Analitika.at.ua. Ситуация, которая сложилась в последние месяцы вокруг
карабахской проблемы, очень напоминает обстановку пятилетней давности, когда
Азербайджан прилагал усилия по переносу вопроса урегулирования из формата
Минской группы ОБСЕ в иные политические пространства - ООН или Совет Европы. В
настоящее время эти усилия проявляются в форме эскалации напряженности на линии
соприкосновения, все более частых нарушений режима прекращения огня, убийств
военных и гражданских лиц и... последующих заявлений азербайджанских властей на
предмет неспособности Минской группы контролировать ситуацию. В течение только
последних недель практически все высокопоставленные чины соседней республики,
начиная с президента, отметились громкой критикой в адрес этой структуры.
Совершенно очевидно, что напряженность на границе изначально направлялась на
"заготовку" необходимого фактурного материала для
"обоснованности" осуждающих заявлений. Все эти события – звенья
единого цикла.
АЗЕРБАЙДЖАН ОЧЕНЬ РАССЧИТЫВАЕТ НА ЕВРОПЕЙСКИЕ СТРУКТУРЫ,
позиция которых отличается от подходов тех же сопредседателей несравнимо
большей пристрастностью и меньшей деликатностью. В сравнении с
"общеевропейским взглядом" на проблему Нагорного Карабаха политика
Минской группы ОБСЕ представляется даже сбалансированной. По крайней мере сами
посредники пытаются создать такую иллюзию. В европейском же направлении
отсутствует даже намек на иллюзию равновесия.
В начале мая 2005 года ПАСЕ приняла решение о создании
временной комиссии по Нагорному Карабаху, в состав которой вошли тогда
представители шести стран - Франции, Германии, России, Италии, Швеции и Турции,
а также председатели комитетов ПАСЕ. Возглавил структуру бывший глава этой
организации, британский парламентарий лорд Рассел Джонстон. В рамках новой
структуры действовали и содокладчики Мониторингового комитета ПАСЕ Андреас
Гросс и Андрес Хенкель. В комиссии работал и автор доклада по Нагорному
Карабаху Дэвид Аткинсон.
Факт наличия в составе комиссии известного представителя
корпоративных интересов британских топливных компаний Дэвида Аткинсона, а также
уполномоченных делегатов наиболее заинтересованного государства – Турции, лишь
подчеркивал степень предвзятости этой комиссии. Уже 5 июля Дэвид Аткинсон
выразил убежденность в необходимости подключения к протекающему в рамках МГ
ОБСЕ переговорному процессу также и представителей парламентов Армении и
Азербайджана. Предложение Дэвида Аткинсона соответствовало интересам
Азербайджана, который и тогда не переставал в весьма жестких тонах критиковать
деятельность МГ ОБСЕ. Официальный Ереван занимал диаметрально противоположную
позицию и настаивал на безальтернативности функционирования Минской группы как
главного механизма решения конфликта.
Деятельность комиссии продлилась сравнительно недолго -
около трех лет - и в 2008 году была заморожена. Причин было сразу несколько:
реакция сопредседательства МГ ОБСЕ, изначальная договоренность о
конфиденциальности переговорного процесса, президентские выборы в Армении и
Азербайджане, наконец, кончина лорда Рассела Джонстона. Тем не менее старт был
дан, тем более что за три года комиссия успела-таки отметиться предвзятыми
заявлениями и докладами.
НЫНЕШНЯЯ АКТИВИЗАЦИЯ УСИЛИЙ ОБЪЯСНЯЕТСЯ ТЕКУЩИМ РАСКЛАДОМ
СИЛ В ПАСЕ. Здесь есть два аспекта. Во-первых, председателем Парламентской
ассамблеи Совета Европы является представитель Турции Мевлют Чавушоглу.
Напомним, что в мае этого года он посетил Ереван и заявил о своих намерениях
реанимировать замороженный проект и лично возглавить комиссию. Он также
отметил, что "эта структура действовала до смерти лорда Рассела Джонстона,
после которой и по сей день нет согласия в вопросе, кто может наилучшим образом
председательствовать в данной комиссии, а также нет согласия вокруг ее формата
и мандата. Согласно резолюции, принятой ПАСЕ в 2005 году, должен быть создан
подкомитет по Нагорному Карабаху. Мы должны следовать этой резолюции".
4 октября, в период старта полевой миссии ОБСЕ, Мевлют
Чавушоглу вновь заявил о необходимости рассмотрения вопроса о восстановлении
деятельности подкомитета ПАСЕ по Нагорному Карабаху. Тремя днями позже в рамках
осенней сессии ПАСЕ по его инициативе состоялась вторая по счету встреча между
делегациями Армении и Азербайджана по той же проблеме.
И во-вторых, именно с ноября этого года по май 2011г.
председательство в Комитете министров Совета Европы переходит к Турции в лице
главы МИД Ахмета Давутоглу. Таким образом, через две недели турецкие усилия в
этом вопросе удвоятся.
Глава армянской делегации в ПАСЕ Давид Арутюнян 14 октября
заявил, что "воссоздание временной комиссии ПАСЕ по Карабаху не может
считаться эффективным шагом, поскольку переговоры проходят в рамках Минской
группы ОБСЕ". Армянская сторона считает, что деятельность этого
подкомитета приостановилась не вследствие субъективных причин – кончины
прежнего руководителя, а объективных, что было обусловлено секретностью работ
Минской группы ОБСЕ.
"Мы считаем, что работу, которая уже один раз
провалилась не по субъективным, а объективным причинам, не стоит возобновлять,
поскольку всегда есть опасность искушения использовать подкомитет в
пропагандистских целях. На сегодняшний день не принято окончательного решения
по вопросу, и азербайджанская сторона продолжает настаивать на возобновлении
деятельности подкомитета Парламентской ассамблеи", - отметил Арутюнян.
Сомнений в том, что турецкий тандем Давутоглу-Чавушоглу
будет продвигать линию по восстановлению деятельности подкомитета, быть не
может. Таким образом, характер последних событий вырисовывается вполне
отчетливо. Это заранее продуманный сценарий: Азербайджан нагнетает обстановку
на границе (желательно со смертями, что, собственно, и было сделано), ежедневно
обвиняет Минскую группу в бездеятельности, создает общий негативный фон, а
Турция (к которой с ноября переходит председательство в Комитете министров
Совета Европы и представитель которой - глава ПАСЕ) лоббирует проект по лишению
Минской группы "монопольного права" на карабахское урегулирование.
Арис КАЗИНЯН, golosarmenii.am
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.