Главная » 2010»Апрель»15 » Турецкий фактор – принципиальный вопрос для карабахского урегулирования
Турецкий фактор – принципиальный вопрос для карабахского урегулирования
14:25
Analitika.at.ua. Эксклюзивное интервью заведующего отделом проблем
межнациональных отношений Института политического и военного анализа РФ Сергея
Маркедонова агентству «Новости-Армения».
- Сергей Мирославович, как вы в целомможете оценить ситуацию, сложившуюся сегодня вокруг процесса
карабахского урегулирования?
С.Маркедонов – Двенадцатого мая исполнится 16 лет с того
момента, как было заключено соглашение о бессрочном прекращении огня. Все идеи,
которые могли быть высказаны, – уже высказаны. И, с одной стороны, за прошедшие
годыурегулирования вроде бы ничего
нового нет. Переговорный процесс по Карабаху идет ни шатко – ни валко, каких-то
особых достижений и кардинальных изменений не наблюдается.
Но это только на первый взгляд. Если говорить конкретно о
сегодняшней ситуации, то, я думаю, принципиально важный вопрос для карабахского
урегулирования – это турецкий фактор. Начиная с прошлого года, пошел активный
процесс армяно-турецкой нормализации. И хотя и американские, и российский
дипломаты каждый день говорят, что это два параллельных процесса, которые не
пересекаются, на самом деле, взаимное влияние большое. Происходит невольный
сравнительный анализ: как на одном фронте дела идут, а как на другом. Какой-то
из этих процессов находится в состоянии спячки, а какой-то неожиданно
просыпается.
Только что в Вашингтоне состоялся ядерный саммит (12-13
апреля), и мы видим, как активизировался процесс армяно-турецкого примирения.
На саммит была приглашена Армения, у которой нет ядерного оружия, но не был
приглашен Азербайджан (у которого его тоже нет). Т. е. видна попытка побыстрее
«протолкнуть» процесс армяно-турецкого примирения, сделать важные шаги –
например, ускорить ратификацию армяно-турецких протоколов, надавить на Армению
и Турцию.
Азербайджан этому активно сопротивляется, и это тоже фактор
существенный.
Обратите внимание на недавнюю лекцию президента Азербайджана
Ильхама Алиева в МИДе Эстонии, где он сделал экскурсы в историю и стал
говорить, что и Ереван – это азербайджанский город. Это неспроста. Алиев –
рациональный человек, и он понимает, что, мешая армяно-турецкому примирению,
можно удержать выгодный для Азербайджана расклад. Таким образом, фактор Турции
имеет сильное влияние на карабахский процесс. Происходит привязка – мы вам тут
уступку, а вы нам здесь.
Второй момент, пожалуй, не менее важный, – это уже
предметный торг. Я имею в виду обновленные мадридские принципы, опубликованные
в июле прошлого года на сайте американской администрации. И подписали этот документ
уже не три сопредседателя Минской группы, а три президента
стран-сопредседателей – Франции, США и России, что повышает его статус.
Документ, на первый взгляд, кажется «сырым», но это некий
абрис того спектра торга, который может быть. Три вопроса, вокруг которых идут
переговоры, – это статус Карабаха, оккупированные территории и беженцы.
Как будет определяться статус Карабаха? Статус решается
волеизъявлением. Стоит вопрос, кто будет в нем участвовать. И вопрос – как и
кого будут считать. То ли армян, проживающих там, то ли предполагается
возвращение беженцев. А в таком случае, каким оно будет?
Вопрос насчет районов – все районы, кроме Лачинского,
который должен связывать Карабах и Армению, возвращаются Азербайджану. Вопрос о
возвращении беженцев, и кто потом будет обеспечивать миротворческие механизмы.
Очевидно, что беженцы начнут возвращаться, и не факт, что это будут только
старики и дети, возможны и вооруженные люди, и какая-то месть…. Вот тот круг
проблем, которые обозначают мадридские принципы. В публичной сфере это все
проговаривается, а вне публичной – идет закулисный торг.
Обновление мадридских принципов показывает, что обе стороны
будут делать уступки, и это важно. Ни Азербайджан не вернется к тому, что было
в 1988 или даже в 1991 году, ни армянская сторона не сохранит в полном объеме
то, что было в мае 1994-го. Т. е. придется «делиться». И вопрос в том – кто,
чем и как. «Торг» идет под большим влиянием нормализации отношений между
Ереваном и Анкарой.
- Считаете ли вы вероятным возобновление военных действий в зоне
конфликта?
С.Маркедонов – Я не думаю. Не потому что я так верю в
миролюбие президентов, просто я оцениваю это с прагматической точки зрения.
Армянам военные действие не нужны. Они на сегодняшний момент выиграли, у них в
чем-то преимущественные позиции. Что касается Азербайджана, то азербайджанцы
понимают прекрасно, их страна – это не Грузия. В том смысле, что здесь
однозначной симпатии Запада, России и Ирана не будет. А произойдет внутренний раскол
и на Западе, и в Иране, и в России по поводу того, поддерживать Азербайджан или
нет. Следовательно, информационно войну Азербайджану не выиграть.
А современная война – это в значительной степени война
информационная, виртуальная. Это не хорваты, которые изображались в качестве
«демократических освободителей Краины от сербов – коммунистов». Это не
«демократические грузины, которые выгоняют российских марионеток из Абхазии и
Южной Осетии». Этого не будет. Армянское лобби минимизирует информационные издержки
и покажет Азербайджан, если тот начнет военные действия, агрессивной стороной.
Второй момент: Карабах – это не открытая Южная Осетия и не
сербская окраина, это 193 км
укрепленной линии фронта. Там есть угроза затянуть войну до позиционной. А Азербайджан
может иметь успех только в случае блицкрига: быстрый захват Степанакерта, и
флаг Азербайджана ставится на границе с Арменией. Я не вижу, что такой блицкриг
возможен. А без него – позиционная война, трупы – все это снижает внутренний
рейтинг Алиева.
Мы знаем, что на Востоке поражения не прощают и проигравших
не любят. Там любят только победителей. Хотя Азербайджан – это Восток,
стремящийся в Европу, но все-таки Восток. Поэтому, честно говоря, я не вижу,
что тут могут быть прямые военные действия. Провокации какие-то, обстрелы, но
они, увы, и так проходят регулярно.
- Вы можете сказать, что Россия является основным посредником в процесс
урегулирования?
С.Маркедонов – Она является одним из посредников. После
пятидневной войны стало очевидно, что Россия не ограничивается форматом Минской
группы. Есть формат встреч трех президентов – прошла уже не одна такая встреча,
– на которых был подписан ряд документов, в частности Майндорфская декларация,
которая внесла некоторое успокоение после пятидневной войны.
Ведь многие задавались вопросом, будет ли повторение в
Карабахе. И инициатива исходила от России, т. е. имеется свой формат. Но я бы
не сказал, что Россия единственный посредник, США тоже достаточно активны. И
«подстегивание» армяно-турецкой нормализации, в которой решающая роль
принадлежит США, показывает, что это фактор не последний.
Другой вопрос, что и Россия, и США имеют в Карабахе много
общих точек. В принципе, и те и другие готовы к сохранению статус-кво, без
каких-то «резких телодвижений». И те и другие предпочитают ситуацию закулисного
торга, в чем российские дипломаты чувствуют себя достаточно уверенно.
- Как, по вашей оценке, в России относятся к возможности налаживания
армяно-турецких отношений?
С.Маркедонов – Нормализация армяно-турецких отношений
находится в начале пути. И этот путь по линейке нарисован не будет. Любой
мирный процесс имеет какие-то подводные камни. Официально к налаживанию
армяно-турецких отношений в России относятся положительно. Многие СМИ писали,
что определенную посредническую, позитивную роль в том, что два протокола были
подписаны в Цюрихе, сыграл Сергей Лавров, т. е. российская дипломатия.
Но элементы опасения
здесь, безусловно, есть. Потому что открытие армяно-турецкой границы делает
политику Армении более сложной. Она и так непростая – так называемая «политика
комплементаризма». Армения «без шума и пыли» сотрудничает с НАТО, имеет свои
отношения с Грузией и с Ираном. Поэтому открытие армяно-турецкой границы
приведет, во-первых, к проникновению в страну турецкого бизнеса. Другой вопрос,
что турецкий бизнес – не такой, как российский, который, в основном, крупный,
олигархический, «привластный». Он, наоборот, в основном, мелкий и средний.
Во-вторых, встанет вопрос о российской базе, ведь граница-то
будет открыта…. На экспертном уровне эти вопросы проговариваются, в целом
негативного восприятия я не вижу. Процесс нормализации оценивается позитивно,
есть понимание того, что быстро он происходить не будет, пройдет определенная
фаза имитации.
- Считаете ли вы возможным открытие границы между Арменией и Турцией
уже в 2010 году?
С.Маркедонов –Я вообще не сторонник таких прогнозов. Почему
вдруг она откроется? Пока еще нет процесса ратификации. Вот когда ратификация
состоится, тогда мы с вами будем делать прогнозы.
- Какой вам видится роль Ирана в процессе решения карабахского
конфликта?
С.Маркедонов – Персы люди не публичные, там существуют
давние традиции закулисной дипломатии. Но по последнему визиту министра
иностранных дел Манучехра Моттаки в Ереван можно сказать, что у Ирана есть
определенные опасения по поводу реализации мадридских принципов. Это можно
сказать не по открытым источникам, а вычитать между строк.
Иран крайне болезненно относится к любому международному
присутствию в зонах, которые являются сферой его интересов, будь то Центральная
Азия, Афганистан, Кавказ или зона Персидского залива. И приход международных
миротворцев рассматривается Ираном не слишком благожелательно. Поэтому Тегеран
говорит о готовности предоставить свои, возможно, альтернативные предложения по
карабахскому урегулированию.
Иран – это та страна, которая не столько любит объявлять,
сколько делать. Это интересная страна с точки зрения внешней политики. Здесь
очень часто такая вроде бы идеологическая замкнутость и исламистская направленность
не находят своего отражения. И в Афганистане, и в Центральной Азии, и на
Кавказе Иран проводит прагматическую политику, которая гораздо важнее для него,
чем идеологические вещи. Например, Иран участвует в восстановлении Афганистана.
Казалось бы, он должен идти против Запада, а это, наоборот, стало точкой
соприкосновения.
Азербайджан – страна во многом исламская, шиитская. По
политическому характеру она, конечно, светская, но там живут мусульмане. А Иран
в большей степени сотрудничает с христианской Арменией, потому что так велят
ему национальные интересы. Говорить о том, что иранская внешняя политика
абсолютно идеологизирована – неправильно. Там много прагматических элементов. Я
думаю, что Иран будет держаться прагматически и в карабахском урегулировании.
И, скорее, главный фактор здесь – сколько будет международных миротворцев,
насколько они будут активны, будет ли это некий возможный плацдарм против
Ирана. Вот круг вопросов, которые будут волновать Тегеран. И от того, как эти
проблемы будут решаться, будет зависеть его позиция.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.