Среда, 24.04.2024, 06:16
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2010 » Май » 24 » Турецкий эксперт: Карс утратил свою традиционную функцию ключа к Транскавказу
Турецкий эксперт: Карс утратил свою традиционную функцию ключа к Транскавказу
14:49

Analitika.at.ua. Интервью старшего аналитика по внешней политике департамента фонда исследований экономической политики Турции (TEPAV), доктора Бурчу Гюльтекин Пунсманн (Burcu Gultekin-Punsmann) ИА АрмИнфо.

 

Считаете ли вы, что осталась какая-то перспектива для достижения прогресса в процессе нормализации отношений между Турцией и Арменией, принимая во внимание недавнее развитие ситуаций?

 

Если будет потеряно окно возможности и процесс прервется, долгие годы перспектива установить нормальные межгосударственные отношения между Турцией и Арменией может больше не предоставляться. Такое прерывание процесса может отбросить развитие региона назад, намного дальше, чем даже перед началом переговоров. Степень разочарования и утраты иллюзий будут соразмерны интенсивности надежды, произведенной визитами президентов и волнительной церемонией подписания в Цюрихе.

 

Инициатива двух президентов дала дополнительную возможность гражданскому обществу Турции и Армении и бизнес сообществу, стремящихся расширить взаимодействие между двумя странами, начать отношения на законном основании.

 

В Армении главная мотивация выходит за рамки просто исключительной экономической выгоды – важную роль для Армении играет установить контакт с Турцией и иметь возможность пересекать границу. Турки, проживающие вдоль границы, также заинтересованы обрести своих соседей, и будет неправильно принимать за веру то, что на уровне низов есть сильная оппозиция в Турции делу нормализации отношений и открытию границы с Арменией. «Тоже любопытство и стремление заново для себя открыть армянского соседа есть и во многих городах Анатолии. Вопрос нормализации турецко-армянских отношений в действительности очень популярная тема в Турции. Это не просто вопрос на национальном уровне.

 

Главным препятствием к достижению прогресса по процессу считается карабахский конфликт, поскольку Анкара постоянно увязывает процесс с этой проблемой. В чем возможно достижение консенсуса? Имеются ли предпосылки к снятию Анкарой этого вопроса, и нормализации отношений с Арменией без предусловий?

 

Да, это ошибка. Хотя были предприняты серьезные усилия для разъединения этих двух вопросов. Процесс нормализации турецко-армянских отношений и разрешение карабахского конфликта не может быть взаимосвязанным. Никто из представителей Минской группы ОБСЕ не готов принять изменение в формате переговоров. Невзирая на шесть встреч, проведенных в 2009 году, Армения и Азербайджан смогли лишь достигнуть договоренности в формулировке преамбулы обновленной версии мадридский принципов.

 

Нормализация турецко-армянских отношений имеет потенциал для установления новой динамики в урегулировании карабахского конфликта, который является наиболее трудным конфликтом, сильно препятствующий развитию широкого сотрудничества в регионе. На данном этапе, приостановление двусторонних турецко-армянских отношений отвлечет внимание международного сообщества, сфокусированного на регионе, и сократит шансы достигнуть в обозримом будущем соглашения по нагорно-карабахскому конфликту.

 

Что вы думаете по поводу решения президента Армении приостановить процесс ратификации армяно-турецких протоколов в парламенте страны? Как может эта мера отразится на процесс в целом?

 

Обмен корреспонденциями между президентом Турции Абдуллой Гюлем и президентом Армении Сержем Саргсяном 7-11 февраля подтверждает приверженность обеих сторон первичным положениям Протоколов и подчеркивает наличие общей политической воли для завершения совместно инициированного процесса. Главы Турции и Армении подчеркивали необходимость отвечать за свои слова и подкреплять слова делами, а также соблюдать взаимные обязательства и договоренности, демонстрировать политическую храбрость и видение ситуации.

 

Личная вовлеченность президентов обеих стран, надеюсь, позволит поставить вопрос нормализации двусторонних отношений выше вопросов, связанных с внутренней политикой. Есть насущная потребность поддержать процесс принятия политического решения практическими и символическими мерами, что, в свою очередь, будет способствовать моральной подготовке в деле открытия границы.

 

Была публикация в турецкой прессе, согласно которой, Турция удержала Азербайджан от развязывания новой войны в Карабахе в прошлом году. Насколько, вы считаете, эта информация достоверна? Каким на ваш взгляд может быть будущее развитие и разрешение конфликта? Какую роль может Турция сыграть здесь?

 

Анкара не подтверждала и не отрицала заявления, муссируемое в СМИ о том, что разведывательное агентство Турции предотвратило военную операцию Азербайджана в регионах вокруг Нагорного Карабаха до непосредственно исторического подписания протоколов между Турцией и Арменией в прошлом году. Национальная разведывательная организация, или MIT, не делала никаких заявлений относительно этих голословных утверждений, которые впервые были опубликованы в одной из самых влиятельных оппозиционных газет Азербайджана «Ени Мусават». Тем не менее, я позволю выразить сомнение тем, что президент Азербайджана Ильхам Алиев мог всерьез рассматривать такое рискованное предприятие. Не могу представить результат новый войны между Арменией и Азербайджаном в Карабахе. Худшее в такой ситуации всегда – это недооценить врага. Все, что я знаю – это то, что эта война обернется катастрофой для всего региона. Вне сомнения, Азербайджан является страной, получившей большую выгоду от установления стабильности в регионе Южного Кавказа во второй половине 90-х годов. С возобновлением войны инвестиционные энергетические проекты за ночь закроются. В этой войне не будет победителя.

 

Рационально ли предложение Турции быть вовлеченным в нагорно-карабахский процесс, учитывая ее пристрастную позицию кренящуюся в сторону Азербайджана, что, разумеется, не предполагает, что решение карабахского конфликта получит справедливое решение?

 

Турция уже является постоянным членом Минской группы ОБСЕ и помогает ее работе. Однако неудовлетворительные турецко-армянские отношения препятствуют Турции в перспективе занять активную посредническую позицию в карабахском конфликте. У Турции небольшой шанс повысить свои характеристики с тем, чтобы быть вовлеченной в работу МГ ОБСЕ без или до установления дипломатических отношений с Арменией.

 

Как вы оцениваете встречу на высшем уровне в Анкаре между лидерами России и Турции? Какой результат она имеет для будущего региона?

 

Турция и Россия предпринимают усилия, направленные на повышение потенциала перевозок через Черное море между двумя странами. Стороны планируют строительство центра логистики в Краснодаре, размещенное в 1,5 тысячах километров к югу Москвы и недалеко от портов на Черном море в Новороссийске, Темрюке, Тамани, Кавказе, Геленджике и Туапсе. Турция, стремящаяся экспортировать в Россию и другие страны на Черном море и в регионе Южного Кавказа наиболее активно, начала изучать возможности для осуществления своих планов еще в 2008 году. Ожидается, что центр будет ключевым основанием, доступным для всех стран бассейна Черного моря. Около 98% груза из России в Турцию осуществляется в порты Черного моря посредством железной дороги. Строятся планы по созданию безостановочной паромной переправы между портами Кавказа и Самсуна, которые будут перевозить железнодорожные вагоны из России в Турцию с вагонами, переправленными в Самсун до того, как продолжать по железной дороге в Средиземноморский порт Мерсин.

 

Россия и Турция связаны Черным морем, тогда как Кавказ стал барьером между ними. Ситуация возникшая от конфликтов на Южном Кавказе в действительности наименее благоприятная с турецкой и российской перспективы. Коммуникационные связи через Кавказ разъединены. Основная часть инфраструктуры, связывающей Кавказ с Восточной Анатолией и турецким регионом Черного моря – ценное наследие времен российской империи и оно не функционально. Карс утратил свою традиционную функцию ключа к Транскавказу.

 

Кавказ же имеет потенциал стать дорожным мостом между Турцией и Россией. Очень губительным оказалось то, что регион может быть воспринят в качестве буферной зоны. Грузия, Армения, Азербайджан могут оказаться в самом сердце экономически привлекательного региона, протянувшегося до юга России – Ростова и Краснодарских краев с одной стороны, и Восточной Турции – Восточной Анатолии и восточных черноморских регионов - с другой.

 

В повестке израильского Кнессета вопроса Геноцида армян ожидает своего решения. Что данная инициатива означает для Турции, для двусторонних отношений?

 

Инициатива по проекту резолюции о Геноциде армян в Кнессете Израиля возникла в результате ухудшения турецко-израильских отношений. Существует небольшой шанс, что выдвинутая лидером левосторонней партии «Мерец» инициатива получит какое-нибудь развитие. Однако, если она все же получит поддержку в израильском парламенте, очевидно, что это не будет способствовать улучшению двусторонних связей. Турция разрабатывает проактивную позицию на Ближнем Востоке с прошлого года и стала новым игроком в регионе. Это может дать Турции потенциал для внесения своего вклада в послаблении напряжения в регионе, пока двусторонние отношения с Израилем могут быть сохранены

 

Оксана Мусаелян

Источник: АрмИнфо

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 580
Календарь новостей
«  Май 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru