Главная » 2010»Июнь»27 » Турцию признали главным источником дестабилизации в регионе
Турцию признали главным источником дестабилизации в регионе
00:08
Analitika.at.ua. В Израиле резкий поворот в турецкой политике воспринимают
с большой озабоченностью, особенно в свете того факта, что в сентябре Турция
станет дежурным председателем Совета Безопасности ООН.
А на сайте Kurdistan.Ru 26 июня размещена статья ведущего
научного сотрудника Центра международной безопасности Института мировой
экономики и международных отношений РАН, кандидата исторических наук Станислава
Михайловича Иванова, посвященная внешней политике Турции на современном этапе,
которая разъясняет многие вопросы в более широком контексте.
В статье говорится, что "в последнее время турецкие
власти в своем стремлении любой ценой упрочить свои позиции внутри страны и за
рубежом предприняли ряд весьма важных и далеко неоднозначных внешнеполитических
шагов, которые заметно дестабилизировали общую обстановку на Ближнем и Среднем
Востоке.
Этапным событием во внешнеполитической деятельности Анкары
стала тщательно спланированная провокация по силовому прорыву морской блокады
сектора Газа…
Исходя из предварительных оценок и результатов акции, можно
предположить, что весь этот спектакль был тщательно продуман и спланирован не
без участия турецких властей.
О какой-либо спонтанности и самостоятельности действий
организаторов провокации говорить не приходится, так как общеизвестна жесткость
действий турецкого руководства по отношению к правозащитникам, пытающимся
привлечь внимание к нерешенной курдской проблеме в целом и сохраняющемуся
нарушению основных прав и свобод курдского меньшинства в Турции.
Мало чем отличаются действия турецких властей по силовому
противодействию запрещенной в стране и признанной террористической Рабочей
партии Курдистана от последних действий израильских военных. На территории
Турции и в прилегающих районах Северного Ирака в результате регулярных налетов
турецкой авиации и применения артиллерии гибнут не только курдские боевики, но
и мирные жители по обеим сторонам турецко-иракской границы.
Вступление Турции в открытое противостояние с Израилем
является лишь одним из важных внешнеполитических шагов Анкары за последнее
время.
Похоже на то, что объявленный ранее турецким руководством
курс на "ноль проблем с соседями" как важная часть неооттоманской
политики, провозглашенной еще в 2002 году после прихода к власти в стране
умеренной исламистской Партии справедливости и развития (ПСР), вновь отложен на
неопределенное время.
Так, оказались замороженными ранее достигнутые двусторонние
соглашения о нормализации отношений Турции с Арменией. В противовес этому были
активизированы политические и военные связи Турции с Азербайджаном (подготовка
азербайджанских военных и полицейских, новые поставки Баку вооружений и т.п.).
Военная помощь одной из сторон замороженного военного
конфликта может также рассматриваться как провокационная акция, направленная на
дестабилизацию военно-политической обстановки в зоне Нагорно-Карабахского
конфликта.
Не без одобрения Анкары практически был сорван процесс
дальнейшего урегулирования греко-турецкого конфликта на Кипре.
Не получив каких-либо шансов на скорое вступление в ЕС,
Турция предприняла энергичные усилия по дальнейшему развитию политических,
торгово-экономических и других отношений с сопредельными государствами
(Россией, Ираном и Сирией). Как полагают турецкие власти, конфронтация с
Израилем и сближение с Ираном (Турция не только подписала Соглашение по обмену
ураном с Ираном и Бразилией, но и проголосовала против принятия новых санкций
СБ ООН в отношении Ирана) будут способствовать упрочению авторитета Турции в
набирающем силу исламском мире.
Анкару явно не устраивает положение периферийного члена НАТО
и неустойчивые партнерские отношения с США, которые, несмотря на настойчивые
просьбы Анкары, все же признали факт геноцида армян в Турции в 1916 году.
Налицо стремление Турции не только закрепить свое положение
ведущей региональной державы, но и восстановить, уже в новых исторических
условиях, исторические и культурные ценности и достижения Оттоманской империи:
вернуться в Центральную Азию, на Балканы, на Ближний и Средний Восток, в
Закавказье".
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.