цепной реакции по всей Европе?
- Это во многом будет зависеть от того, как Турция станет
реагировать на продолжение этого процесса и увидим ли мы подвижки в
нормализации армяно-турецких отношений. Не забудем и про тот ужас восприятия
среднего француза, австрийца, итальянца, бельгийца и других от одной лишь
мысли, что Евросоюз будет завтра иметь границы с громадной Турцией -
обладательницей такой не толерантной внутренней и внешней политики. Это во
многом объяснит отношение Евросоюза к Турции, а также их возможные действия в
вопросе криминализации геноцида.
- В комиссии Кнессета по образованию, культуре и спорту прошли первые
слушания по вопросу признания армянского геноцида. Не свидетельствуют ли
некоторые факты, начиная с изначального переноса слушаний именно в эту комиссию
и растягивания по срокам и т.д., о попытке вступить в элементарный торг с
Турцией и получить дивиденды? Несмотря на резкое обострение израильско-турецких
отношений в последнее время, они все еще остаются стратегическими партнерами?
- Во-первых, следует учесть, что восприятие исключительности
холокоста в израильском обществе порождает некую долю ревности даже в случае с
геноцидом армян. С другой стороны, да, естественно, у Израиля стратегические
отношения с Турцией. И даже несмотря на то вызывающее поведение, которое
демонстрирует Анкара по отношению к Тель-Авиву, совершенно очевидно, что
реакция Израиля должна быть более мягкой и умеренной. По одной простой причине
- в настоящее время Турция для Израиля значит намного больше, чем Тель-Авив для
Анкары. В реальности есть еще Азербайджан, но это не столь существенный фактор,
как Турция. На этом фоне можно предположить, что Израиль до последнего момента
будет цепляться за Турцию, которая, в свою очередь, станет эксплуатировать
создавшуюся ситуацию. Иными словами, Анкара будет вести себя, словно заносчивая
невеста, делающая вид, что у нее есть намного больше предложений, чем от этого,
скажем так, от данного и единственного жениха. Подобное поведение обусловлено
тем, что Турция сейчас меньше зависит от Израиля в военно-технологическом
процессе, чем это было десять лет назад. Освобождает руки официальной Анкары и
то обстоятельство, что Турция также пытается играть роль лидирующей державы на
Ближнем Востоке, а для достоверной игры и для получения симпатий "арабской
улицы" только одно - насколько возможно остро и резко высказывать
антисемитские и антиизраильские настроения. Так и поступает турецкое
руководство, порой идя на грани фола в вопросе показного ухудшения отношений с
Израилем. Однако было бы наивно упускать из виду тот элементарный факт, что на
протяжении десятилетий турецкие военные являлись главными сторонниками
углубления отношений с Израилем.
- Иными словами, в вопросе признания геноцида неминуем процесс
затягивания - сначала заслушают в одной комиссии, потом последуют обсуждения во
второй, третьей и так далее?
- В любом случае, то, что происходит сейчас в Кнессете,
является огромным прорывом по сравнению с предыдущими годами. Ведь обсуждения в
Кнессете - это достаточно яркий и серьезный сигнал для евреев, которые живут не
только в самом Израиле, но и по другую сторону Атлантики. Для еврейского лобби
США совершенно ясно, что обсуждения в Кнессете совершенно четко скажутся в
дальнейшем на слушаниях, скажем так, в Конгрессе и так далее. То есть, этот фактор
для Турции представляет намного более серьезную угрозу, чем даже принятие
геноцида Кнессетом. Валерий Гаспарян
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.