Главная » 2010 » Май » 24 » Турецкий эксперт: Карс утратил свою традиционную функцию ключа к Транскавказу
Турецкий эксперт: Карс утратил свою традиционную функцию ключа к Транскавказу
14:49
Analitika.at.ua. Интервью старшего аналитика по внешней политике
департамента фонда исследований экономической политики Турции (TEPAV), доктора
Бурчу Гюльтекин Пунсманн (Burcu Gultekin-Punsmann) ИА АрмИнфо.
Считаете ли вы, что осталась какая-то перспектива для достижения
прогресса в процессе нормализации отношений между Турцией и Арменией, принимая
во внимание недавнее развитие ситуаций?
Если будет потеряно окно возможности и процесс прервется,
долгие годы перспектива установить нормальные межгосударственные отношения
между Турцией и Арменией может больше не предоставляться. Такое прерывание
процесса может отбросить развитие региона назад, намного дальше, чем даже перед
началом переговоров. Степень разочарования и утраты иллюзий будут соразмерны
интенсивности надежды, произведенной визитами президентов и волнительной
церемонией подписания в Цюрихе.
Инициатива двух президентов дала дополнительную возможность
гражданскому обществу Турции и Армении и бизнес сообществу, стремящихся
расширить взаимодействие между двумя странами, начать отношения на законном
основании.
В Армении главная мотивация выходит за рамки просто
исключительной экономической выгоды – важную роль для Армении играет установить
контакт с Турцией и иметь возможность пересекать границу. Турки, проживающие
вдоль границы, также заинтересованы обрести своих соседей, и будет неправильно
принимать за веру то, что на уровне низов есть сильная оппозиция в Турции делу
нормализации отношений и открытию границы с Арменией. «Тоже любопытство и
стремление заново для себя открыть армянского соседа есть и во многих городах
Анатолии. Вопрос нормализации турецко-армянских отношений в действительности
очень популярная тема в Турции. Это не просто вопрос на национальном уровне.
Главным препятствием к достижению прогресса по процессу считается
карабахский конфликт, поскольку Анкара постоянно увязывает процесс с этой
проблемой. В чем возможно достижение консенсуса? Имеются ли предпосылки к
снятию Анкарой этого вопроса, и нормализации отношений с Арменией без предусловий?
Да, это ошибка. Хотя были предприняты серьезные усилия для
разъединения этих двух вопросов. Процесс нормализации турецко-армянских
отношений и разрешение карабахского конфликта не может быть взаимосвязанным.
Никто из представителей Минской группы ОБСЕ не готов принять изменение в
формате переговоров. Невзирая на шесть встреч, проведенных в 2009 году, Армения
и Азербайджан смогли лишь достигнуть договоренности в формулировке преамбулы
обновленной версии мадридский принципов.
Нормализация турецко-армянских отношений имеет потенциал для
установления новой динамики в урегулировании карабахского конфликта, который
является наиболее трудным конфликтом, сильно препятствующий развитию широкого
сотрудничества в регионе. На данном этапе, приостановление двусторонних
турецко-армянских отношений отвлечет внимание международного сообщества,
сфокусированного на регионе, и сократит шансы достигнуть в обозримом будущем
соглашения по нагорно-карабахскому конфликту.
Что вы думаете по поводу решения президента Армении приостановить
процесс ратификации армяно-турецких протоколов в парламенте страны? Как может
эта мера отразится на процесс в целом?
Обмен корреспонденциями между президентом Турции Абдуллой
Гюлем и президентом Армении Сержем Саргсяном 7-11 февраля подтверждает
приверженность обеих сторон первичным положениям Протоколов и подчеркивает
наличие общей политической воли для завершения совместно инициированного
процесса. Главы Турции и Армении подчеркивали необходимость отвечать за свои
слова и подкреплять слова делами, а также соблюдать взаимные обязательства и
договоренности, демонстрировать политическую храбрость и видение ситуации.
Личная вовлеченность президентов обеих стран, надеюсь,
позволит поставить вопрос нормализации двусторонних отношений выше вопросов,
связанных с внутренней политикой. Есть насущная потребность поддержать процесс
принятия политического решения практическими и символическими мерами, что, в
свою очередь, будет способствовать моральной подготовке в деле открытия
границы.
Была публикация в турецкой прессе, согласно которой, Турция удержала
Азербайджан от развязывания новой войны в Карабахе в прошлом году. Насколько,
вы считаете, эта информация достоверна? Каким на ваш взгляд может быть будущее
развитие и разрешение конфликта? Какую роль может Турция сыграть здесь?
Анкара не подтверждала и не отрицала заявления, муссируемое
в СМИ о том, что разведывательное агентство Турции предотвратило военную
операцию Азербайджана в регионах вокруг Нагорного Карабаха до непосредственно
исторического подписания протоколов между Турцией и Арменией в прошлом году.
Национальная разведывательная организация, или MIT, не делала никаких заявлений
относительно этих голословных утверждений, которые впервые были опубликованы в
одной из самых влиятельных оппозиционных газет Азербайджана «Ени Мусават». Тем
не менее, я позволю выразить сомнение тем, что президент Азербайджана Ильхам
Алиев мог всерьез рассматривать такое рискованное предприятие. Не могу
представить результат новый войны между Арменией и Азербайджаном в Карабахе.
Худшее в такой ситуации всегда – это недооценить врага. Все, что я знаю – это
то, что эта война обернется катастрофой для всего региона. Вне сомнения,
Азербайджан является страной, получившей большую выгоду от установления
стабильности в регионе Южного Кавказа во второй половине 90-х годов. С
возобновлением войны инвестиционные энергетические проекты за ночь закроются. В
этой войне не будет победителя.
Рационально ли предложение Турции быть вовлеченным в
нагорно-карабахский процесс, учитывая ее пристрастную позицию кренящуюся в
сторону Азербайджана, что, разумеется, не предполагает, что решение
карабахского конфликта получит справедливое решение?
Турция уже является постоянным членом Минской группы ОБСЕ и
помогает ее работе. Однако неудовлетворительные турецко-армянские отношения
препятствуют Турции в перспективе занять активную посредническую позицию в
карабахском конфликте. У Турции небольшой шанс повысить свои характеристики с
тем, чтобы быть вовлеченной в работу МГ ОБСЕ без или до установления дипломатических
отношений с Арменией.
Как вы оцениваете встречу на высшем уровне в Анкаре между лидерами
России и Турции? Какой результат она имеет для будущего региона?
Турция и Россия предпринимают усилия, направленные на
повышение потенциала перевозок через Черное море между двумя странами. Стороны
планируют строительство центра логистики в Краснодаре, размещенное в 1,5
тысячах километров к югу Москвы и недалеко от портов на Черном море в
Новороссийске, Темрюке, Тамани, Кавказе, Геленджике и Туапсе. Турция,
стремящаяся экспортировать в Россию и другие страны на Черном море и в регионе
Южного Кавказа наиболее активно, начала изучать возможности для осуществления
своих планов еще в 2008 году. Ожидается, что центр будет ключевым основанием,
доступным для всех стран бассейна Черного моря. Около 98% груза из России в
Турцию осуществляется в порты Черного моря посредством железной дороги.
Строятся планы по созданию безостановочной паромной переправы между портами
Кавказа и Самсуна, которые будут перевозить железнодорожные вагоны из России в
Турцию с вагонами, переправленными в Самсун до того, как продолжать по железной
дороге в Средиземноморский порт Мерсин.
Россия и Турция связаны Черным морем, тогда как Кавказ стал
барьером между ними. Ситуация возникшая от конфликтов на Южном Кавказе в
действительности наименее благоприятная с турецкой и российской перспективы.
Коммуникационные связи через Кавказ разъединены. Основная часть инфраструктуры,
связывающей Кавказ с Восточной Анатолией и турецким регионом Черного моря –
ценное наследие времен российской империи и оно не функционально. Карс утратил
свою традиционную функцию ключа к Транскавказу.
Кавказ же имеет потенциал стать дорожным мостом между
Турцией и Россией. Очень губительным оказалось то, что регион может быть
воспринят в качестве буферной зоны. Грузия, Армения, Азербайджан могут
оказаться в самом сердце экономически привлекательного региона, протянувшегося
до юга России – Ростова и Краснодарских краев с одной стороны, и Восточной
Турции – Восточной Анатолии и восточных черноморских регионов - с другой.
В повестке израильского Кнессета вопроса Геноцида армян ожидает своего
решения. Что данная инициатива означает для Турции, для двусторонних отношений?
Инициатива по проекту резолюции о Геноциде армян в Кнессете
Израиля возникла в результате ухудшения турецко-израильских отношений.
Существует небольшой шанс, что выдвинутая лидером левосторонней партии «Мерец»
инициатива получит какое-нибудь развитие. Однако, если она все же получит
поддержку в израильском парламенте, очевидно, что это не будет способствовать
улучшению двусторонних связей. Турция разрабатывает проактивную позицию на
Ближнем Востоке с прошлого года и стала новым игроком в регионе. Это может дать
Турции потенциал для внесения своего вклада в послаблении напряжения в регионе,
пока двусторонние отношения с Израилем могут быть сохранены
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.